г. Калуга |
|
2 апреля 2018 г. |
Дело N А14-1724/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.03.2018.
Полный текст постановления изготовлен 02.04.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Меженным А.А.,
при участии:
от товарищества собственников недвижимости "Березовское-2" (ОГРН 1023601572697, ИНН 3663039664): Ермилов Е.В. - представитель (доверенность от 23.01.2017 б/н, удостоверение адвоката);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360): Дубкова О.В. - представитель (доверенность от 29.12.2017 N 72-Д, удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2017 (судья Максимович Т.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2017 (судьи Семенюта Е.А., Ольшанская Н.А., Донцов П.В.) по делу N А14-1724/2017,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Березовское-2", ранее Садоводческое некоммерческое товарищество "Березовское-2" (далее - ТСН "Березовское-2", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра по Воронежской области, Управление) в государственной регистрации права собственности ТСН "Березовское-2" на сооружение - газопровод низкого давления от ШРП N 3; газопровод низкого давления от ШРП N 2; газопровод низкого давления от ШРП N 1; газопровод высокого давления протяженностью 10 501 м, расположенный по адресу: г. Воронеж, СНТ "Березовское-2", кадастровый номер 36:34:0000000:43087, выразившегося в сообщении от 01.01.2017 N 36/001/076/2016-1002, и обязании Управления устранить нарушения прав и законных интересов СНТ "Березовское-2" путем осуществления государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2017, отказ Управления, изложенный в сообщении от 09.01.2017 N 36/001/076/2016-1002, признан незаконным как не соответствующий Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации), на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Товарищества, произвести государственную регистрацию права собственности Товарищества на указанное сооружение.
Управление Росреестра по Воронежской области обратилось с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ТСН "Березовское-2" требований. В кассационной жалобе заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывает, что основанием для государственной регистрации права собственности на создаваемый объект недвижимости в порядке статьи 25 Закона о регистрации является наличие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также полагает, что отсутствуют правовые основания для применения статьи 5.1 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 61-ОЗ "О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области"
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ТСН "Березовское-2" возражал против ее удовлетворения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, заслушав доводы принявших участие в судебном заседании лиц, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, 17.11.2016 ТСН "Березовское-2", обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на созданный объект: газопровод низкого давления от ШРП N 3; газопровод низкого давления от ШРП N 2; газопровод низкого давления от ШРП N 1; газопровод высокого давления протяженностью 10 501 м, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, СНТ "Березовское-2".
К заявлению о государственной регистрации были приложены документы: кадастровый паспорт сооружения от 24.08.2016 N 36-00/5001/16-533511; декларация об объекте недвижимого имущества; ордер от 09.06.2014 N 38 на проведение земляных работ: прокладка газопровода; справка Управления главного архитектора городского округа Администрации городского округа город Воронеж от 11.12.2014 N 1100 о том, что газопровод нанесен на планшеты г. Воронежа М1:500; справка Управления главного архитектора городского округа Администрации городского округа город Воронеж от 28.09.2016 о том, что спорный газопровод расположен в границах элемента планировочной структуры (ТСН "Березовское-2").
01.12.2016 Управлением регистрация спорного газопровода приостановлена, Товариществу предложено предоставить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
27.12.2016 Товариществом дополнительно представлен кадастровый паспорт земельного участка от 15.01.2016 N 36-00/5001/2016-8445 в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:299, площадью 63000-/-88 кв.м, принадлежащего Товариществу на праве собственности (регистрационная запись от 23.08.2012 N 36-36-01/155/2012-190).
Сообщением Управления от 09.01.2017 N 36/001/076/2016-1002 отказано в регистрации права собственности на спорный объект на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ, поскольку не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, а именно: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Полагая, что данный отказ Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Товарищества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций признали, что Товариществом при обращении с заявлением о государственной регистрации представлены все документы, необходимые для регистрации права собственности, и пришли к выводу об отсутствии у Управления оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации.
Между тем, судами не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 2 Закона о государственной регистрации (в редакции, действовавшей на момент обращения Товарищества с заявлением о государственной регистрации) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Основанием для государственной регистрации являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (пункт 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ).
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьей 18 Федерального закона N 122-ФЗ.
Документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ).
В государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав установлен частью 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ, в котором в том числе предусмотрено не представление документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Товарищество в порядке статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ обратилось в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на сооружение - газопровод.
По смыслу пунктов 10, 11 части 1 статьи 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), к объектам капитального строительства относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, именуемые как линейные объекты.
Согласно части 1 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
По общему правилу в силу части 1 статьи 25 Федерального закона N 122-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Товарищество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на созданный объект: газопровод низкого давления от ШРП N 3; газопровод низкого давления от ШРП N 2; газопровод низкого давления от ШРП N 1; газопровод высокого давления протяженностью 10 501 м.
