г.Калуга |
|
26 марта 2018 г. |
Дело N А64-538/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.03.2018.
Полный текст постановления изготовлен 26.03.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Спортмастер" (ОГРН 1057747320278, ИНН 7728551528, ул.Миклухо-Маклая, д.18, корп.2, комн.102, г. Москва, 117437) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (ОГРН 1056882299704, ИНН 6829012104, ул.Б.Васильева, 5, г. Тамбов, 392000) -- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спортмастер" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.06.2017 (судья Малина Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Михайлова Т.Л.) по делу N А64-538/2017
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Спортмастер" (далее- общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании частично недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области, Управление) от 29.11.2016 N525-п, а именно пункт 1 в части требований к оформлению подарочной карты; пункты 2 и 3.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.06.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление судов, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, указывая на нарушение судами норм материального права в связи с неполным выяснением обстоятельств дела. Общество указывает, что отношения по приобретению подарочных карт неверно квалифицированы судами как отношения по купле-продаже, тогда как следовало применить положения об опционе на заключение договора; в части пунктов 2 и 3 оспоренного предписания суды необоснованно указали на обязанность обществом соблюдать положения санитарных правил СП 1.1.1058-01 и приказа Министерства здравоохранения РФ от 29.06.2000 N 229.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, состоявшемся 15.03.2018, приняли участие представители общества и управления, поддержавшие доводы кассационной жалобы и возражения на нее, и судебной коллегией был объявлен перерыв до 21.03.2018.
После перерыва 21.03.2018 судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы продолжилось, от управления был представлен письменный отзыв на кассационную жалобу, представители общества и управления не явились.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Из материалов дела следует, установлено судами, на основании распоряжения от 18.10.2016 N 642 управлением в отношении ООО "Спортмастер" проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей, санитарного законодательства, технических регламентов Таможенного Союза, Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, в магазине ООО "Спортмастер" (г. Тамбов, ул. Советская, д. 119), по результатам которой составлен акт проверки от 28.11.2016 N 642.
Проверкой установлено, в том числе, что в магазине в продаже находились "Подарочные карты Спортмастер" номиналом 500, 1000, 2000, 3000, 5000 рублей, в которых указаны Правила использования подарочной карты Спортмастер. В нарушение статей 421, 422, 426 Гражданского кодекса РФ, ст. 1, п. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1, Закон о защите прав потребителей) в договор включены условия, ущемляющие права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителя, а именно: пункт 4 раздела карты: если цена выбранного товара (товаров) ниже номинала Подарочной карты, остаток денежными средствами не выплачивается; подарочная Карта обмену и возврату не подлежит - уплаченные за нее денежные средства не возвращаются; по истечении срока действия Подарочная карта становится недействительной, уплаченные за нее денежные средства не возвращаются; пункт 11 карты: при возврате товара, полученного по Подарочной Карте, сумма ее номинала не выплачивается, возможен обмен на другой товар либо получение новой Подарочной Карты.
Кроме того, Управление установило, что в программе производственного контроля магазина, осуществляющего розничную торговлю спортивной одеждой и обувью для детей, отсутствует перечень должностей работников, подлежащих профессиональной гигиенической подготовке и аттестации, что является нарушением статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), п. 3.4 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий"; в нарушение ст. 36 Закона N 52-ФЗ, Приказа Министерства здравоохранения РФ от 29.06.2000 N 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций" работниками, осуществляющими розничную торговлю спортивной одеждой и обувью для детей, не пройдена профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация.
По результатам проверки обществу Управлением выдано предписание от 29.11.2016 N 525-п об устранении выявленных нарушений законодательства о защите прав потребителей, пунктом 1 которого, в числе прочего, в срок 01.02.2017 предложено оформить Подарочную карту в соответствии с требованиями Закона о защите прав потребителей и ГК РФ; пунктами 2 и 3 - в срок 24.04.2017 предложено в программе производственного контроля магазина, осуществляющего розничную торговлю спортивной одеждой и обувью для детей, предусмотреть перечень должностей работников, подлежащих профессиональной гигиенической подготовке и аттестации в соответствии с требованиями статьи 32 Закона N 52-ФЗ, п.3.4 СП 1.1.1058-01, а также организовать и проконтролировать прохождение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации работниками, осуществляющими розничную торговлю спортивной одеждой и обувью для детей, в соответствии с требованиями статьи 36 Закона N 52-ФЗ, прил. 1 Приказа Минздрава РФ от 29.06.2000 N 229.
