г.Калуга |
|
02 марта 2018 г. |
Дело N А64-628/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.03.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Платова Н.В., Сладкопевцевой Н.Г.
при участии от акционерного общества "Тамбовская сетевая компания" Березина О.В. по доверенности от 10.01.2018 N 006/028 и Мусорина А.В. по доверенности от 29.12.2017 N 006/018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба единого заказчика" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.05.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 по делу N А64-628/2017,
установил:
акционерное общество "Тамбовская сетевая компания" в лице Уваровского филиала, ОГРН 1056882300694, ИНН 6829012231 (далее - АО "ТСК") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 24.05.2017, к обществу с ограниченной ответственностью "Служба единого заказчика", ОГРН 1076816000777, ИНН 6830004965 (далее - ООО "СЕЗ") о взыскании 3 832 178 руб. 13 коп. задолженности по договору водоснабжения и водоотведения от 01.06.2009 N 231/в, образовавшейся в период с мая 2015 года по ноябрь 2016 года включительно.
К участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Тамбовское областное государственное унитарное предприятие "Единый расчетный центр" (далее - ТОГУП "ЕРЦ").
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 30.05.2017 (судья Попов Ю.В.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2017 (судьи Колянчикова Л.А., Маховая Е.В., Серегина Л.А.), исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ООО "СЕЗ", не соглашаясь с вынесенными судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права, обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акта, и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
ООО "СЕЗ" в кассационной жалобе ссылается на то, что истцом неправильно произведен расчет объема потребленных коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению и определен размер платы в спорный период. Ответчик, не оспаривая объем поставленной горячей воды, не согласен с методом определения тепловой энергии, и полагает, что нормы о применении в расчетах норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, являются императивными. Указывает, что тепловая энергия в системе горячего водоснабжения, не является коммунальным ресурсом. Считает, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, должен определяться в соответствии с формулой 23 пункта 26 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). При этом для применения данной формулы необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Представленные ООО "СЕЗ" в суд кассационной инстанции дополнительные документы, приложенные к письменным пояснениям от 16.02.2018 N 221, подлежат возврату заявителю, поскольку сбор доказательств, их исследование и оценка на стадии кассационного производства не допускаются в силу ограничений, установленных в статьях 286 и 287 АПК РФ.
АО "ТСК" в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании кассационной инстанции с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просят судебные акты первой и апелляционной инстанций оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
ООО "СЕЗ" и ТОГУП "ЕРЦ" надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей АО "ТСК", суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Как установлено судом и видно из материалов дела, 01.06.2009 открытое акционерное общество "Тамбовская сетевая компания" (в настоящее время - АО "ТСК") (поставщик), ООО "СЕЗ" (исполнитель) и областное государственное унитарное предприятие "Тамбовтеплоэнергоресурс" (в настоящее время реорганизовано путем присоединения в ТОГУП "ЕРЦ") (участник в расчетах) заключен договор водоснабжения и водоотведения N 231/в (в редакции протокола разногласий от 19.06.2009) (далее - договор), по условиям которого поставщик обязался осуществлять холодное и горячее водоснабжение, водоотведение в количестве, параметрах и по цене, установленных настоящим договором, а исполнитель взял на себя обязательства оплачивать полученную воду и сброшенные сточные воды в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся на его балансе сетей, приборов и оборудования, связанных с водоснабжением и водоотведением.
Основанием для заключения настоящего договора является заявка исполнителя с указанием объектов, непосредственно присоединенных к системам водоснабжения и канализации, данных о субабонентах, объемах водоснабжения и водоотведения исполнителя и субабонентов (приложение N 1 к договору).
К указанному договору стороны подписали дополнительные соглашения от 26.02.2010 N 1 (в редакции протокола разногласий от 05.03.2010), от 25.08.2010 N 3, от 01.03.2011 N 4 (в редакции протокола разногласий от 01.03.2011), от 21.03.2013 N 5 с дополнением от 08.04.2013, от 30.04.2013 N 6 (в редакции протокола разногласий от 30.04.2013), от 01.06.2013 N 7 и от 05.02.2015.
Данными соглашениями стороны уточняли, в том числе перечень многоквартирных домов, в отношении которых исполнитель приобретает коммунальные ресурсы.
В соответствии с пунктом 2.2.6 договора исполнитель обязан своевременно производить оплату поставщику за водоснабжение и водоотведение в порядке, установленном разделом 4 договора.
Пунктом 4.1 договора стороны предусмотрели, что расчеты за водоснабжение и водоотведение производятся согласно тарифам, утвержденным соответствующим регулирующим органом, которые на момент заключения договора составляют 11 руб. 06 коп. за один куб. метр питьевой воды, кроме того НДС 18%, 14 руб. 10 коп. за один куб. метр сточных вод, кроме того НДС 18%. Изменение тарифов на водоснабжение и водоотведение, осуществленное в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области, доводится до исполнителя через средства массовой информации и не требует переоформления договора.
Расчетный период равен одному календарному месяцу (пункт 4.2 договора).
Согласно пунктам 4.5 и 4.6 договора исполнитель берет на себя обязательство по организации собственниками помещений в многоквартирных домах оплаты за водоснабжение и водоотведение до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, по выставленным поставщиком исполнителю для оплаты счетам-фактурам.
В случае неполной оплаты за водоснабжение и водоотведение потребителями (представляющей собой разницу между начисленным поставщиком объемом за расчетный период по многоквартирному дому и объемом, фактически оплаченным потребителями) в срок, указанный в пункте 4.5 договора, исполнитель обязуется самостоятельно или с привлечением иного лица (агента) взыскивать в судебном порядке задолженность с потребителей и перечислять ее на расчетный счет поставщика.
