г.Калуга |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А83-1601/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2018 года.
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Якимова А.А. |
при участии:
от индивидуального предпринимателя Абрамян Гаяне (Республика Крым, г.Симферополь): Ольшанская Т.С. - представитель по доверенности от 24.03.2017 82АА N 0694909;
от Администрации города Алушты Республики Крым (Республика Крым, г.Алушта, пл.Советская, д.1): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.04.2017 (судья Чумаченко С.А.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 (судьи Омельченко В.А., Градова О.Г., Карев А.Ю.) по делу N А83-1601/2017
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Абрамян Гаяне (далее - ИП Абрамян Г., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными действия Администрации города Алушты Республики Крым (далее - Администрация, ответчик) по отказу в приведении в соответствие действующему законодательству договора аренды земли, заключенного 17.02.2010 между предпринимателем и Алуштинским городским советом, зарегистрированного в книге записей государственной регистрации договоров аренды земли Алуштинского городского совета 13.12.2011 N 01103000400080, оформленного письмом от 06.02.2017 N А-1/71/2-674, и обязать Администрацию осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г.Алушта, ул.Набережная, д.18, кадастровый номер 90:15:010109:301, в трех экземплярах и их подписание, а также направить проект договора для подписания заявителю в течение 10 календарных дней с момента принятия решения судом (с учётом принятых к рассмотрению уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.04.2017 заявление предпринимателя удовлетворено, действия Администрации оформленные письмом от 06.02.2017 N А-1/71/2-674 признаны незаконными. Суд первой инстанции обязал Администрацию осуществить подготовку и направить проект договора аренды земельного участка.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.04.2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с судебными актами Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, приняв по делу новый судебный акт указав, что испрашиваемый заявителем земельный участок имеет отличные от переданного ему ранее в аренду земельного участка конфигурацию и месторасположение, поэтому предприниматель просит по существу заключить новый договор аренды, в связи с нахождением на спорном земельном участке объекта недвижимого имущества, также исключив из него упоминание сервитутов. Ответчик указал, что "Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым", утвержденный Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313, в данном случае не применим.
ИП Абрамян Гаяне отзыва, либо пояснений суду не представила.
Представители администрации в судебное заседание не прибыли, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Представитель предпринимателя в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, так как предприниматель просила о переоформлении ранее заключенного договора аренды, и поскольку в переоформлении договора было отказано, имеет право на судебную защиту.
Выслушав представителя предпринимателя, с учётом заявленных доводов, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора аренды земельного участка от 17.02.2010, заключенного между Алуштинским городским советом и заявителем согласно решению Алуштинского городского совета от 08.10.2008 N 31/46, предпринимателю передан в аренду сроком на 49 лет земельный участок (кадастровый номер 0110300000:01:009:0108) общей площадью 0,0409 га под использование в коммерческих целях для размещения кафе, расположенного по адресу: г.Алушта, ул.Набережная, д.18.
Согласно пункта 2 договора, в аренду передается земельный участок (кадастровый N 0110300000:01:009:0108) площадью 0,0409 га, в том числе по угодьям: земли, используемые в коммерческих целях - 0,0409 га. На земельном участке расположены объекты недвижимого имущества: под зданиями и сооружениями - 0,0274 га; а также объекты инфраструктуры: - под проездами, проходами и площадками - 0,0135 га.
В пункте 3 договора отражено, что на земельном участке расположены объекты недвижимого имущества: под зданиями и сооружениями площадью 0,0274 га, а также 3 объекты инфраструктуры - под проездами, проходами и площадками - 0,0135 га. Целевое назначение земельного участка: земли жилой и общественной застройки.
Пунктом 26 договора на арендованный земельный участок установлены ограничения (отягощения) и другие права третьих лиц: на земельный участок площадью 0,0409 га установлено ограничение - соблюдение режима использования земель в прибрежной защитной полосе Черного моря, на земельный участок площадью 0,0081 га установлен сервитут - без права застройки и ограждения, для устройства пешеходного тротуара (шириной 4 м вдоль ул.Набережной), на земельный участок площадью 0,0062 га установлен сервитут - для пропуска русла реки и обслуживания проходного канализационного коллектора.
Договор зарегистрирован в установленном на тот период законодательством Украины порядке в книге записей государственной регистрации договоров аренды земли Алуштинского городского совета 13.12.2011 запись N 011030004000080.
Актом приема-передачи от 13.12.2011 земельный участок передан в пользование на условиях аренды.
Согласно декларации о начале выполнения строительных работ, зарегистрированной в Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым 05.06.2012 за N КР 08312090911, предприниматель, получив в установленном законодательством Украины порядке разрешительные документы, осуществил реконструкцию принадлежащего ему на праве собственности здания кафе под гостиницу в единый курортно-гостиничный комплекс.
09.01.2015 осуществлена государственная регистрация Абрамян Гаяне в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно кадастровой выписке от 13.01.2016 N 90-02/2016-5532 земельный участок площадью 406+/-7 м?, расположенный по адресу: г.Алушта, ул.Набережная, д.18, поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный с присвоением кадастрового номера 90:15:010109:301, с видом разрешенного использования - гостиничное обслуживание.
