г. Калуга |
|
27 февраля 2018 г. |
Дело N А36-4881/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Платова Н.В.,
судей Козелкина И.И., Сладкопевцевой Н.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пашковой Е.А.
при участии представителей истца Алексеевой И.М. (доверенность от 25.10.2017 N 5), ответчика Гункиной В.А. (доверенность от 07.11.2017 N 215/17),
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области кассационную жалобу открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 04 июля 2017 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2017 года по делу N А36-4881/2016,
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107, г. Москва; далее - общество "МРСК Центра") в лице филиала "Липецкэнерго" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к открытому акционерному обществу "Липецкая энергосбытовая компания" (ОГРН 1054800190037, ИНН 4822001244, г. Липецк;
далее - общество "ЛЭСК") о взыскании 687 306 руб. 58 коп. задолженности за оказанные с октября по ноябрь 2015 года услуги по передаче электроэнергии по договору от 26.01.2007 N 4 (далее - договор).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены открытое акционерное общество "Завод Железобетон" (ОГРН 1024840857140, ИНН 4823003220, г. Липецк; далее - общество "Завод Железобетон"), Елецкий муниципальный район в лице администрации Елецкого муниципального района (далее - администрация), общество с ограниченной ответственностью "Солнечная энергетика" (ОГРН 1067746718710, ИНН 7736541530, г. Данков Данковского р-на Липецкой обл; далее - общество "Солнечная энергетика").
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 04 июля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2017 года, иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 455 238 руб. 12 коп. задолженности (суд первой инстанции: Серокуровой У.В.; апелляционный суд: Кораблева Г.Н., Серегина Л.А., Махова Е.В.).
В кассационной жалобе общество "ЛЭСК" просило отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением судами ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), несоответствием выводов судов обстоятельствам дела.
Общество "ЛЭСК" указало, что суды неправомерно взыскали задолженность за услуги по передаче электроэнергии, в то время как энергоснабжающая организация расторгла с потребителями договоры энергоснабжения, а сетевая организация не ограничила им режим потребления электроэнергии.
В отзыве общество "МРСК Центра" возразило против доводов заявителя, указав на их невозможность введения ограничения потребления электроэнергии в отношении потребителей.
Общество "Завод Железобетон", администрация, общество "Солнечная энергетика" надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания (уведомления N N 24800019173487, 24800019173494, 24800019173470), своих представителей в суд не направили, что в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
В судебном заседании представители ответчика и истца подтвердили доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Проверив в порядке, установленном гл. 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Предметом иска является требование сетевой организации к энергоснабжающей организации о взыскании задолженности за услуги по передаче электроэнергии.
Суды в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 546 ГК РФ, п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), п.п. 17, 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения режима потребления электроэнергии), признали обязанной энергоснабжающую организацию оплатить сетевой организации оказанные с октября по ноябрь 2015 года услуги по передаче электроэнергии.
Как следует из материалов дела, во исполнение договора в период с октября по ноябрь 2015 года общество "МРСК Центра" оказало обществу "ЛЭСК" услуги по передаче электроэнергии потребителям: в октябре в объеме 171349131 кВт/ч на сумму 339 680 464 руб. 67 коп., в ноябре в объеме 175160350 кВт/ч на сумму 364 220 318 руб. 47 коп., а общество "ЛЭСК" приняло их с разногласиями: в октябре в объеме 6463351 кВт/ч на сумму 7 412 121 руб. 63 коп., в ноябре в объеме 19789373 кВт/ч на сумму 21 527 759 руб. 77 коп. и частично оплатило (акты об оказании услуг за октябрь и ноябрь 2015 года).
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Доводы заявителя об отсутствии у него обязанности оплатить услуги по передаче электроэнергии потребителям, с которыми он расторгнул договоры энергоснабжения, отклоняются в связи со следующим.
В п. 7.3. договора стороны согласовали, что в качестве претензий к оказанным услугам по передаче электроэнергии могут приниматься: 1) непредставление исполнителем ведомости об объемах переданной электроэнергии за расчетный месяц; 2) несоответствие показаний приборов учета потребителя, предоставленных исполнителем, показаниям, которые получены заказчиком в ходе проведенной им контрольной проверки; 3) несоответствие показаний приборов учета потребителя, полученных заказчиком от исполнителя и от потребителя в рамках договора энергоснабжения; 4) определение одной из сторон объемов переданной электроэнергии способом, не согласованным сторонами.
Суды установили, что энергоснабжающая организация подписала акты за октябрь и ноябрь 2015 года с разногласиями по объему услуг по передаче электроэнергии потребителям, с которыми она расторгла договоры энергоснабжения, в то время как сетевая организация не ввела ограничение режима потребления электроэнергии.
Таким образом, указанные энергоснабжающей организацией претензии не соответствуют основаниям, указанным в п. 7.4 договора.
