г.Калуга |
|
7 марта 2018 г. |
Дело N А83-2158/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 марта 2018 года.
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
Судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. |
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Эльмаз" (Республика Крым, г.Судак, ул.Спендиарова, д.60): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Администрации города Судака Республики Крым (Республика Крым, г.Судак, ул.Ленина, д.85"А"): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Судака Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.05.2017 (судья Авдеев М.П.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 (судьи Карев А.Ю., Омельченко В.А., Градова О.Г.) по делу N А83-2158/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эльмаз" (далее - ООО "Эльмаз", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Судака Республики Крым (далее - Администрация, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в установленный срок ответа на заявление от 21.11.2016, и понуждении устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.05.2017 заявление удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непредставлении ответа в срок на заявление ООО "Эльмаз" от 21.11.2016, в котором заявитель просил определить вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Судак, ул.Кипарисовая аллея, д.3"А".
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.05.2017 по делу N А83-2158/2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с судебными актами Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, приняв по делу новый судебный акт, указав, что предоставление документа с установленными вспомогательными видами разрешенного использования земельного участка для процедуры переоформления права аренды земельного участка не требуется. В "Положении об особенностях отнесения к определенной категории и установлении вида разрешенного использования земельного участка", утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 (далее - Положение N 378) не имеется указания, что оно распространяет своё действие на определение вспомогательных и условно-разрешенных видов разрешенного использования.
От ООО "Эльмаз" отзыва, либо пояснений в суд округа не поступили.
Стороны в суд представителей не направляли, что не является в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) препятствием рассмотрения дела.
Суд округа, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 18.10.2010 между ООО "ЭЛЬМАЗ" и Администрацией города Судака заключен договор аренды земельного участка N 041001600056, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Судак, ул.Кипарисовая аллея, д.3"А".
Участок передан в долгосрочную аренду для размещения общественно-бытового комплекса с гостиничными номерами.
Целевое использование земельного участка установлено для прочей некоммерческой деятельности, в соответствии с УКЦИЗ участку присвоен код 1.11.6.
В связи с необходимостью переоформить договор аренды с Администрацией города Судака Республики Крым в соответствии с подпунктами 14-16 статьи 3 Закона Республики Крым N 38 от 31.07.2014 и после проведения кадастровых работ 14.04.2016 ООО "ЭЛЬМАЗ" обратилось к заинтересованному лицу с заявлением об определении вида разрешенного использования земельного участка.
16.05.2016 за N 719 заинтересованным лицом принято Постановление, в котором определен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номер 90:23:010102:39 - гостиничное обслуживание код 4.7.
В связи с необходимость определить вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка, 21.11.16 ООО "ЭЛЬМАЗ" было подано заявление в Администрацию города Судака, в котором заявитель просил определить вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка по адресу: г.Судак, ул.Кипарисовая аллея, д.3"А", а именно: бытовое обслуживание (код.3.3.), магазины (код 4.4.), общественное питание (4.6).
Однако ответа от Администрации получено не было.
16.01.2017 заявитель повторно обратился к заинтересованному лицу с заявлением, в котором указал на грубое нарушение сроков согласования вспомогательных видов разрешенного использования, однако ответа также не последовало.
Лишь 13.03.2017 Администрация направила обществу ответ, в котором сослалась на то, что порядок определения вспомогательных видов разрешенного использования ни одним нормативно-правовым актом не установлен.
Согласно данным публичной кадастровой карты, размещенной в сети "Интернет" по адресу http://pkk5.rosreestr.ru, 10.10.2017 в ГКН внесены сведения в отношении данного земельного участка о таких видах разрешенного использования как гостиничное обслуживание, общественное питание, магазины, бытовое обслуживание.
Вместе с тем ранее, 27.02.2017, не согласившись с бездействием Администрации, заявитель в порядке главы 24 АПК РФ обратился в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.05.2017 заявление удовлетворено частично, постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 решение оставлено в силе.
Не согласившись с судебными актами Администрация обратилась с кассационной жалобой.
Суд округа приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (далее - Закон N 6-ФКЗ).
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 38-ЗРК, особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи, а также установления категории земельных участков, которые не были отнесены ни к одной из категорий до вступления в силу Федерального конституционного закона, устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
В свою очередь, особенности отнесения к определенной категории земель и (или) определения (изменения) вида разрешенного использования образуемых земельных участков, в том числе из земель государственной и муниципальной собственности, ранее учтенных земельных участков, а также при переводе земельных участков из одной категории в другую (далее - установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка), установлены "Положением об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков", утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории.
В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории пунктом 4 Положения предусмотрено установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами.
Из пункта 5 следует, что изменение категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка на категорию земель и (или) вид разрешенного использования земельного участка, не предусмотренные документами, указанными в пункте 3 или 4 настоящего Положения, возможно только путем внесения изменений в указанные документы или путем принятия новых соответствующих документов.
На основании пункта 6 Положения до принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации", с учетом требований Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон об особенностях) и "Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель" (далее - Таблица).
