г.Калуга |
|
23 марта 2018 г. |
Дело N А68-2406/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2018 года.
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. |
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Терем" (г.Тула, пр-т Ленина, д.14): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Администрации города Тулы (г.Тула, пр-т Ленина, д.2): Львова М.С. - представитель по доверенности от 18.01.2018 N 4;
от Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (г.Тула, ул.Жаворонкова, д.2): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия (г.Тула, пл.Ленина, д.2): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования города Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 03.08.2017 (судья Рыжикова Н.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 (судьи Дайнеко М.М., Тимашкова Е.Н., Тучкова О.Г.) по делу N А68-2406/2017
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Терем" (далее - ООО "Терем", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с требованием о признании незаконным отказа Администрации города Тулы (далее - Администрация, ответчик) от 08.02.2017 N 757-к/1 в изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 603 м? с кадастровым номером 71:30:050201:3, расположенного по адресу: г.Тула, Центральный район, проспект Ленина, д.14; об обязании установить вид разрешенного использования земельного участка - "для предпринимательства" (с учётом принятых к производству уточнённых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Дело рассмотрено при участии третьих - Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 03.08.2017 отказ Администрации города Тулы от 08.02.2017 N 757-к/1 в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 71:30:050201:3, расположенного по адресу: г.Тула, Центральный район, проспект Ленина, д.14, как не соответствующий Градостроительному кодексу Российской Федерации признан незаконным. Суд обязал Администрацию устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем установления вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с "Классификатором видов разрешенного использования земельных участков", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 решение Арбитражного суда Тульской области от 03.08.2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с судебными актами Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, приняв по делу новый судебный акт указав на правомерность отказа в изменении вида разрешенного использования предоставленного обществу земельного участка. По мнению Администрации общество в обращении указало не предусмотренный законом вид разрешенного использования и обратилось в ненадлежащий орган, права и законные интересы общества не нарушены. Кроме того, заявитель не обращался в Администрацию с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков, поэтому суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований.
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области в отзыве отметило, что не является органом, уполномоченным на изменение вида разрешенного использования земельного участка собственность на который не разграничена.
ООО "Терем", Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия отзыва, либо пояснений суду не представили.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержала позицию изложенную в кассационной жалобе, дополнительно пояснила, что в настоящее время в ГКН указан вид разрешенного использования - для предпринимательства.
Суд округа, выслушав представителя Администрации, с учётом заявленных доводов, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 14.03.2007 между комитетом имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы и ООО "Терем" заключен договор N 07Ц1465 аренды земельного участка 603 м? с кадастровым номером 71:30:050201:3, расположенного по адресу: г.Тула, Центральный район, проспект Ленина, д.14, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства торгово-офисного здания.
В соответствии с разрешением на строительство N 71-130/09 от 26.03.2009, выданным администрацией города Тулы, ООО "Терем" построено здание административно-торгового назначения на арендуемом земельном участке с кадастровым номером 71:30:050201:3, расположенном по адресу: г.Тула, проспект Ленина, д.14, и введено в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU71326000-062/10 от 18.11.2010, выданного администрацией города Тулы.
12.10.2016 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за обществом зарегистрировано право собственности на здание, внесена запись о регистрации 71-71/001-71/001/007/2016-7747/1.
Поскольку для дальнейшей эксплуатации данного земельного участка необходимо изменение вида разрешенного использования, ООО "Терем", руководствуясь нормами пункта 2 статьи 7, пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), обратилось в адрес администрации с заявлением, в котором просило изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 71:30:050201:3 с "для строительства торгово-офисного здания" на "для эксплуатации административно-торгового здания" (т.1, л.72).
Письмом N 757-к/1 от 08.02.2017 ответчик отказал обществу в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 71:30:050201:3 по причине того, что в соответствии с "Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Тула", утвержденными решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 N 33/839, вышеуказанный земельный участок расположен в зоне исторического центра (О-4); требования к градостроительным регламентам земельных участков и объектов капитального строительства для зоны О-4 установлены постановлением Правительства Тульской области от 01.07.2015 N 304 "Об утверждении границы территории и зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Тульского кремля: Стены и башни, 1521 г.; Успенский собор, XVIII в.", режимов использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон".
Не согласившись с отказом Администрации, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 03.08.2017 требования удовлетворены, отказ признан незаконным отказ. Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами Администрация обратилась с кассационной жалобой.
Суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается пользователем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
По смыслу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки (частью которых является градостроительный регламент) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 данной части и статьи 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
На территории муниципального образования город Тула действуют "Правила землепользования и застройки", утвержденные Решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 N 33/839, вступившие в силу с 01.01.2017.
Согласно статьи 3 положения 2 к Правилам землепользования и застройки изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства осуществляется на основании градостроительных регламентов, установленных настоящими Правилами, при условии соблюдения требований технических регламентов. В целях изменения основного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (в случае предполагаемого строительства, реконструкции объекта капитального строительства) правообладатель земельного участка и объекта капитального строительства направляет заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства в администрацию муниципального образования город Тула с приложением пакета необходимых документов.
В связи с изложенным, не принимается довод жалобы об отсутствии у ответчика полномочий на изменение разрешенного вида использования земельного участка.