Согласно абз. 2 пп. "б" п. 2 Правил ограничения режима потребления электроэнергии в редакции, действующей в спорный период, ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.
В соответствии с п. 17 Правил ограничения режима потребления электроэнергии в редакции, действующей в спорный период, при наличии у потребителей, кроме указанных в п. 18 настоящих Правил, акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного и согласованного в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке, ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в 2 и 3 пп. пп. "б", "д" п. 2 настоящих Правил, вводится в следующем порядке:
а) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет потребителю уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления до уровня технологической брони в случае невыполнения потребителем в срок, установленный в уведомлении, требования о погашении задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, с указанием:
даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения такого уведомления потребителем, если иной срок для ведения частичного ограничения режима потребления не определен актом согласования технологической и (или) аварийной брони;
даты полного ограничения режима потребления, вводимого в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности после введения частичного ограничения режима потребления.
В указанный в уведомлении срок потребитель обязан выполнить требование о погашении задолженности, а при его невыполнении - принять меры для безаварийного прекращения технологического процесса и обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления;
б) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) информирует о планируемом ограничении режима потребления помимо потребителя также уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного энергетического надзора, и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
в) при невыполнении потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, вводится частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони, если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони, - до уровня аварийной брони;
г) при невыполнении потребителем в указанный в уведомлении срок действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления до уровня технологической или аварийной брони исполнитель (субисполнитель) не производит действия по ограничению режима потребления и не позднее 1 рабочего дня извещает об этом инициатора введения ограничения, а если ограничение режима потребления вводится субисполнителем, то субисполнитель незамедлительно извещает об этом исполнителя, который не позднее следующих суток обязан известить об этом инициатора введения ограничения.
Инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) в течение 3 рабочих дней с даты получения указанного в настоящем подпункте извещения повторно уведомляет о планируемой дате введения частичного ограничения режима потребления потребителя, исполнителя, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного энергетического надзора, и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Исполнитель (субисполнитель) в указанный в повторном уведомлении срок производит действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии потребителя (с обязательным незамедлительным уведомлением об этом указанных органов государственной власти в случае отсутствия их представителей), если до указанного в повторном уведомлении срока потребитель не выполнил требования, содержащиеся в первоначальном уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления;
д) если по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони потребителем не будет погашена задолженность в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и указанных в подпункте "г" настоящего пункта органов государственной власти о дате и времени введения полного ограничения режима потребления, но не позднее 1 рабочего дня до даты введения такого ограничения;
е) возобновление подачи электрической энергии осуществляется после добровольного погашения потребителем задолженности в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, либо по соглашению сторон, либо на основании решения суда.
Ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением в соответствии с пп. "г" настоящего пункта частичного ограничения режима потребления, за исключением случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным, несет потребитель, в отношении которого введено такое ограничение. Потребитель, в отношении которого введено полное ограничение режима потребления, в случае, если им не была обеспечена готовность к введению полного ограничения режима потребления, несет ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением в отношении его полного ограничения режима потребления, за исключением случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным.
При отсутствии у потребителя акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного и согласованного в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке, ограничение режима потребления в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением таким потребителем своих обязательств либо в связи с прекращением обязательств сторон по договору вводится в соответствии с п.п. 15 или 16 настоящих Правил, вплоть до полного ограничения режима потребления. В этом случае потребитель, у которого отсутствует акт согласования аварийной и (или) технологической брони, несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
В силу п. 18 Правил ограничения режима потребления электроэнергии в редакции, действующей в спорный период, в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с п. 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
В отношении таких потребителей в случае их обслуживания гарантирующим поставщиком в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета (бюджетов) различных уровней бюджетной системы Российской Федерации может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате стоимости электрической энергии, включающей стоимость услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (далее - особый порядок предоставления обеспечения обязательств).
Перечень потребителей, в отношении которых предусматривается особый порядок предоставления обеспечения обязательств, формируется ежегодно, до 1 июля, уполномоченным федеральным органом, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации соответственно на основании обращений потребителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, ответственных за функционирование таких потребителей.
Ограничение режима потребления потребителей, в отношении которых предусмотрен особый порядок предоставления обеспечения обязательств, не вводится до истечения срока действия предоставленного обеспечения при условии, что величина предоставленного обеспечения на дату возникновения оснований для ограничения режима потребления равна или превышает размер неисполненных обязательств этих потребителей.
В соответствии с п. 2 Приложения к Правилам ограничения режима потребления электроэнергии в редакции, действующей в спорный период, к категории потребителей электроэнергии, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
Согласно абз.абз. 5, 6 п. 2 Правил ограничения режима потребления электроэнергии в редакции, действующей в спорный период, если введение ограничения режима потребления в отношении лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) потребителей, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии (мощности), услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии таким потребителям, то такое лицо обязано обеспечить поставку электрической энергии таким потребителям без ограничения режима их потребления, в том числе обеспечить подачу электрической энергии таким потребителям в объеме их потребления по соглашению с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), и уведомить об этом инициатора введения ограничения до даты и времени введения в его отношении ограничения режима потребления.
До реализации соответствующих организационно-технических мер, позволяющих ввести ограничение режима потребления в отношении одного потребителя при обеспечении поставки электрической энергии другим потребителям без ограничения режима их потребления, ограничение режима потребления не вводится.
Энергоснабжающая организация уведомила сетевую организацию о расторжении договора энергоснабжения с обществом "УО Коммунальщик" и введении ограничения режима потребления электроэнергии с 27.05.2013, точка поставки которого передана в пользование МУЖЭРП г. Ельца, в дальнейшем отозвала уведомление о введении ограничения режима потребления и указала на дальнейшее бездоговорное потребление электроэнергии (уведомления от 26.04.2013 N 10-892, N 10-894, от 23.05.2014 N 10862).
Объектами энергоснабжения являются артезианские скважины, водонапорные башни, объекты водоотведения (канализации).
Энергоснабжающая организация уведомила сетевую организацию о расторжении договора энергоснабжения с обществом "Завод Железобетон" и введении ограничения режима потребления электроэнергии с 14:00 15.01.2015 до уровня технологической брони 0,72 тыс. кВт; с 14:00 23.01.2015 до уровня аварийной брони 0,22 тыс. кВт; с 14:00 02.02.2015 полного ограничения (уведомление от 25.12.2014 N 3209/18).
Общество "Завод Железобетон" является смежной сетевой организацией, а также отнесено к категории потребителей электроэнергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим социальным последствиям (постановление Администрации Липецкой области от 25.06.2014 N 278).
В спорный период общество "Завод Железобетон" потребило электроэнергию в объеме ниже уровня технологической и аварийной брони (акт аварийной и технологической брони от 1999, ведомости электропотребления).
Энергоснабжающая организация уведомила сетевую организацию о расторжении договора энергоснабжения с обществом "Солнечная энергетика", не указало дату и время введения ограничения режима потребления электроэнергии (уведомление от 15.09.2015 N 2934-35).
Общество "Солнечная энергетика" является смежной сетевой организацией.
Объем электроэнергии, переданный обществу "Солнечная энергетика" в октябре 2015 года, составил 640903 кВт/ч, объем электроэнергии, переданный потребителям - 568082 кВт/ч, объем потерь электроэнергии в сетях общества "Солнечная энергетика" - 72821 кВт/ч; объем электроэнергии, переданный обществу "Солнечная энергетика" в ноябре 2015 года, составил 726092 кВт/ч, объем электроэнергии, переданный потребителям - 651565 кВт/ч, объем потерь электроэнергии в сетях общества "Солнечная энергетика" - 74528 кВт/ч. (баланс электрической энергии).
Энергоснабжающая организация возражала против оплаты услуг по передаче электроэнергии обществу "Солнечная энергетика" в объеме 708439 кВт/ч за ноябрь 2015.
Согласно абз. 4 п. 128 Правил ограничения режима потребления электроэнергии в редакции, действующей в спорный период, фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаемые сетевой организацией в соответствии с настоящим пунктом у гарантирующего поставщика, подлежат уменьшению на объемы электрической энергии (мощности), приобретаемой сетевой организацией в целях компенсации потерь электрической энергии у производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
Установив, что за октябрь 2015 года 72821 кВт/ч на сумму 114 690 руб. 01 коп., за ноябрь 2015 года 74528 кВт/ч на сумму 117 378 руб. 45 коп. составляют стоимость потерь электроэнергии в сетях смежной сетевой организации, такие расходы несет общество "Солнечная энергетика".
Поскольку объектами энергоснабжения являются артезианские скважины, водонапорные башни, объекты водоотведения (канализации), объекты, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим социальным последствиям и нарушению прав третьих лиц, в отношении точек поставки электроэнергии отсутствуют согласованные и подписанные в предусмотренном законом порядке действующие в спорный период акты аварийной и технологической брони, не соблюден специальный порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии с целью предотвращения экономических, экологических, социальных последствий, суды признали правомерными действия сетевой организации.
Кроме того, все точки поставки электроэнергии согласованы в приложении N 3 к договору.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.ст. 67, 68 и 71 АПК РФ, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания 455 238 руб. 12 коп. задолженности за оказанные с октября по ноябрь 2015 года услуги по передаче электроэнергии по договору.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права.
Арбитражный суд кассационной инстанции не установил нарушения судами норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании п. 1 ч. 1 ст. 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы отнесены на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 04 июля 2017 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2017 года по делу N А36-4881/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Платов |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.