г. Калуга |
|
28 марта 2018 г. |
Дело N А09-7464/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.03.2018.
Полный текст постановления изготовлен 28.03.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества "Брянконфи" (ОГРН 1023201062356, ИНН 3232000140, ул. Вокзальная, 116, г. Брянск, 241014) - Музалевской Т.А. - представителя по доверенности от 26.06.2017 N 1022;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области (ОГРН 1053244054192, ИНН 3250058866, пер. 2-й Советский, 5А, г. Брянск, 241050) - Троцкой М.О.- представителя по доверенности от 15.01.2018 N 10,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу акционерного общества "Брянконфи" на решение Арбитражного суда Брянской области от 04.08.2017 (судья Петрунин С.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 (судьи Мордасов Е.В., Еремичева Н.В., Рыжова Е.В.) по делу N А09-7464/2017 и кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 (судьи Мордасов Е.В., Еремичева Н.В., Рыжова Е.В.) по делу N А09-7464/2017,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Брянконфи" (далее - АО "Брянконфи", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области (далее - административный орган, Управление) от 23.05.2017 N 204 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Решением суда от 04.08.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.12.2017 решение суда от 04.08.2017 изменено, из мотивировочной части исключены выводы суда относительно нарушения Обществом:
- части 1 статьи 14 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции": в моечных помещениях для инвентаря и тары, используемых для производства пищевых продуктов, установлены моечные ванны для уборочного инвентаря, что приводит к возникновению встречных/перекрестных потоков чистого производственного инвентаря и грязного уборочного инвентаря;
- части 5 статьи 14 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции": пол подготовительного отделения бисквитного участка N 1 частично выполнен из металлических плиток, имеет неровную поверхность, между плитками имеются щели, что не позволяет качественно проводить его обработку (мойку), ведет к скоплению сточной воды между плитками;
- части 7 статьи 14 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции": устройство канализационного оборудования в производственных помещениях не исключает риск загрязнения пищевой продукции: в подготовительном отделении бисквитного участка N 1 канализационные стояки проходят в открытом виде в непосредственной близости от моечных ванн для инвентаря и тары, изюмомоечной машины.
В кассационной жалобе Общество просит изменить решение и постановление суда, вынести по делу новый судебный акт об исключении из мотивировочной части решения от 04.08.2017, в дополнение к исключенным апелляционной инстанцией эпизодам, выводов относительно нарушения Обществом:
- части 2 статьи 14 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", выразившееся в отсутствии умывальников для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, со средствами для мытья рук и устройствами для вытирания и(или) сушки рук;
- п. 3.1.9 СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", - а именно: при изготовлении конфет "Рыжик" использование заявителем сырья (цукаты), резерв срока годности которого, менее срока годности готового продукта (конфет "Рыжик");
- части 6 статьи 7 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", выразившееся в не проведении заявителем исследования и экспертизы продукции с целью установления срока годности в отношении продукции - "печенье овсяное", "печенье сдобное", "печенье сдобное с начинкой".
При рассмотрении настоящей кассационной жалобы суд кассационной инстанции обращает внимание на то, что поскольку постановлением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции было изменено, у суда кассационной инстанции основания для проверки законности измененного решения суда первой инстанции отсутствуют.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобах, заслушав объяснения представителей их заявителей, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как следует из судебных актов, по результатам плановой выездной проверки соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей и технического регулирования, а также проведенных лабораторных исследований Управлением установлено, что АО "Брянконфи" допустило нарушения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011), технического регламента Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (TP ТС 029/2012), а именно: в нарушение частей 2 и 3 статьи 10 технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011) при осуществлении процессов производства пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, не в полном объеме разработаны, внедрены и поддерживаются процедуры, основанные на принципах ХАССП.
По данному факту в отношении Общества 12.05.2017 составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого Управление 23.05.2017 приняло постановление N 204 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 300 000 рублей.
Посчитав постановление N 204 незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что материалами дела доказано совершение административного правонарушения, вмененного Обществу, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования отказал.
Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, указанных в Кодексе, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В силу ч. 2 ст. 10 Технического регламента ТР ТС 021/2011 при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП, изложенных в ч. 3 настоящей статьи.
К указанным процедурам, в частности, отнесены: выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции; выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции; определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля; проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля; проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего Технического регламента и (или) Технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции; содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции; выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции; выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции.
Требования к организации производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, определены статьей 14 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 (далее - ТР ТС 021/2011), в п. 1 ч. 5 которой установлено, что поверхности полов, являющиеся частью производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, быть доступными для проведения мытья и, при необходимости, дезинфекции, а также их надлежащего дренажа.
Руководствуясь СП 29.13330.2011. "Свод правил. Полы. Актуализированная редакция СНиП 2.03.13-88", суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что административным органом не представлено доказательств в подтверждение того, что пол в подготовительном отделении бисквитного цеха N 1 выполнен из материалов, несоответствующих требованиям части 5 статьи 14 ТР ТС 021/2011, недоступен для проведения мытья, дезинфекции и дренажа. Указание административного органа на то, что наличие щелей не позволит проводить обработку пола, ведет к скоплению сточной воды между плитками, носит предположительный характер и материалами дела не подтверждено.
Суд кассационной инстанции так же соглашается с судом апелляционной инстанции, который, руководствуясь положениями пункта 8.2.8 СанПиН 30.13330.2012, пришел к выводу о недоказанности факта нарушения Обществом положений части 7 статьи 14 ТР ТС 021/2011, так как канализационный производственный сток в подготовительном отделении бисквитного участка N 1 соответствует указанному СП, сконструирован открыто, прикреплен вертикально к стене помещения, не имел повреждений, и не расположен в месте его вероятного механического повреждения.
Пунктом 1 части 1 статьи 14 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать возможность осуществления поточности технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря.
Оценив представленные в материалы дела схемы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что на конфетном участке, бисквитно-вафельном участке, вафельном участке, бисквитном участке N 1 моечные для производственного инвентаря располагаются отдельно от моечных уборочного инвентаря, моечные для производственного инвентаря расположены на значительном расстоянии от моечных уборочного инвентаря, что исключает возникновение встречных/перекрестных потоков загрязненного и чистого инвентаря.
Вывод суда апелляционной инстанции, что антимонопольным органом не представлено доказательств нарушения Обществом положений части 1 статьи 14 ТР ТС 021/2011, суд кассационной инстанции считает правильным.
Материалами административной проверки подтверждено отсутствие умывальников для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, со средствами для мытья рук и устройствами для вытирания и (или) сушки рук, что свидетельствует о нарушении Обществом требований, установленных в пункте 4 части 2 статьи 14 ТР ТС 021/2011.
Не проведение Обществом исследования и экспертизы продукции с целью установления срока годности в отношении продукции - "печенье овсяное", "печенье сдобное", "печенье сдобное с начинкой", свидетельствует о нарушении АО "Брянконфи" положений, установленных частью 6 статьи 7 ТР ТС 021/2011.
Суд обоснованно согласился с административным органом в части вменения Обществу нарушения п. 3.1.9 СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", так как при изготовлении конфет "Рыжик" использовались цукаты, резерв срока годности которых менее срока годности готового продукта (конфет Рыжик").
Суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а поэтому кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 по делу N А09-7464/2017 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.