12.01.2017 ИП Абрамян Гаяне, исполняя установленную Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" обязанность по приведению действующего договора аренды земельного участка в соответствие с законодательством Российской Федерации, обратился в администрацию с соответствующим заявлением, приложив к заявлению необходимые документы.
Администрация города Алушты Республики Крым письмом от 06.02.2017 N А-1/71/2-674 уведомила индивидуального предпринимателя Абрамян Гаяне, что согласно пункта 26 договора, на часть земельного участка площадью 81 м? установлен сервитут - без права застройки и ограждения, для обустройства тротуара шириной 4 метра, на земельный участок площадью 62 м? сервитут - пропуск русла реки и обслуживание проходного канализационного коллектора на земельном участке площадью 409 м? - соблюдение режима использования земель в прибрежной защитной полосе Черного моря - данные ограничения и сервитуты должно быть отражены в кадастровой выписке на земельный участок. В предварительной кадастровой выписке они отсутствуют. Арендатором вышеуказанные сервитуты и ограничения не выполняются, что является существенным нарушением условий договора аренды (пункт 32 договора). Данные нарушения условий со стороны арендатора делает невозможным приведение в соответствие действующему законодательству представленный предпринимателем договор аренды.
Полагая, что такие действия уполномоченного органа являются незаконными и нарушают права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.04.2017, оставленным в силе постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017, требования предпринимателя удовлетворены, поскольку суды посчитали отказ администрации в переоформлении договора аренды не основанным на нормах права.
Не согласившись с судебными актами Администрация обратилась с кассационной жалобой.
Суд округа считает жалобу администрации не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктом 9 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее по тексту - Закон N 38-ЗРК) определено, что право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. В силу пункта 13 статьи 3 Закона N 38-ЗРК стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 01.01.2018 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка (пункт 14 статьи 3 Закона N 38-ЗРК).
Согласно пункту 17 статьи 3 Закона N 38-ЗРК порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с частью 14 настоящей статьи устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Порядок переоформления прав на земельные участки регламентирован Постановлением Совета министров республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым" (далее по тексту - Порядок).
Пунктом 2 названного Порядка установлено, что переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - подлежащие переоформлению права).
Согласно абзацу второму пункта 5 Порядка возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее по тексту - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктами 6 и 7 Порядка установлены требования к оформлению заявления и перечень документов, необходимых при подаче соответствующего заявления в уполномоченный орган.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела предприниматель обратилась в администрацию с заявлением от 12.12.2016 в котором просит обратить внимание на то, что указанные в договоре аренды сервитуты противоречат действующему законодательству и не подлежат включению в проект переоформленного договора.
Позднее 12.01.2017 предприниматель обратилась в администрацию с заявлением, в котором просит предоставить спорный земельный участок в порядке переоформления прав по договору аренды на земельный участок площадью 0,0409 га кадастровый номер 90:15:010109:301 целевое использование - гостиничное обслуживание.
Таким образом, в данном случае предприниматель просил предоставить земельный участок в порядке переоформления прав по ранее заключенному договору аренды, судами к возникшим правоотношениям правомерно применены нормы Порядка. Фактических оснований считать, что предпринимателем испрашивался земельный участок под объектом недвижимого имущества в ином порядке, не имеется.
Пунктом 12 Порядка определено, что основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
Частью 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК установлен закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьёй:
- предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
- несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Судами установлено, что основания, по которым администрация полагает договор аренды предпринимателя не подлежащим переоформлению, не соответствуют нормам части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК. Кассационная жалоба не содержит доводов, которые бы опровергали данные выводы обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 13 Порядка при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган не позднее 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка обеспечивает:
1) принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование);
2) подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права);
3) изготовление копии представленного подлинника правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, проставление печати о погашении данного документа и возвращение его заявителю.
Согласно пункту 14 Порядка сроки договора аренды и договора об установлении сервитута, заключенных в порядке переоформления прав, определяются сроком окончания действия ранее заключенных договоров (аренды, эмфитевзиса, суперфиция, сервитута).
Решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Проект соответствующего договора (соглашения) направляется подписанным уполномоченным органом в трех экземплярах (пункт 15 Порядка).
Таким образом, исходя из названных законоположений, следует, что уполномоченный орган, не установив указанных частью 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка, несет обязанность по заключению договора аренды в отношении соответствующего земельного участка по заявлению лица, с которым ранее заключен договор аренды земельного участка, на срок, определенный условиями такого договора.
Поскольку Администрация, как уполномоченный орган, несет обязанность по заключению договора аренды земельного участка в порядке переоформления существующих прав, не требующую издания соответствующего распорядительного акта, суд первой инстанции, правомерно признал надлежащим способом восстановления прав и законных интересов общества возложение на Администрацию обязанности подготовить, подписать в трех экземплярах договор аренды земельного участка и направить его в адрес предпринимателя.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и 287 АПК РФ, не допускается в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ, в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в обжалуемой части.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.04.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 по делу N А83-1601/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.04.2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
...
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19 марта 2018 г. N Ф10-6172/17 по делу N А83-1601/2017