28 февраля 2018 г. |
А14-2901/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.02.2018.
"28" февраля 2018 года |
|
Дело N А14-2901/2017 |
|
г. Калуга |
|
|
|
|
|
|
|
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
|||
судей |
Елагиной О.К. |
|||
|
Платова Н.В. |
|||
при участии в заседании: |
|
|||
от истца ООО "РВК-Воронеж": |
представителя Ковалева С.А. (доверенность N 113 от 10.03.2017); |
|||
от ответчика ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа": |
представителя Раевской Ю.А. (доверенность от 05.09.2017); |
|||
от ответчика Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации: |
представителя Раевской Ю.А. (доверенность от 28.12.2016); |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.09.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 по делу N А14-2901/2017,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж", ОГРН 1117746139499, ИНН 7726671234, (далее - ООО "РВК-Воронеж", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование западного военного округа", ОГРН 1117847144876, ИНН 7841443420, (далее - ФКУ "ОСК ЗВО"), а в случае отсутствия или недостаточности имущества в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, (далее - Минобороны России) о взыскании 7 000 000 руб. 04 коп. задолженности за услуги оказанные в период с 01.10.2016 по 31.12.2016 (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 30.08.2017 ФКУ "ОСК ЗВО" было отказано в удовлетворении ходатайства о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 15.09.2017 (судья Пригородова Л.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 (судьи Колянчикова Л.А., Сурненков А.А., Маховая Е.В.) решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.09.2017 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.09.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы считает, что истцом не доказан объем оказанных услуг и не соблюден претензионный порядок в отношении Минобороны России, в связи с чем, исковое заявление подлежало оставлению без рассмотрения, указывает, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, регулирующие правила о подсудности, установленные АПК РФ.
Представитель ответчиков поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, с учетом пояснений представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы, ввиду следующего.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 09.06.2016 между ООО "РВК-Воронеж" (поставщик) и ФКУ "ОСК ЗВО" (заказчик) был заключен государственный контракт N 2323 холодного водоснабжения и водоотведения, по условиям которого поставщик обязался подавать заказчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать в соответствии с с настоящим контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности, приведенном в приложении N 1.
Граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении эксплуатационной ответственности, приведенном в приложении N 2.
В п. 3 ч. I государственного контракта указано, что местом исполнения обязательств по договору является местонахождение объектов и сооружений для присоединения, указанных с приложениях N 3, N 7.
Датой начала подачи (потребления) холодной воды и приема сточных вод является 01.01.2016.
Согласно п. 26 государственного контракта оплата по настоящему контракту осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду и водоотведение, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При установлении организации водопроводно-канализационного хозяйства дфухставочных тарифов указывается размер подключенной нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоснабжения и водоотведения. В состав платы входит оплата расходов питьевой воды, рассчитываемая на основании общедомовых показаний приборов учета воды согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О проведении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов."
Тарифы установлены Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области приказами от 21.05.2015 N 22/2, N 22/3,N 22/4.
Объем холодной воды потребленной по настоящему контракту составляет 920364 м3.
Объем водоотведения потребителей по настоящему контракту составляет 936072 м3.
Расчетный период, установленный настоящим договором, равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
В соответствии с п. 74 государственного контракта (протокол согласования разногласий к государственному контракту) все споры и разногласия, возникающие между сторонами, связанные с исполнением настоящего контракта, подлежат досудебному урегулированию в претензионном порядке.
Согласно п. 78 государственного контракта (протокол согласования разногласий к государственному контракту) в случае не достижения сторонами соглашения спор и разногласия, возникшие в связи с исполнением настоящего контракта, подлежат урегулированию в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Настоящий договор вступает в силу с момента подписания сторонами и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2016.
Настоящий контракт заключен на срок до 31.12.2016.
Ссылаясь на то, что во исполнение условий контракта ООО "РВК-Воронеж" в период с с 01.10.2016 по 31.12.2016 оказывало ФКУ "ОСК ЗВО" услуги водоснабжения и водоотведения, однако оказанные услуги последним оплачены не были, после предъявления претензии, ООО "РВК-Воронеж" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды обоснованно исходили из того, что правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - правила N 776).
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона N 416-ФЗ к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
По смыслу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона N 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В силу пункта 28 Правил N 644 абоненты оплачивают полученную холодную воду, отведение сточных вод в объеме потребленной холодной воды, отведенных сточных вод до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Расчетный объем потребления холодной воды, отведенных сточных вод определяется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона N 416-ФЗ коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776, согласно пункту 3 которых, такой учет осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или расчетным способом.
При этом договор водоснабжения и водоотведения, к которому применяются положения о договоре энергоснабжения, в силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ, пункта 3 статьи 13, пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 416-ФЗ, пункта 18 Правил N 644, является публичным договором.
Фактический отпуск истцом ответчику в заявленный период холодной воды и прием сточных вод подтвержден материалами дела.
При этом судами принято во внимание, что доказательств того, что абонент отключил сети (путем установления заглушки на трубопроводе) не представлено, как не представлено и оформленного в установленном порядке двустороннего акта о прекращении потребления абонентом ресурса. В силу специфики правоотношений, затрагивающих сферу публичных интересов, истец не мог прекратить поставку коммунальных ресурсов на объекты ответчика.
Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" установлено, что действия по ограничению предоставления ресурсов объектам, обеспечивающим безопасность государства, являются действиями, нарушающими безопасность государства.
В соответствии с п. 2 ст. 544, п. 2 ст. 548 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности, суды пришли к правомерному выводу о наличии на стороне ФКУ "ОСК ЗВО" обязанности по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению, в связи с чем, проверив и признав верным произведенный истцом расчет задолженности, исходя из установленного тарифа и объемов холодной воды и сточных вод, обоснованно удовлетворили исковые требования.
Учитывая, что Минобороны России является собственником имущества ФКУ "ОСК ЗВО" и главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию его полномочий, и руководствуясь пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ, статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", подпунктом 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, суды первой и апелляционной инстанций правомерно возложили субсидиарную ответственность по долгам ФКУ "ОСК ЗВО" на Минобороны России в случае отсутствия у ФКУ "ОСК ЗВО" денежных средств.
Довод кассатора о том, что истцом в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не доказан объем оказанных услуг отклоняется окружным судом кассационной инстанции поскольку, оспаривая объем оказанных услуг, ответчик не представил иных сведений об объемах оказанных услуг, с учетом того, что их объем ФКУ "ОСК ЗВО" определяло самостоятельно и передавало сведения истцу; контррасчет суммы задолженности также не представлен.
Ссылка заявителя на нарушение судом первой инстанции правил подсудности также не может быть принята во внимание кассационной коллегией, поскольку опровергается обстоятельствами, установленными по делу.
Из пункта 3 государственного контракта, заключенного сторонами, следует, что местом исполнения обязательств по договору является местонахождение объектов и сооружений для присоединения, указанных в приложениях N 3 и N 7 контракта. Все объекты водоснабжения и водоотведения расположены в городе Воронеже.
Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей водопровода и канализации от 25.12.2015 составлены в отношении объектов, находящихся на территории городского округа город Воронеж.
Кроме того, как пояснил представитель истца в суде кассационной инстанции, ООО "РВК-Воронеж" является гарантирующим поставщиком для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения именно на территории городского округа город Воронеж.
Довод кассатора о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора был предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен, поскольку представленными в дело доказательствами подтверждается то обстоятельство, что истец условия государственного контракта в части досудебного урегулирования спора исполнил надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права, при принятии обжалуемых решения и постановления не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.09.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 по делу N А14-2901/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.