В своей жалобе Администрация ссылается на действующие с 01.01.2015 положения Закона Тульской области от 20.11.2014 N 2218-ЗТО "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области" согласно статье 1 которого, Правительство Тульской области осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула: распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и на то, что собственность на спорный земельный участок не разграничена.
Вместе с тем, указанные положения касаются вопросов распоряжения земельными участками. При этом постановление Правительства Тульской области от 13.10.2016 N 452, которым утверждено "Положение о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области", не указывает на наличие у данного органа полномочий по изменению вида разрешенного использования земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ любой вид из предусмотренных зонированием видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 2 статьи 3 положения 2 Правил землепользования и застройки основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Часть 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.12.2011 N 12651/11 фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и соответствовать сведениям, внесенными в кадастр.
Судом установлено, что по представленным в дело документам спорный земельный участок находится в Зоне О-4.
В соответствии со статьей 15 Правил землепользования и застройки в результате градостроительного зонирования на территории муниципального образования город Тула установлены виды территориальных зон, в том числе, зона О-4 - зона исторического центра.
Согласно статье 21 Правил землепользования и застройки "Градостроительные регламенты. Общественно-деловые зоны "О", общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов административно-хозяйственного управления, здравоохранения, культуры, просвещения, связи, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, общественного управления, а также учреждений среднего профессионального и высшего образования, научно-исследовательских учреждений, культовых объектов, центров деловой, финансовой и общественной активности, стоянок автомобильного транспорта и иных зданий и сооружений общегородского и областного значения.
Зона О-4 установлена в целях сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. "Требования к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства" утверждены Постановлением правительства Тульской области от 01.07.2015 N 304 "Об утверждении границы территории и зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Тульского кремля: Стены и башни, 1521 г.; Успенский собор, XVIII в.", режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон".
Постановлением правительства Тульской области от 01.07.2015 N 304 утверждены границы территории и зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Тульского кремля: Стены и башни, 1521 г.; Успенский собор, XVIII в.", режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.
В соответствии с Постановлением N 304 режимом использования земель на территории охранной зоны разрешается сохранение существующих градостроительных (планировочных, типологических) характеристик историко-градостроительной среды.
В границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности Р-1-1 "Ансамбля Тульского кремля" разрешается: строительство новых объектов капитального строительства общественно-культурного или торгового назначения, высотой не более 4,2 м до карниза и 7,2 м до конька скатной кровли с архитектурным обликом, имитирующим существовавшие здесь торговые ряды XVIII в., при протяженности каждого строения не более 30,0 м.
В границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности Р-1-2 разрешается: строительство новых объектов капитального строительства офисного, гостиничного, торгового, общественно-культурного назначения, высотой до карниза не более 9,5 м до конька скатной кровли 13,5 м с архитектурным обликом, имитирующим архитектуру фасадов кон. XIX - нач. XX вв., включая возможность их пристройки к дворовым фасадам по границе территорий объектов культурного наследия по ул.Металлистов и ее охранной зоны.
В границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности Р-2 разрешается: строительство новых объектов капитального строительства жилого, офисного, гостиничного, торгового, общественно-культурного назначения, высотой не более 18,5 м.
В границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности Р-3 разрешается: строительство новых объектов капитального строительства офисного, производственного, общественно-культурного назначения, не выше кровли существующих производственных корпусов Тульского Оружейного завода, старой (западной) его части, которые не контрастируют с архитектурой Тульского кремля и прилегающей к нему застройкой, высота вновь сооружаемых зданий и объектов реконструкции не должна превышать 18,5 м в западной части (на территории старых производственных корпусов Тульского оружейного завода) и до 24,0 м в восточной части острова (на территории современных корпусов Тульского оружейного завода).
Судом области установлено, что ООО "Терем" осуществило строительство объекта недвижимости и ввод его в эксплуатацию на законных основаниях, следовательно размещение спорного объекта не противоречит требованиям данного нормативного акта, оспариваемый отказ Администрации препятствует праву общества на эксплуатацию объекта недвижимости.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, поскольку возложил на Администрацию обязанность устранить нарушение прав и интересов заявителя, подлежит отклонению.
Судом первой инстанции учтено, что приказом Правительства Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 утвержден "Классификатор видов разрешенного использования земельных участков", где среди видов разрешенного использования под кодом 4.0 указано "предпринимательство", что связано с размещением объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности.
Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1-4.9 (деловое управление, торгово-развлекательные центры, рынки, банковская и страховая деятельность, магазины, общественное питание, гостиничное обслуживание, развлечения, обслуживание автотранспорта).
Следовательно, согласно данному Классификатору виды разрешенного использования земельных участков определяются не конкретным видом объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, а его целевым назначением - для предпринимательства (с целью извлечения прибыли) или иного назначения.
В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
По заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка (пункт 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
С учетом изложенного, суды пришли к правомерному выводу, что нарушение прав и интересов заявителя может быть восстановлено путем установления вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с "Классификатором видов разрешенного использования земельных участков", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов обеих инстанций, что в силу положений статей 286 и 287 АПК РФ, не допускается в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ, в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 03.08.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 по делу N А68-2406/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.