г.Калуга |
|
29 марта 2018 г. |
Дело N А08-6347/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.03.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.03.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
от заявителя: закрытого акционерного общества "Белкар" (308000, г.Белгород, ул.Кооперативная, д.2б, ОГРН 1023100000219, ИНН 4025442583) - Ушакова Г.Н. (директор),
от заинтересованного лица: администрации Борисовского района Белгородской области (309340, Белгородская обл., п.Борисовка, пл.Ушакова, д.2, ОГРН 1023100646051, ИНН 3103010020) - не явились;
от третьего лица: управления лесами Белгородской области (308000, г.Белгород, ул.Преображенская, 102, ОГРН 1073123006197, ИНН 3123150996 - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления лесами Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 02.10.2017 (судья Бутылин Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 (судьи Протасов А.И., Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А08-6347/2017,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Белкар" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Борисовского района Белгородской области (далее - администрация), выразившегося в нерассмотрении заявления общества от 27.04.2017 об установлении категории земель, к которой относится земельный участок общей площадью 2,4 га с кадастровым номером 31:14:1004001:212, расположенный по адресу: Белгородская область, Борисовский район, с. Дубино, 126, и об обязании администрации определить категорию земель указанного земельного участка.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, управление лесами Белгородской области (далее - управление лесами).
Решением суда от 02.10.2017 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление лесами просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении заявления общества отказать, ссылаясь на то, что спорный земельный участок по категории земель относится к землям лесного фонда и является собственностью Российской Федерации.
В отзыве на жалобу общество просит принятые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества просила оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, пояснив, что общество не может переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, так как не установлена категория земель данного земельного участка, а поэтому неизвестно, в какой орган необходимо обращаться с заявлением о переоформлении прав на земельный участок.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, по договору купли-продажи от 08.10.1993 акционерное общество закрытого типа "Белкар" (АОЗТ "Белкар") приобрело у товарищества с ограниченной ответственностью "Доброречье" (ТОО "Доброречье") базу кратковременного отдыха, расположенную в селе Дубино Борисовского района Белгородской области.
В связи с этим постановлением главы администрации Борисовского района от 20.10.1993 N 198, принятым в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РСФСР, было предписано считать утратившим силу Государственный акт БЕО N 03-0049 на право пользования землей (2,4 га в границах, указанных на чертеже, для размещения базы кратковременного отдыха), выданный ТОО "Доброречье", и выдать Государственный акт на право бессрочного пользования землей ББО N 03-0051 АОЗТ "Белкар" (т.1, л.д.20, т.2, л.д.82, 84, 85).
Согласно чертежу к государственному акту БЕО N 03-0049 земельный участок под базой кратковременного отдыха граничит с землями Белянского сельсовета, Грайворонского мехлесхоза и базой отдыха "Сокол" (т.2, л.д.84).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 09.08.2010 по делу N А08-4212/2009 за закрытым акционерным обществом "Белкар" (ЗАО "Белкар" -правопреемник АОЗТ "Белкар") признано право собственности на 10 объектов недвижимости, составляющих базу кратковременного отдыха: пять домиков щитовых деревянных, жилой дом, нежилое здание - домик-кухня, нежилое здание - домик-хижина, нежилое здание - баня, нежилое здание - душевая.
Распоряжением администрации от 15.06.2016 N 697-р земельный участок с кадастровым номером 31:14:1004001:212 общей площадью 24000 кв. м, расположенный по адресу: Белгородская область, Борисовский район, село Дубино, 126, с разрешенным видом использования: для размещения базы кратковременного отдыха, отнесен к категории земель - земли лесного фонда.
Не согласившись с распоряжением администрации от 15.06.2016 N 697-р, общество обжаловало его в Борисовский районный суд Белгородской области, решением которого от 21.12.2016 в удовлетворении заявления общества было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 06.04.2017 по делу N 33-1436/2017 решение Борисовского районного суда Белгородской области от 21.12.2016 отменено, принято новое решение, которым требование общества удовлетворено, распоряжение администрации от 15.06.2016 N 697-р признано недействующим.
28 апреля 2017 г. общество обратилось в администрацию с заявлением об установлении категории земель в отношении земельного участка площадью 24000 кв.м с кадастровым номером 31:14:1004001:212, разрешенный вид использования которого - для размещения базы кратковременного отдыха.
Письмом от 26.05.2017 администрация запросила у общества межевое дело на земельный участок (т.1, л.д.26).
1 июня 2017 межевое дело было представлено в администрацию (т.1, л.д.28).
Ссылаясь на то, что администрация так и не рассмотрела заявление общества от 28.04.2017 и не определила категорию земель спорного земельного участка, общество 11.07.2017 обратилось в арбитражный суд с названным требованием.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 06.04.2017 по делу N 33-1436/2017 установлено, что спорный земельный участок не был отнесен к землям лесного фонда, полномочиями по его отнесению к землям определенной категории наделен орган местного самоуправления, то есть, администрация района, которая бездействует.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции, действующей на дату обращения общества с заявлением в администрацию), отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным. В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. Сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение тридцати дней бесплатно вносятся в государственный кадастр недвижимости по заявлению правообладателя земельного участка.
Пунктом 1 статьи 101 ЗК РФ установлено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Статьей 94 Земельного кодекса РСФСР 1991 года также было предусмотрено, что землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.
Факт того, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда, установлен Белгородским областным судом при рассмотрении дела N 33-1436/2017. В данном деле участвовали те же лица, что и в настоящем деле.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Довод кассационной жалобы о том, что распоряжение администрации от 15.06.2016 N 697-р было признано судебным актом Белгородского областного суда недействующим в связи с нарушением администрацией процедуры определения категории земельного участка, несостоятелен, так как противоречит содержанию апелляционного определения Белгородского областного суда и изложенным в этом определении выводам суда. Белгородский областной суд пришел к выводу о том, что земельный участок площадью 2,4 га, предоставленный обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования под базу кратковременного отдыха, не относится к землям лесного фонда.
Согласно частям 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (данный закон применяется и в отношении обращений юридических лиц) письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В связи с тем, что администрация не рассмотрела в течение 30 дней обращение общества и не сообщила обществу о продлении срока рассмотрения его обращения, суд по праву признал бездействие администрации незаконным и обязал администрацию рассмотреть заявление общества.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 02.10.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 по делу N А08-6347/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.