г.Калуга |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А84-2291/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2018 года.
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. |
при участии:
от индивидуального предпринимателя Кулькова Романа Валерьевича (Республика Крым, г.Севастополь): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
от Управления земельного контроля города Севастополя (Республика Крым, г.Севастополь, ул.Ленина, д.2): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (Республика Крым, г.Севастополь, ул.Советская, д.9): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кулькова Романа Валерьевича на решение Арбитражного суда города Севастополя от 22.08.2017 (судья Колупаева Ю.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 (судьи Горошко Н.П., Карев А.Ю., Омельченко В.А.) по делу N А84-2291/2017
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кульков Роман Валерьевич (далее -предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Управлению земельного контроля города Севастополя о признании незаконными действия Управления земельного контроля города Севастополя по составлению акта обследования земельного участка от 18.01.2016 N ОБ-0285/01-16.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 22.08.2017 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 решение Арбитражного суда города Севастополя от 22.08.2017 по делу N А84-2291/2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с судебными актами предприниматель обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, приняв по делу новый судебный акт указав, что акт обследования земельного участка от 18.01.2016 N ОБ-0285/01-16 мог быть составлен Севземконтролем исключительно в рамках исполнения им функции по осуществлению муниципального земельного контроля, кроме того, акт подписан неуполномоченным лицом.
Управление земельного контроля города Севастополя и Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отзыва, либо пояснений суду не представили.
В судебное заседание стороны представителей не направляли, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Суд округа, с учётом заявленных доводов, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 12.05.2003 между Севастопольским городским Советом (арендодатель) и предпринимателем Кульковым Р.В. (арендатор) подписан договор аренды земли (далее - договор), согласно которому арендодатель в соответствии с решением VII сессии Севастопольского городского Совета N 505 от 25.12.2002 передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок площадью 0,1419 га, расположенный в Балаклавском районе города Севастополя по ул.Новикова, для строительства и обслуживания торгового комплекса и благоустройства прилегающей территории.
В силу пункта 1.2 договора, земельный участок отведен в натуре в установленном законом порядке. План внешних границ земельного участка является неотъемлемой частью договора (приложение к договору).
Согласно пункта 1.4 договора земельный участок, указанный в пункте 1.1 договора, передается в аренду для строительства и обслуживания торгового комплекса и благоустройства прилегающей территории, в том числе:
- земельный участок площадью 0,1076 га - для строительства и обслуживания торгового комплекса;
- земельный участок площадью 0,0276 га - для благоустройства прилегающей территории;
- земельный участок площадью 0,0067 га - для строительства павильона ожидания.
Пунктом 1.5 договора закреплено, что он заключен сроком до первого января 2028 года с момента его государственной регистрации.
В пункте 1.6 договора оговорено, что земельный участок, который передается в аренду, не имеет таких недостатков, ограничений и обременений, которые существенно могут влиять на эффективность его использования, предусмотренного договором.
В соответствии с пунктом 3.2.2 договора арендатор обязан осуществить строительство на арендованном участке производить в соответствии с пунктом 1.4 договора, согласно проектной документации, прошедшей комплексную государственную экспертизу, утвержденной управлением градостроительства и архитектуры, и разрешением на производство строительных работ Инспекции государственного архитектурно- строительного контроля с соблюдением государственных строительных норм и требований градостроительного законодательства (подпункт "е"); обеспечить содержание территории, строений, сооружений на арендованном земельном участке в надлежащем техническом, противопожарном и санитарном состоянии (подпункт "ж").
Договор зарегистрирован 27.06.2003 за N 47.
Как указано в акте обследования, на основании пункта 3.2.3 "Административного регламента исполнения Управлением земельного контроля города Севастополя функции по осуществлению земельного контроля", утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 N 345-ПП (далее - Административный регламент), Севземконтроль 09.10.2015 провел обследование земельного участка общей площадью 1 419 м? (ранее присвоенный кадастровый номер 8536300000:01:002:0010), расположенный по адресу: г.Севастополь, Балаклавский район, ул.Новикова, предоставленного на праве аренды ИП Кулькову Р.В. для строительства и обслуживания торгового комплекса и благоустройства прилегающей территории по договору аренды от 12.05.2013.
В ходе обследования установлено, что земельный участок с северо-западной стороны огражден капитальным каменным забором; с юго- восточной - некапитальным забором из металлического профилированного листа; с восточной стороны вдоль границы земельного участка на почвенный слой выложены бетонные плиты; территория захламлена бытовым мусором; на земельном участке произрастают хвойные деревья; поверхностный почвенный слой покрыт сорняковой растительностью. На момент проведения обследования земельный участок представляет из себя неосвоенную территорию. Перечисленные обстоятельства зафиксированы Севземконтролем в акте обследования земельного участка от 18.01.2016 N ОБ-0285/01-16.