Частично не согласившись с предписанием Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области N 525-п, ООО "Спортмастер" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования, суды обеих инстанции исходили из отсутствия условий для признания недействительным оспоренного предписания, поскольку утвержденные обществом условия использования подарочной карты Спортмастер нарушают права и законные интересы потребителей, а отсутствие в программе производственного контроля магазина, осуществляющего розничную торговлю спортивной одеждой и обувью для детей, перечня должностей работников, подлежащих профессиональной гигиенической подготовке и аттестации, и непрохождение гигиенической подготовки и аттестации работниками магазина, осуществляющими торговлю спортивной одеждой и обувью для детей, является нарушением ст.ст. 32,39 Закона N 52-ФЗ и специальных санитарных правил; предписание принято уполномоченным органом в рамках его компетенции с соблюдением норм закона, не препятствует осуществлению деятельности общества, не нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу абзаца 1 преамбулы Закона N 2300-1 данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В пункте 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей установлено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункты 1 и 4 статьи 421 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу части 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (часть 2 статьи 426 ГК РФ).
Частью 4 названной статьи ГК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг) (часть 2 статьи 1 Закона N 2300-1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 утверждены Правила N 55, разработанные в соответствии с упомянутым Законом и регулирующие отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов товаров.
В силу пункта 18 Правил N 55 цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей.
В рассматриваемом случае суды дали верную правовую оценку отношениям покупателя и общества как заключение договора розничной купли-продажи с использованием в расчетах за приобретаемый в магазине "Спортмастер" товар Подарочной карты Спортмастер.
Само по себе приобретение Подарочной карты Спортмастер обоснованно квалифицировано судами как внесение потребителем аванса в счет предстоящего приобретения товара в розничном магазине, следовательно, ограничение продавцом в использовании Подарочной карты (условие продавца о невозврате разницы в цене товара (меньше номинала карты), номинала карты, денежных средств в случае неиспользования карты) являются недействительными условиями, поскольку ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными для договора купли-продажи.
Кроме того, за указанное нарушение общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, и постановление административного органа от 07.02.2017 N 73 было предметом проверки арбитражным судом (дело N А40-44289/2017 Арбитражного суда города Москвы), который отказал в удовлетворении заявленных обществом требований (определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2017 N 305-АД17-19559 отказано в передаче кассационной жалобы ООО "Спортмастер" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации).
Следует отметить, что доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, о том, что в рассматриваемом случае обществом с потребителем заключаются соглашения о предоставлении опциона на заключение договора купли-продажи, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и они обоснованно отклонены. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Также общество не согласно с выводами судов о законности пунктов 2 и 3 предписания Управления.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения санитарных правил, в том числе юридическими лицами как составной части осуществляемой ими деятельности (п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ).
Обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой деятельностью выполнять требования санитарного законодательства установлена статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ.
В силу ч. 1, 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На основании Федерального закона N 52-ФЗ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18 утверждены санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" СанПиН 1.1.1058-01.
Поскольку общество осуществляет в магазине торговлю, в том числе, спортивной одеждой и обувью для детей, Управление обоснованно указало в пунктах 2 и 3 оспоренного предписания на необходимость общества предусмотреть в программе производственного контроля перечень должностей работников, которые подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации, поскольку в силу Приказа Минздрава РФ от 12.04.2011 N 302н профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация, к которым относятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), проводится в отношении работников, занятых на работах в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте (пункт 15 перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников).
Нарушений применения к спорным правоотношениям норм материального права или нарушений при рассмотрении дела процессуальных норм, в том числе являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта (ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, суд округа не усматривает оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.06.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2017 по делу N А64-538/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.