г.Калуга |
|
05 марта 2018 г. |
Дело N А83-7793/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2018 года.
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
Судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. |
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Олдим" (Республика Крым, г.Симферополь, ул.Глинки, д.72,): Жуков Д.М. - представитель по доверенности от 24.01.2018;
от Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым (Республика Крым, Сакский район, с.Штормовое, ул.Ленина, д.1,): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (Республика Крым, г.Симферополь, ул.Севастопольская, д.17): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Олдим" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.07.2017 (судьи Кузнякова С.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 (судьи Горшко Н.П., Градова О.Г., Карев А.Ю.) по делу N А83-7793/2016
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Олдим" (далее - ООО "СК "Олдим", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым (далее - администрация, ответчик) о признании незаконным бездействия Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым по невнесению изменений в постановление Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 29.09.2015 N 10-з "Об отнесении земельного участка к определенной категории земель и установлении вида разрешенного использования" на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Олдим" N 16 от 02.08.2016 и обязании Администрацию Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым в течении пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Крым принять меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Олдим" и внести в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, изменения в постановление Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 29.09.2015 N 10-з "Об отнесении земельного участка к определенной категории земель и установлении вида разрешенного использования", изложив пункт 1 названного постановления следующим образом: "земельный участок площадью 15,0000 га, расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, Сакский район, на территории Штормовского сельского поселения (за границами населенного пункта), переданный Сакскойрайонной государственной администрацией в АР Крым в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Олдим" (ОГРН1159102020990 ИНН/КПП9102156941/910201001 по договору аренды земельного участка от 22.03.2010, зарегистрированному в Сакском районном отделе КРФ ГП "Центр ГЗК", о чем в Государственном реестре земельных участков выполнена запись от 06.08.2010 под N 041002500017, отнести к категории земель - "земли особо охраняемых территорий и объектов" с видом разрешенного использования - "отдых (рекреация)" (код (числовое обозначение) - 5.0)".
В силу положений статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 06.07.2017 отказано в удовлетворении заявления общества.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.07.2017 по делу N А83-7793/2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением и постановлением ООО "СК "Олдим" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, приняв по делу новый судебный акт, указав, что фактически обращалось в администрацию с заявлением о внесении изменений в постановление, а не изменения категории и/или вида разрешенного использования земельного участка. До вступления в силу Федерального конституционного закона земельному участку в порядке, предусмотренном законодательством, действующим в тот период времени на территории Республики Крым, была установлена конкретная категория земель - "земли рекреационного назначения". Решений о переводе указанного земельного участка из категории земель "земли рекреационного назначения" в иную категорию, в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, не принималось.
Администрация в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, так как никакой ошибки при установлении категории и вида разрешенного использования земельного участка, допущено не было, договор аренды общества как правоустанавливающий документ наряду с другими обстоятельствами был учтен, фактически общество просит изменить установленную категорию земельного участка, однако полномочий на это у администрации не имеется. Кроме того, земельный участок находился в прибрежной защитной полосе Черного моря и частично в 100 метровой зоне от уреза воды, точные границы земельного участка не установлены.
Отзыва, либо пояснений от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в суд округа не поступило.
Определением от 01.02.2018, судом округа рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 26.02.2018.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Не явка в судебное заседание представителей иных лиц, участвующих в деле, согласно положениям части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Суд округа, с учётом заявленных доводов, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
По материалам дела, распоряжением Сакской районной государственной администрацией в Автономной Республике Крым от 22.03.2010 N 462-р "О передаче земельного участка ООО "СК "Олдим" в долгосрочную аренду для строительства и обслуживания благоустроенного пляжа с центром водных видов спорта для нужд территориальной громады Сакского района на территории Штормовского сельского совета Сакского района", утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 15.0000 га ООО "СК "Олдим" в долгосрочную аренду, установлено целевое использование земельного участка согласно Украинскому классификатору целевого использования земли - 4.3 "рекреационного назначения", категория вида земель - земли рекреационного назначения.
Согласно договору аренды земельного участка от 22.03.2010, заключенного между обществом и Сакской районной государственной администрацией в АР Крым, зарегистрированному в Сакском районном отделе КРФ ГП "Центр ГЗК", о чем в Государственном реестре земельных участков выполнена запись от 06.08.2010 под N 041002500017, общество является арендатором земельного участка, имеющего, помимо прочего, следующие характеристики:
- место расположения: Российская Федерация, Республика Крым, Сакский район, на территории Штормовского сельского поселения (за границами населенного пункта);
- кадастровый номер (по украинскому реестру): 0124388800:09:001:0355;
- общая площадь 15,0000 га открытых земель без растительного покрова или с незначительным растительным покровом, в том числе пески (включая пляжи);
- категория земель (согласно договору аренды): земли рекреационного назначения (код по УКЦВЗ - 4.3 "рекреационное назначение";
- функциональное назначений (согласно договору аренды): для строительства и обслуживания упорядоченного пляжа с центром водных видов спорта.
22.03.2010 составлен акт приема-передачи земельного участка, в котором в том числе указано, что земельный участок находится в прибрежной защитной полосе Черного моря.
Общество обратилось в администрацию с письменным заявлением от 10.07.2015 об отнесении земельного участка к категории "земли особо охраняемых территорий и объектов" и установлении ему вида разрешенного использования "отдых (рекреация)" (код (числовое обозначение) вида разрешенного использования согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" - 5.0) с целью последующего переоформления договора аренды в соответствии с российским законодательством.
Постановлением Администрации от 29.09.2015 N 10-з "Об отнесении земельного участка к определенной категории земель и установлении вида разрешенного использования" земельный участок отнесен к категории "земли водного фонда" с видом разрешенного использования "общее пользование водными объектами" (код (числовое обозначение) 11.1).
20.11.2015 директор общества вновь обратился к главе администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым с заявлением о дополнении вида разрешенного использования земельных участков, в соответствии с письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - категория 5.0, с приложением письма Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым N 01-10/29634 от 19.11.2015.
Обращение директора "СК "Олдим" от 20.11.2015 по вопросу изменения установленного вида разрешения использования было направлено депутатской комиссии по вопросам территориального планирования, землепользования, благоустройства и охраны окружающей природной среды Набоку О.А. Заявителю рекомендовалось предоставить депутатской комиссии оригиналы документов, на которые он ссылался в обращении.
Письмами от 22.12.2015 N 195, N 196 общество указывает на направление в очередной раз полного пакета запрашиваемых документов и просит пригласить представителя общества на заседание постоянной депутатской комиссии по вопросам территориального планирования, землепользования, благоустройства и охраны окружающей природной среды.
02.08.2016 общество вновь обратилось в Администрацию с заявлением о внесении изменений в указанное выше постановление от 29.09.2015 N 10-з и отнесении земельного участка к категории земель - "земли особо охраняемых территорий и объектов" с видом разрешенного использования - "отдых (рекреация" (код (числовое обозначение) - 5.0).
Письмом от 26.09.2016 N 03-2/2040 администрация со ссылкой на положения статьи 8, части 2 статьи 92, частей 1, 2 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) уведомила общество о том, что земельный участок, предоставленный ООО "СК "Олдим" по договору аренды от 22.03.2010 является собственностью Республики Крым. Учитывая изложенное полагает, что по вопросу отнесения территории, на которой расположен арендованный обществом земельный участок, к землям особо охраняемых территорий возможно только после получения соответствующего статуса, который определяется уполномоченным исполнительно-распорядительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Заявителю разъяснено также то, что статьями 17, 18 Закона Республики Крым от 16.01.2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым" установлено, что до утверждения градостроительной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, но не позднее 01.01.2017, перевод земельных участков из одной категории в другую, изменение (установление) вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с требованиями Закона республики Крым от 30.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым". Указано на то, что администрация не располагает действующей градостроительной документацией, определяющей функциональное назначение земельного участка, расположенного за границами сел Штормовского сельского поселения, находящихся на условиях аренды у ООО "СК "Олдим". Изменение вида разрешенного использования земельных участков возможно только после разработки соответствующих градостроительных документов: документов территориального планирования и градостроительного зонирования, в том числе правил землепользования и застройки, которые включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительного регламента.
В материалах дела имеется письмо Министерства от 17.08.2016 N 01-10/26522 о результатах рассмотрения обращения ООО "Строительная компания "Олдим" в котором помимо прочего указано, что по мнению третьего лица, учитывая, что испрашиваемая категория земель установлена указанному земельному участку ранее и решение о ее переводе в иную категорию земель не принималось, органу местного самоуправления необходимо внести соответствующие изменения в вышеуказанное постановление, а именно: с учетом ранее определенной категории земель - "земли рекреационного назначения", соотнести с категорией "земли рекреационного назначения" и соотнести указанное в договоре функциональное назначение земельного участка с видом разрешенного использования отнесенного к группе видов разрешенного использования 5.0 (отдых (рекреация).
