Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 5 ноября 2004 г. N КА-А40/9982-04
(извлечение)
ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Шереметьевской таможни (далее - таможня) от 04.02.2004 г. N 10005000-2568/2003, которым оно привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Решением от 22.04.2004 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.07.2004 г. арбитражного суда г. Москвы, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, таможня в кассационной жалобе просит об их отмене, как принятых с нарушением Приказа ГТК России от 19.10.01 N 1000, Приказа ГТК РФ от 27.12.2001 г. N 1255 "Об утверждении Правил таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов", Приказа ГТК РФ от 21.08.2003 г. N 916 "Об утверждении формы въездной (выездной) декларации о транспортном средстве", ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.
По мнению таможни, выводы суда об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности не соответствуют установленным им по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поскольку на момент вынесения таможней постановления действующее законодательство предусматривало обязанность по декларированию припасов при загрузке на воздушные суда, убывающих с территории Российской Федерации отдельным документом (письменной заявкой), однако общество этого не сделало.
Представитель таможни в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества возражал против доводов кассационной жалобы, как неосновательных.
Проверив правильность применении норм материального и процессуального права в порядке ст. 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены принятых судебных, актов.
Как следует из обстоятельств дела, постановлением от 04.02.04 Шереметьевская таможня привлекла ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ за недекларирование в установленной письменной форме авиагорючесмазочных материалов.
Порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, регулировался Положением о таможенном режиме перемещения припасов утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.01 N 524, а также приказом ГТК России от 19.10.01 N 1000.
В соответствии с п. 2 приложения к указанному приказу N 1000 декларирование припасов производится путем представления таможенной декларации на припасы, в качестве которой таможенным органом при перемещении (загрузке) припасов на морские, воздушные суда и в поезда на таможенной территории Российской Федерации признается неполная таможенная декларация в виде письменной заявки на погрузку припасов, составленной в произвольной форме, с последующим представлением до убытия транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах.
Согласно п. 7 и 8 приложения к приказу N 1000 погрузка товаров (припасов) на транспортное средство производится на основании заявки, в качестве которой могут быт использованы поручения на отгрузку, требования, накладная и т.п. документы.
Таким образом, приказом ГТК России от 19.10.01 N 1000 не была установлена конкретная форма заявки.
Как установлено судом, ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" была оформлена сводная загрузочная ведомость, содержащая все необходимые сведения, в том числе и о наличие авиа ГСМ, для таможенного оформления воздушного судна.
Следовательно, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для привлечения ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. т.к. в действиях заявителя отсутствовал состав административного правонарушения.
Вступивший с 01.01.04 Таможенный кодекс Российской Федерации в статье 279 установил что таможенное оформление транспортных средств, в т.ч. перемещаемых припасов, производится в упрощенном порядке.
При таможенном оформлении таможенный орган принимает в качестве соответственно въездной или выездной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами Российской Федерации в области транспорта, если в них содержатся сведения о транспортном средстве и его припасах.
Если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения, недостающие сведения сообщаются в таможенный орган путем представления соответственно выездной или въездной декларации по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть соответственно выездной и въездной декларации.
Нормативные и иные правовые акты ГТК России, и в частности приказ ГТК России от 19.10.01 N 1000, изданные до введения в действие нового Таможенного кодекса, применяются в части, ему не противоречащей до принятия новых нормативных правовых актов или отмены. Новый Таможенный кодекс РФ изменил порядок и форму декларирования авиа ГСМ.
Таким образом, на момент представления обществом документов, подтверждающих декларирование ГСМ, не требовалось отдельного декларирования перемещаемых припасов. Сведения о них могли содержаться в стандартных документах перевозчика.
Кроме того, положения Приказа ГТК РФ N 1000 от 19.01.2001 г. не подлежали применению, поскольку они противоречат нормам Таможенного кодекса Российской Федерации (вступившему в силу с 01.01.2004) и имеющего большую юридическую силу.
Правильно применив нормы материального и процессуального права, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" неправомерно привлечено таможенным органом к административной ответственности: на основании ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и отменил оспариваемое постановление.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 22 апреля 2004 г. и постановление от 27 июля 2004 г. арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-8161/04-84-69 оставить без изменения, кассационную жалобу Шереметьевской таможни - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 ноября 2004 г. N КА-А40/9982-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании