г. Калуга |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А08-501/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.03.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "МУК N 1" (ОГРН 1153123008774, ИНН 3123366804, ул. Озембловского, 1, г. Белгород, 308015) - Титаева И.А. - представителя по доверенности от 20.06.2016;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (ОГРН 1023101646831, ИНН 3123084662, ул. Преображенская, 82, г. Белгород, 308000) - Колесникова А.А. - представителя по доверенности от 10.01.2018 N 13,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Муниципальная управляющая компания N 1" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.07.2017 (судья Мироненко К.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2017 (судьи Семенюта Е.А., Ольшанская Н.А., Протасов А.И.) по делу N А08-501/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Муниципальная управляющая компания N 1" (далее - заявитель, ООО "МУК N 1", Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 17.01.2017 N 01 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 1000000 рублей.
Суд решением от 24.07.2017 изменил оспариваемое постановление Управления в части назначенного административного наказания, снизив размер штрафа до 500000 рублей.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.11.2017 решение суда от 24.07.2017 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствием их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение и постановление суда отменить, производство по делу прекратить.
По мнению подателя кассационной жалобы, наличие события вмененного ему правонарушения Управлением не доказано, а судами по данному спору не учтена правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Общества, антимонопольного органа, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в УФАС поступило коллективное обращение собственников жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "МУК N 1", о создании Обществом препятствий для деятельности провайдеров и операторов в сфере предоставления (оказания) услуг широкополосного доступа к сети интернет и оказания услуги связи для целей телевизионного вещания.
В рамках рассмотрения антимонопольного дела, Управлением установлено, что между ПАО "Ростелеком", ООО "Зеленая точка Белгород" и ООО "МУК N 1" заключены индивидуальные возмездные договоры от 15.01.2016 N 140.01 и от 29.12.2015 N 23 на размещение оборудования связи в пределах многоквартирных домов, находящихся в управлении последнего.
В рамках вышеуказанных договоров управляющая организация обязалась представить операторам услуг связи право пользования общим имуществом МКД, а именно право на размещение телекоммуникационного оборудования и связи в помещениях, относящихся к общему имуществу, и конструктивных элементах многоквартирных домов, создать условия и осуществлять контроль при размещении, эксплуатации и обслуживании оборудования оператора в целях осуществления последним уставной деятельности, в соответствии с действующим законодательством.
Оператор в свою очередь в рамках этих договоров обязался оплачивать управляющей компании право пользования общим имуществом в размере и порядке, установленным договором.
Так же, антимонопольным органом установлено, что деятельность иных операторов в отношении абонентов (или потенциальных потребителей) по предоставлению услуг связи в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "МУК N 1", ставилась последним в зависимость от наличия возмездного соглашения, что свидетельствует о необходимости согласования операторами своих действий с ООО "МУК N 1" по предоставлению услуг связи.
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом вынесено решение от 05.04.2016, которым в действиях ООО "МУК N 1" установлено нарушение части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), выразившееся в части совершения действий, направленных (связанных) на (с) координацию (координацией) экономической деятельности хозяйствующих субъектов, в частности, выразившихся в согласовании действий операторов связи относительно размещения на общем имуществе многоквартирных домов (находящихся в управлении управляющей организации) оборудования и линий связи на основании заключения возмездных соглашений на пользование общим имуществом многоквартирного дома, и в препятствовании деятельности в области оказания услуг связи тем из операторов связи, кто не вступал в такое соглашение.
На основании решения от 05.04.2016 выдано управляющей компании обязательное для исполнения предписание.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа от 05.04.2016, Общество оспорило их в арбитражном суде, который определением от 09.11.2016 прекратил производство по делу N А08-4544/2016 на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом ООО "МУК N 1" от иска (т. 1 л.д. 116).
По факту установленного нарушения 20.12.2016 должностным лицом антимонопольного органа в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого совместно с другими материалами дела вынесено постановление от 17.01.2017 N 01 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 1000000 руб.
В рамках настоящего дела Общество оспорило постановление УФАС от 17.01.2017 о привлечении к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
В силу части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в части 1 - 3 данной статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 указанного Закона или которые не предусмотрены федеральными законами.
Согласно пункту 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции под координацией экономической деятельности понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов.
При этом ограничения, предусмотренные статьей 11 Закона о конкуренции, введены для лиц вне зависимости от того, занимают ли они доминирующее положение или нет (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
Частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) (далее - КоАП РФ), координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом о защите конкуренции, Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", суды признали обоснованными выводы антимонопольного органа о том, что Обществом нарушено антимонопольное законодательство, поскольку имеет место координация управляющей организацией экономической деятельности операторов связи, предоставляющих телематические услуги связи, а также услуги связи для целей кабельного вещания собственникам помещений в многоквартирных домах, инициирование заключения от своего имени с операторами связи договоров по поводу размещения на общем имуществе в этих многоквартирных домах средств и линий связи, предусматривающих внесение оператором связи платы за такое размещение, а в случае отказа от заключения договоров - ограничение подачи электроэнергии на точки потребления оператора.
При указанных обстоятельствах, суды пришли к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления ввиду доказанности управлением нарушения обществом положений Закона о защите конкуренции.
Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенный в постановлении от 18.01.2016 N 309-АД15-14153 по делу N А60-40325/2014, определении от 03.08.2017 N 306-КГ17-7734 по делу N А65-5884/2016.
Поскольку факт нарушения Обществом антимонопольного законодательства доказан, то совершенные обществом действия образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства, суды признали доказанной вину Общества, а процедуру и срок давности привлечения Общества к административной ответственности - соблюденными, вместе с тем учли характер совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, в связи с чем снизили размер штрафа 500 000 рублей и указали на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным.
Доводы, изложенные в жалобе, выводов судов не опровергают, не свидетельствует о существенных нарушениях требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных арбитражным процессуальным законодательством требований и по существу сводятся к переоценке доказательств и фактических обстоятельств дела, которые исследованы судами и получили надлежащую правовую оценку.
Несогласие с выводами судебных инстанций со ссылкой на иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о нарушении судами норм материального и процессуального права, не позволившем всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 24.07.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2017 по делу N А08-501/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом о защите конкуренции, Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", суды признали обоснованными выводы антимонопольного органа о том, что Обществом нарушено антимонопольное законодательство, поскольку имеет место координация управляющей организацией экономической деятельности операторов связи, предоставляющих телематические услуги связи, а также услуги связи для целей кабельного вещания собственникам помещений в многоквартирных домах, инициирование заключения от своего имени с операторами связи договоров по поводу размещения на общем имуществе в этих многоквартирных домах средств и линий связи, предусматривающих внесение оператором связи платы за такое размещение, а в случае отказа от заключения договоров - ограничение подачи электроэнергии на точки потребления оператора.
При указанных обстоятельствах, суды пришли к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления ввиду доказанности управлением нарушения обществом положений Закона о защите конкуренции.
Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенный в постановлении от 18.01.2016 N 309-АД15-14153 по делу N А60-40325/2014, определении от 03.08.2017 N 306-КГ17-7734 по делу N А65-5884/2016.
Поскольку факт нарушения Обществом антимонопольного законодательства доказан, то совершенные обществом действия образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
...
Доводы, изложенные в жалобе, выводов судов не опровергают, не свидетельствует о существенных нарушениях требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных арбитражным процессуальным законодательством требований и по существу сводятся к переоценке доказательств и фактических обстоятельств дела, которые исследованы судами и получили надлежащую правовую оценку."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 марта 2018 г. N Ф10-397/18 по делу N А08-501/2017
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-397/18
30.11.2017 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5948/17
02.08.2017 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-501/17
24.07.2017 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-501/17