Посчитав, что со стороны администрации имеется незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер, направленных на внесение изменений в Постановление N 10-з в части установленных категории и вида разрешенного использования земельного участка, нарушающее его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 06.07.2017, оставленным в силе постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2017, отказано в удовлетворении требований.
Не согласившись с решением и постановлением общество обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа не находит оснований для удовлетворения жалобы общества.
На основании пункта 2 Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 (далее - Положение N 378), категория и (или) вид использования земельного участка считаются установленными со дня внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Судами установлено, что поводом для обращения заявителя в администрацию, послужило требование о внесении изменений в постановление администрации от 29.09.2015 N 10-з "Об отнесении земельного участка к определенной категории земель и установлении вида разрешенного использования", которым такая категория на основании Положения N 378 земельному участку уже была установлена и соответствующие сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
С учетом местоположения земельного участка, безусловных оснований считать, что администрацией была допущена опечатка при вынесении постановления N 10-з, у суда не имеется.
Согласно Таблице соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель, утвержденных постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378, к землям водного фонда относятся по виду функционального использования земельных участков - для эксплуатации и ухода за водными объектами, для ухода за береговыми полосами водных путей, по виду разрешенного использования земельных участков - общее пользование водными объектами - использование земельных участков, примыкающих к водным объектам способами, необходимыми для осуществления общего водопользования (водопользование, осуществляемое гражданами для личных нужд, а также забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, если соответствующие запреты не установлены законодательством), код 11.1.
Таким образом, обращаясь 02.08.2016 в администрацию с заявлением о внесении изменений в указанное выше постановление от 29.09.2015 года N 10-з и отнесении земельного участка к категории земель - "земли особо охраняемых территорий и объектов" с видом разрешенного использования - "отдых (рекреация" (код (числовое обозначение) - 5.0) заявитель фактически просит изменить установленные категорию и вид разрешенного использования земельного участка.
Вместе с тем, согласно пункту 19 Положения N 378 перевод земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного и водного фонда в земли иных категорий независимо от их форм собственности осуществляется Минимуществом, за исключением случаев их включения в границы населенного пункта.
Кроме того, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, при условии соблюдения требований технических регламентов.
В силу положений пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 указанного закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Закона N 131-ФЗ).
Уставом муниципального образования Сакский район Республики Крым предусмотрено, что к вопросам местного значения района относится утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд (пункт 17 статьи 6 Устава).
Для обсуждения проектов муниципальных нормативных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей района, Сакским районным советом, председателем Сакского районного совета могут проводиться публичные слушания.
На публичные слушания должны выноситься в том числе проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки (пункт 1, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Устава).
В письме от 26.09.2016 Администрация Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым указывает на то, что администрация не располагает действующей градостроительной документацией, определяющей функциональное назначение земельного участка, расположенного за границами сел Штормовского сельского поселения, находящихся на условиях аренды у ООО "Строительная компания "Олдим".
Кроме того, исходя из решения Штормовского сельского совета Сакского района Республики Крым от 28.06.2016 N 218 "О передаче полномочий муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым в сфере градостроительной деятельности администрации Сакского района Республики Крым" полномочия муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым в сфере градостроительной деятельности переданы Администрации Сакского района Республики Крым.
Следовательно, Администрация Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым не обладает полномочиями в области градостроительной деятельности на территории муниципального образования, в том числе полномочиями по разрешению вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного на территории сельского поселения.
С учетом изложенного, принимая во внимание изготовление и направление Администрацией Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым в адрес заявителя письма по его заявлению, с изложением оснований для отказа, у суда округа так же не имеется оснований считать, что со стороны администрации имело место бездействие, которое оспаривается заявителем, поскольку последним были совершены действия (направлено письмо), в котором изложены подробным образом мотивы ответа на обращение заявителя.
Вопреки позиции общества, несогласие с этими мотивами не свидетельствует о наличии бездействия уполномоченного органа как такового.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Достаточных оснований для удовлетворения требований общества и пересмотра обжалуемых судебных актов по доводам жалобы не имеется. Арбитражный суд округа так же не установил нарушения судами норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина за подачу кассационной жалобы составляет 1 500 рублей.
В силу положений статьи 104 АПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 рублей, по платёжному поручению от 23.11.2017 N 6, подлежит возврату из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Олдим".
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.07.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 по делу N А83-7793/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Олдим" (ОГРН1159102020990, ИНН9102156941, Республика Крым, г.Симферополь) из федерального бюджета излишне уплаченную по платёжному поручению от 23.11.2017 N 6 государственную пошлину в сумме 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.