г.Калуга |
|
27 февраля 2018 г. |
Дело N А68-2838/2017 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Лукашенковой Т.В. |
от заявителя: акционерного общества "Газпром газораспределение Тула" (г.Тула, ул.Мориса Тореза, д.5-а, ОГРН 1027100507180, ИНН 7107029245) - Ермакова Е.В., Денисов П.В. (дов. от 26.12.2017 N 74), Хохлов А.И. (дов. от 16.02.2018);
от заинтересованного лица: комитета Тульской области по тарифам (г.Тула, пр.Ленина, д.2, ОГРН 1067107006218, ИНН 7107092712) - Подосенов А.А. (дов. от 09.01.2018 N 40-01-11/1), Плешаков Д.Н. (дов. от 26.02.2018 N 40-01-11/365), Воронцова Е.С. (дов. от 26.02.2018 N 40-01-11/364);
от третьих лиц: федерального казенного предприятия "Алексинский химический комбинат" (Тульская обл., г.Алексин, пл.Победы, д.21) - не явились;
ФАУ "Главгосэкспертиза" (г.Москва, Фуркасовский пер., д.6) - не явились;
ООО "Техсистема-УМР" (Московская обл., г.Балашиха, ул.Советская, д.35) - Захаров В.В. (дов. от 19.02.2018);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета Тульской области по тарифам на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.09.2017 (судья Рыжикова Н.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 (судьи Еремичева Н.В., Стаханова В.Н., Мордасов Е.В.) по делу N А68-2838/2017,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Газпром газораспределение Тула" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным постановления комитета Тульской области по тарифам (далее - комитет по тарифам, комитет) от 02.03.2017 N 7/1 "Об установлении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения АО "Газпром газораспределение Тула" объекта капитального строительства федерального казенного предприятия "Алексинский химический комбинат" по индивидуальному проекту: "Газопровод высокого давления на Федеральное казенное предприятие "Алексинский химический комбинат" в г. Алексине, проектируемого на земельном участке с кадастровым номером N 71:24:040201:135 по адресу: Тульская область, г. Алексин, пл. Победы, д. 21" в части стоимости выполнения работ по врезке и пуску газа в сумме 521 724 рублей и о возложении на ответчика обязанности установить плату за технологическое присоединение в части стоимости выполнения работ по врезке и пуску газа в размере 1739350 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное казенное предприятие "Алексинский химический комбинат" (далее - комбинат) и общество с ограниченной ответственностью "Техсистема-УМР" (далее - ООО "Техсистема-УМР").
Решением от 15.09.2017 суд признал оспариваемое постановление незаконным и обязал комитет по тарифам устранить нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет просит состоявшиеся судебные решения отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельствам дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу общество просит оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители комитета поддержали доводы кассационной жалобы, представители общества поддержали доводы отзыва на жалобу, представитель ООО "Техсистема-УМР" просил оставить судебные акты без изменения.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 21.10.2014 между обществом (исполнитель) и комбинатом (заказчик) был заключен договор N 7369/2014 о подключении объекта капитального строительства, по условиям которого исполнитель обязался осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя: "Газопровод высокого давления на Федеральное казенное предприятие "Алексинский химический комбинат" в г. Алексине, проектируемого на земельном участке с кадастровым номером N 71:24:040201:135 по адресу: Тульская область, г. Алексин, пл. Победы, д. 21" (далее - объект строительства) к принадлежащей исполнителю на законном праве сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в Технических условиях (приложение N 1 к договору), а заявитель обязался оплатить услуги по подключению.
В соответствии с Методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газо- распределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными приказом ФСТ России от 28.04.2014 N 101-э-3, обществом произведен расчет платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования заявителя, согласно которому плата за технологическое присоединение составляет 29050,39 тыс. руб., в том числе расходы по врезке и пуску газа составляют 1739,48 тыс. руб.
26 декабря 2016 г. общество обратилось в комитет по тарифам с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения объекта строительства комбината по индивидуальному проекту в размере 29 050,39 тыс.руб. (без НДС).
Постановлением комитета по тарифам от 02.03.2017 N 7/1 утверждена плата за технологическое присоединение объекта строительства к системе газораспределения в размере 26803,31 тыс. руб., в том числе плата за врезку и пуск газа в размере 668,46 тыс. руб. (т.1, л.д.84-85).
Полагая, что данное постановление не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что комитет вышел за пределы своих полномочий, предлагая обществу иной способ врезки (под давлением), менее затратный, нежели предусмотрено проектно-сметной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Судами установлено, что в соответствии с постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 N 17 комитет по тарифам является органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов, который утверждает размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 1314) определен порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
Согласно пункту 1 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения есть совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Пунктом 96 названных Правил установлено, что размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В силу пункта 11 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственное регулирование цен на газ (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на организованных торгах), размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, и тарифов на услуги по его транспортировке, а также платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат.
Судами установлено, что обращаясь с заявлением в комитет по тарифам, общество представило все необходимые документы для установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Проектной документацией по объекту предусмотрено, что присоединение проектируемого газопровода к действующему будет произведено при полном отключении действующего газопровода.
Экспертной группой комитета проведена экспертиза представленных обществом материалов, в результате заявленные предприятием расходы были скорректированы в части суммы расходов на врезку и пуск газа путем её уменьшения. При этом комитет пришел к выводу о том, что общество выбрало более затратный способ врезки - путем полного отключения газа, хотя существует способ врезки под давлением (по итальянской технологии компании RAVETTI), который требует значительно меньших затрат (521724 руб. без НДС).
В соответствии с пунктом 10.2.2 "ГОСТ Р 55472-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Требования к сетям газораспределения. Часть 0. Общие положения", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 05.07.2013 N 289-ст, присоединение нового газопровода к существующему должно планироваться и выполняться таким образом, чтобы гарантировать безопасность и, при необходимости, бесперебойность подачи газа потребителям, а также безопасность проводимых работ.
Способ присоединения выбирается при проектировании объекта.
Согласно пункту 4.7.1 "ГОСТ Р 55473-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Требования к сетям газораспределения. Часть 1. Полиэтиленовые газопроводы", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 05.07.2013 N 290-ст, присоединение вновь построенного газопровода к действующему следует предусматривать без снижения давления газа на участке врезки, с частичным снижением давления или с полным отключением действующего газопровода с использованием методов, обеспечивающих безопасность проведения и качество выполняемых работ.
Возражая против изменения комитетом по тарифам способа врезки, общество направило в комитет особое мнение, в котором указало, что в целях безопасности в конкретном случае врезка возможна только путем полного отключения газопровода (т.1, л.д.35).
Суды пришли к выводу о том, что комитет по тарифам не вправе решать вопрос о том, какой способ врезки следует применять на конкретном объекте, тем более что проектной документацией способ врезки определен как врезка с отключением газопровода.
Довод кассационной жалобы о том, что судам необходимо было установить, возможен ли в конкретном случае такой способ врезки как врезка под давлением, не заслуживает внимания.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Комитет не представил доказательств того, что в конкретном случае возможно применение и такого способа врезки как врезка под давлением.
При таких обстоятельствах суд по праву признал оспариваемое постановление незаконным.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 15.09.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 по делу N А68-2838/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.