Пунктом 5.3 договора стороны согласовали, что исполнитель несет ответственность за неполное или несвоевременное поступление денежных средств от собственников помещений многоквартирных домов за услуги водоснабжения и водоотведения.
Договор вступает в силу с 01.06.2009 и действует по 31.12.2009, а по расчетам - до полного исполнения сторонами своих обязательств, и может быть продлен на следующий календарный год на условиях, изложенных в пункте 6.1 договора.
Истец во исполнение условий договора в период с 01.05.2015 по 30.11.2016 включительно через централизованные системы водоснабжения и водоотведения осуществил поставку холодной воды, а также отведение сточных вод в отношении находящихся в управлении ответчика многоквартирных домов на общую сумму 99 881 213 руб. 28 коп., что подтверждается соответствующими счетами и актами, подписанными сторонами.
Поскольку оплата поставленных коммунальных ресурсов в рамках договора ответчиком произведена не в полном объеме, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Факт поставки ресурса в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, в спорный период подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Разногласия сторон возникли по поводу порядка расчета объема коммунального ресурса (горячей воды), потребленной многоквартирными домами, находящимися в управлении ответчика.
Истец рассчитал объем горячей воды, поставленной в многоквартирные дома, на основании показаний общедомового прибора учета и двухкомпонентного тарифа. Ответчик считает необходимым использовать при расчете стоимости приобретенной горячей воды расчетный объем коммунального ресурса, исчисленного исходя из норматива расчета тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 157, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами N 354, исходили из того, что при определении объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, истец правомерно руководствовался показаниями общедомового прибора учета.
При этом суды сочли несостоятельным довод ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям формулы N 23 пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354.
Между тем судами не учтено следующее.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как следует из дела, в рамках настоящего спора в целях расчета между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг подлежит применению, в том числе двухкомпонентный тариф на горячую воду, установленный регулирующим органом.
Разделом VII приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении, и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Изложенный порядок не противоречит Правилам N 124, а также части 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающей определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающий применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а применяемые в расчете величины служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Аналогичная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232.
Учитывая изложенное, суды отклоняя доводы ответчика со ссылкой на положения Правил N 354, ошибочно пришли к выводу об определении объема тепловой энергии в горячей воде по показаниям прибора учета, а не на основании норматива на подогрев.
В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации города Уварово Тамбовской области от 30.03.2016 N 538 признано утратившим силу постановление главы города Уварово от 22.11.2006 N 1480 "Об установлении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для потребителей города Уварово".
Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области в настоящее время принят приказ от 22.12.2017 N 03/247 утверждении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, вступающий в силу с 01.07.2018.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" (далее - Постановление N 63) признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 ГК РФ, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.
Согласно пункту 4 Постановления N 63 споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 63 в случае непринятия заменяющего нормативного правового акта спор о взыскании задолженности за поставленные ресурсы рассматривается с участием регулирующего органа.
При этом, при рассмотрении дела суд может учесть консультации специалистов, материалы тарифного дела, исходя из которых устанавливалась регулируемая цена, принять во внимание выводы, содержащиеся в судебных актах по делам, при рассмотрении которых уже определялась стоимость того же ресурса, поставленного тем же лицом за тот же регулируемый период, а также назначить в соответствии с процессуальным законодательством судебную экспертизу.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанции допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права, при этом суды приняли решение без назначения экспертизы в целях определения объема обязательств ответчика (или принятия иных мер, предусмотренных Постановлением N 63), а также без участия регулирующего органа, не привлеченного к участию в деле.
Указанные обстоятельства являются основанием к отмене судебных актов в соответствии с частями 3 и 4 статьи 288 АПК РФ.
Поскольку допущенные судами нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции для устранения допущенных нарушений.
При новом рассмотрении судам следует устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, с учетом требований, установленных статьей 71 АПК РФ, привлечь к участию в деле регулирующий орган, принять законное и обоснованное решение с учетом разъяснений, приведенных в Постановлении N 63.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы ООО "СЕЗ" не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 АПК РФ при отмене судебных актов с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.05.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 по делу N А64-628/2017 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
Н.В. Платов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 Постановления N 63 в случае непринятия заменяющего нормативного правового акта спор о взыскании задолженности за поставленные ресурсы рассматривается с участием регулирующего органа.
При этом, при рассмотрении дела суд может учесть консультации специалистов, материалы тарифного дела, исходя из которых устанавливалась регулируемая цена, принять во внимание выводы, содержащиеся в судебных актах по делам, при рассмотрении которых уже определялась стоимость того же ресурса, поставленного тем же лицом за тот же регулируемый период, а также назначить в соответствии с процессуальным законодательством судебную экспертизу.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанции допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права, при этом суды приняли решение без назначения экспертизы в целях определения объема обязательств ответчика (или принятия иных мер, предусмотренных Постановлением N 63), а также без участия регулирующего органа, не привлеченного к участию в деле.
...
При новом рассмотрении судам следует устранить отмеченные недостатки, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, с учетом требований, установленных статьей 71 АПК РФ, привлечь к участию в деле регулирующий орган, принять законное и обоснованное решение с учетом разъяснений, приведенных в Постановлении N 63."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 2 марта 2018 г. N Ф10-49/18 по делу N А64-628/2017
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-49/18
19.01.2018 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-628/17
09.11.2017 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4780/17
29.05.2017 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-628/17