31.03.2017 Департамент обратился в Арбитражный суд города Севастополя в рамках судебного дела N А84-1739/2017 с заявлением к ИП Кулькову Р.В. о расторжении договора аренды земли от 12.05.2003, заключенного между Севастопольским городским Советом и предпринимателем Кульковым Романом Валерьевичем, зарегистрированного 27.06.2003 N 47, в отношении земельного участка с ранее присвоенным кадастровым номером 8536300000:01:002:0010, площадью 1 419 м?, расположенного в Балаклавском районе города Севастополя по ул.Новикова, об обязании ответчика в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу привести в пригодное для дальнейшего использования состояние и возвратить ДИЗО земельный участок (с ранее присвоенным кадастровым номером 8536300000:01:002:0010), площадью 1 419 м?, расположенный в Балаклавском районе города Севастополя по ул.Новикова.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28.06.2017 по делу N А84-1739/2017 указанные требования удовлетворены.
Не согласившись с действиями Севземконтроля по составлению акта от 18.01.2016 N ОБ-0285/01-16, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 22.08.2017, оставленным в силе постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017, в удовлетворении требований отказано, поскольку суды пришли к выводу, что обжалуемые действия по составлению акта не привели к нарушению прав заявителя, выявленные нарушения касаются соблюдения условий договора аренды, являются не проверкой, но обследованием муниципального имущества.
Не согласившись с судебными актами предприниматель обратился с кассационной жалобой.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона города Севастополя от 26.02.2015 N 119-ЗС "О земельном контроля города Севастополя" (в редакции от 26.02.2015) на момент составления оспариваемого акта, уполномоченным органом, осуществляющим земельный контроль в городе Севастополе являлось Управление земельного контроля города Севастополя.
Деятельность Севземконтроля по регулированию отношений в области организации проверок надлежащего использования земель всех видов собственности физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности при осуществлении последними своей деятельности в сфере землепользования и реализации своих прав на землю, на момент составление спорного акта, была регламентирована "Административным регламентом исполнения Управлением земельного контроля города Севастополя функции по осуществлению земельного контроля", утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 N 345-ПП (далее - Регламент).
Пунктом 1.1.3 Регламента определено, что осуществление деятельности по контролю за использованием объектов земельных отношений, находящихся в собственности города Севастополя (далее - контроль за использованием собственности города), - деятельность исполнительного органа государственной власти города Севастополя, уполномоченного осуществлять от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя, по контролю за соответствием использования объектов земельных отношений, находящихся в собственности города Севастополя, требованиям земельного законодательства, условиям договоров аренды, соглашений, контрактов, сделок иного характера в целях защиты имущественных прав и интересов города Севастополя.
На основании пункта 1.4.1 Регламента предметом земельного контроля является соблюдение (исполнение) органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами в отношении объектов земельных отношений требований, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством города Севастополя предусмотрена административная и иная ответственность (далее - обязательные требования), в том числе требований законодательства о соблюдении правообладателями земельных участков сроков освоения земельных участков, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Севастополя или договором аренды земельных участков (подпункта 2).
Предметом контроля за использованием собственности города является соответствие использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами объектов земельных отношений, находящихся в собственности города Севастополя, требованиям земельного законодательства Российской Федерации, законодательства города Севастополя, условиям договоров аренды, соглашений, контрактов, сделок иного характера (подпункта 1.4.1.1).
В соответствии с пунктом 1.4.3 Регламента земельный контроль осуществляется посредством проведения мероприятий по контролю за соблюдением требований земельного законодательства государственными органами, органами местного самоуправления, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, при осуществлении последними своей деятельности и реализации своих прав на землю (в форме собственности, аренды, владения, пользования) в формах и порядке, определенных статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Законом города Севастополя от 25.02.2015 N 119-ЗС "О земельном контроле города Севастополя" и настоящим Регламентом.
Согласно пункту 1.4.3.1 Регламента к мероприятиям по контролю относятся действия должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на осуществление указанных мероприятий, и привлекаемых в случае необходимости в установленном порядке к проведению мероприятий по контролю экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов и иной информации об использовании объектов земельных отношений, по проведению осмотров, обследований объектов земельных отношений и расположенных на них зданий, строений, помещений, сооружений, оборудования, устройств, иных объектов, в том числе плановых (рейдовых) осмотров, направленных на осуществление контроля за исполнением обязательных требований земельного законодательства при использовании объектов земельных отношений, исполнением условий договоров аренды, соглашений, контрактов, сделок иного характера, сопряженных с использованием объектов земельных отношений, находящихся в собственности города Севастополя.