Согласно пункту 7 Положения в случае отсутствия в документах, указанных в пункте 6 настоящего Положения, сведений о категории земель и (или) виде разрешенного использования ранее учтенного земельного участка, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования такого участка осуществляется в соответствии с целью предоставления земельного участка, указанной в решении о его предоставлении, с учетом требований Закона об особенностях и Таблицы.
Далее в соответствии с пунктами 8 и 9 Положения в случае отсутствия документов, указанных в пунктах 3, 4, 6 и 7, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с действующей градостроительной документацией, принятой до 16.03.2014 с учетом требований Закона об особенностях и Таблицы.
В случае отсутствия документов, предусмотренных пунктами 3 - 8 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с назначением зданий, расположенных на земельном участке, а при отсутствии зданий - категорией земель и (или) видом разрешенного использования, общим для двух и более смежных земельных участков, а при их отсутствии - в соответствии с заявленной заинтересованным лицом целью использования земельного участка. Цель использования земельного участка указывается как соответствующее разрешенное использование земельного участка в соответствии с Классификатором.
Таким образом, Положением N 378 установлено сразу несколько последовательно применяемых оснований для установления категории и вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с Российским законодательством.
Установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в случаях, установленных пунктом 3 или 4 настоящего Положения, отнесено к компетенции органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, утвердившим соответствующий документ, а в случаях, предусмотренных пунктами 6 - 10 настоящего Положения, - органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка (далее - орган местного самоуправления) согласно пункту 11 Положения.
Из пункта 15 Положения следует, что Совет министров Республики Крым или уполномоченный Советом министров Республики Крым исполнительный орган государственной власти Республики Крым или органы местного самоуправления соответствующих сельских, городских поселений, городских округов, осуществляющие распоряжение земельными участками, самостоятельно определяют основные и вспомогательные виды разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 21 Положения, орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица принимает решение об установлении категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка в течение двадцати рабочих дней с момента поступления заявления, а в случае направления запроса Госкомрегистром - в течение пяти рабочих дней с момента поступления соответствующего запроса.
Пунктом 25 Положения установлено, что подача заявления с нарушением требований, установленных пунктами 23 и 24 настоящего Положения, является основанием для возврата заявления без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.
Суд округа поддерживает доводы Администрации о том, что обязанность по установлению категории и вида разрешенного использования земельного участка, арендуемого обществом, была исполнена органом местного самоуправления с принятием постановления от 16.05.2016 N 719, в котором определен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номер 90:23:010102:39 - гостиничное обслуживание код 4.7.
На основании пункта 2 Положения N 378, категория и (или) вид использования земельного участка считаются установленными со дня внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 2 статьи 37 ГК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 4 статьи 37 ГК РФ определено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются соответствующим правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно части 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. При этом основополагающим фактором для установления видов разрешенного использования земельного участка является категория земель данного участка.
Вспомогательный вид использования направлен на обеспечение функционирования основного вида использования. Для всех видов объектов с основными и условно разрешёнными видами использования вспомогательные виды разрешённого использования применяются в отношении объектов, технологически связанных с объектами, имеющими основной и условно разрешённый вид использования или обеспечивающих их безопасность в соответствии с нормативно-техническими документами.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540. Данный классификатор не разделяет виды использования, следовательно, вспомогательные виды разрешённого использования, введены, как неразрывно связанные с основным назначением земельных участков.
Так, гостиничное обслуживание, код 4.7, представляет собой размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них.
Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378, так же не конкретизирует, на какие именно виды разрешенного использования земельных участков (основные, условно разрешенные, вспомогательные), оно распространяет свое действие.
Вместе с тем, согласно пункту 15 Положения N 378 органы местного самоуправления городских поселений, городских округов, осуществляющие распоряжение земельными участками, самостоятельно определяют основные и вспомогательные виды разрешенного использования.
Следовательно, порядок рассмотрения заявлений заинтересованных лиц об установлении вспомогательных видов разрешенного использования, как верно отмечено судами первой и апелляционной инстанции урегулирован нормами Положения N 378.
Получив заявление общества от 21.11.2016 и от 16.01.2017, связанное с дополнением видов разрешенного использования земельного участка, Администрация в силу пункта 25 Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков была обязана проинформировать общество о порядке рассмотрения такого заявления.
Из материалов дела следует, что Администрация города Судака Республики Крым, в нарушение вышеуказанных требований, не рассмотрела и не направила в адрес ООО "Эльмаз", ответ на поданное им 21.11.2016 заявление, что послужило основанием для оспаривания бездействия Администрации в судебном порядке.
При таких обстоятельствах у суда округа не имеется достаточных оснований для пересмотра выводов судебных актов об удовлетворении требований общества, касающихся признания незаконным бездействия Администрации города Судака Республики Крым, выразившегося в непредставлении ответа, на заявление ООО "Эльмаз" от 21.11.2016 без возложения на Администрацию города Судака Республики Крым, в порядке части 4 статьи 201 АПК РФ обязанности устранения допущенного нарушения, так как Администрация города Судака Республики Крым, 13.03.2017 за N 8565/01.01-09 направила в адрес ООО "Эльмаз" ответ на обращения последнего.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.05.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 по делу N А83-2158/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.