Пунктом 1.5.6 Регламента предусмотрено право должностных лиц, уполномоченных на осуществление земельного контроля, беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать, обследовать и осматривать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании, аренде у органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, а также объекты недвижимости (за исключением жилых помещений), расположенные на данных земельных участках; привлекать специалистов, экспертов и экспертные организации для проведения контрольных мероприятий в рамках осуществления земельного контроля; запрашивать и безвозмездно получать у собственников, пользователей зданий, строений, сооружений, правообладателей земельных участков и иных лиц документы, устанавливающие и удостоверяющие право на земельные участки и расположенные в их границах объекты недвижимости, и иные документы, необходимые для осуществления земельного контроля; обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению земельного контроля, в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства.
При этом, при осуществлении контроля за использованием собственности города арендаторы земельных участков, лица, использующие такие земельные участки на правах субаренды, на основании договорных отношений иной формы, на праве постоянного пользования, а также лица, не являющиеся правообладателями земельных участков, обязаны:
- по требованию должностного лица, уполномоченного на осуществление земельного контроля, предъявить документы, предоставить устные и (или) письменные пояснения относительно использования объекта земельных отношений, а также обеспечить свое присутствие либо присутствие уполномоченных представителей при осуществлении указанных мероприятий;
- не препятствовать должностным лицам, уполномоченным на осуществление земельного контроля, при проведении мероприятий по контролю, обеспечить беспрепятственный доступ на земельный участок, а также в здания, строения, сооружения, находящиеся на земельном участке (подпункт 1.6.3 Регламента).
По материалам дела судами обоснованно установлено, что обследование спорного земельного участка, который находится в муниципальной собственности и был предоставлен заявителю в аренду, проводилось Севземконтролем открыто, доступ на земельный участок заявителя был обеспечен. Обследование проводилось без взаимодействия с проверяемым лицом, при этом какие-либо обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов местного самоуправления на заявителя не возлагались.
Составленный акт от 18.01.2016 N ОБ-0285/01-16 по результатам обследования земельного участка, содержит выводы по вопросу об исполнении заявителем как арендатором земельного участка обязательств по освоению и использованию земельного участка в соответствии с пунктом 4.1 договора аренды земельного участка от 12.05.2003.
Таким образом, доводы жалобы предпринимателя не могут быть приняты, поскольку не учитывают положения пункта 3.2.1 Регламента, согласно которому мероприятия по контролю за использованием собственности города проводятся в рамках осуществления Департаментом полномочий по управлению, владению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности города Севастополя, по контролю соответствия использования объектов земельных отношений, находящихся в собственности города Севастополя, требованиям законодательства, условиям договоров аренды, соглашений, контрактов, сделок иного характера в целях защиты имущественных прав и интересов города Севастополя, а так же статьи 17.1 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 2 Закона N 294-ФЗ.
Так, согласно части 1 статьи 17.1 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 статьи 2 Закона N 294-ФЗ муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.
Следовательно, с учетом обстоятельств настоящего дела, в данном случае мероприятия по контролю проводились в рамках осуществления Департаментом полномочий по управлению, владению и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности для установления соответствия использования земельного участка условиям договоров аренды.
Кроме того, акт обследования от 18.01.2016 N ОБ-0285/01-16 не содержит положений властно-распорядительного характера, влекущих для заявителя юридические последствия. Оспариваемый акт не устанавливает, не изменяет и не отменяет никакие права и обязанности предпринимателя, не определяет меру ответственности, носит информационный характер, поскольку содержит лишь результаты осмотра земельного участка.
Вопреки доводам жалобы о подписании акта неуполномоченным должностным лицом, акт подписан заместителем начальника отдела проверок В.В. Шевченко.
Как правильно указано судами первой и апелляционной инстанции, само по себе проведение обследования земельного участка в рамках выполнения обязательных требований Административного регламента и составление акта по результатам такого обследования не свидетельствует о безусловном нарушении прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Факты, изложенные в акте обследования от 18.01.2016 N ОБ-0285/01-16, заявителем не оспариваются.
Содержание указанного акта как доказательства по делу оценено в рамках судебного дела N А84-1739/2017.
При таких обстоятельствах, суд округа не установил нарушения судами норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Арбитражного суда города Севастополя от 22.08.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 по делу N А84-2291/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.