Как следует из пункта 10.1 статьи 1 ГрК РФ, к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Статьей 55 ГрК РФ установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, в частности, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. В силу части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
5) иных случаях, если в соответствии с данным Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Таким образом, помимо случаев, прямо названных в части 17 статьи 51 ГрК РФ, когда получение разрешения на строительство не требуется, законодатель наделил субъекты Российской Федерации правом устанавливать случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется.
Не предоставляя регистрирующему органу разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, Товарищество полагает, что строительство газопровода не требовало получения разрешения на строительство, так как данный газопровод подпадает под исключения, установленные Законом Воронежской области от 07.07.2006 N 61-ОЗ "О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области".
Статьей 5.1 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 61-ОЗ "О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области" (далее - Закон N 61-ОЗ), введенной законом Воронежской области от 05.05.2015 N 49-ОЗ, установлен перечень случаев, при которых не требуется выдача разрешения на строительство на территории Воронежской области, в том числе к таким случаям относятся:
- строительство и (или) реконструкция подземных, надземных, наземных газопроводов проектным рабочим давлением до 0,3 мегапаскаля включительно с диаметром до 200 миллиметров, в том числе газопроводов-вводов от точки присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, при условии, что расстояние, измеренное по прямой линии, составляет не более 200 метров, и сооружений на них, а также строительства средств электрохимической защиты от коррозии данных газопроводов, не выходящих за пределы элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) (пункт 4);
- строительство и (или) реконструкция подземных, надземных, наземных газопроводов проектным рабочим давлением от 0,3 до 1,2 мегапаскаля включительно, пунктов редуцирования газа, средств электрохимической защиты от коррозии газопроводов и иных сооружений, не выходящих за пределы элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) (пункт 5).
Товарищество считает, что положения Закона N 61-ОЗ имеют обратную силу и применяются в отношении объекта, построенного в 2014 г.
В материалы дела представлены акты от 15.05.2015 приемки законченного строительством объекта распределительной системы газопровод низкого давления от ШРП N 3; газопровод низкого давления от ШРП N 2; газопровод низкого давления от ШРП N 1; газопровод высокого давления.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Вместе с тем, статья 5.1 Закона N 61-ОЗ, устанавливающая случаи, не требующие выдачу разрешения на строительство, введена в действие 05.05.2015, вступила в силу 16.05.2015 и обратной силы не имеет.
Указаний на то, что Закону N 61-ОЗ придана обратная сила, в самом нормативном правовом акте не содержится.
Довод Товарищества о том, Закон Воронежской области N 61-ОЗ имеет обратную силу на основании статьи 9 Федерального от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" является несостоятельным, поскольку названная норма никоим образом не содержит положений, придающих обратную силу законам субъектов Российской Федерации, устанавливающим на основании пункта 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ дополнительные случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство.
Оснований для строительства спорного объекта в 2014 году без получения разрешения на строительство у Товарищества не имелось, в отношении названного объекта в период начала и осуществления строительства требовалось получение разрешения на строительство и какие-либо исключения, под действие которых подпадало строительство такого объекта, отсутствовали.
С учетом изложенных требований закона объект заявителя не относится к объектам, строительство которых не требовало получения разрешения на строительство, а также, соответственно, разрешения на ввод в эксплуатацию.
О наличии иных исключений, предусмотренных пунктами 1 - 4.2 части 1 статьи 51 ГрК, в отношении спорного объекта Товарищество не заявляло и судами таковых не установлено, что также подтвердил представитель заявителя жалобы в судебном заседании кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах в силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества подлежит регистрации на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Судами установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении спорного объекта на государственную регистрацию не представлялось, однако на этот объект выдан кадастровый паспорт сооружения газохимического комплекса от 24.08.2016 N 36-00/5001/16-533511: кадастровый номер 36:34:0000000:43087, который оценен судами как подтверждающий факт существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент выдачи кадастрового паспорта) кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
Таким образом, кадастровый паспорт содержит характеристики объекта недвижимости, предназначен для информационного обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В соответствии с частью 10 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (часть 10 статьи 55 ГрК РФ).
Вместе с тем, кадастровый паспорт объекта не подменяет и не заменяет разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, полученное в порядке и в соответствии со статьей 55 ГрК РФ.
Представление кадастрового паспорта вместо разрешения на ввод в эксплуатацию в целях регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имуществ действующим законодательством не предусмотрено и противоречит положениям пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 122-ФЗ.
При указанных обстоятельствах основания для признания незаконным оспариваемого отказа Управления отсутствовали.
Принимая во внимание изложенное, исходя из того, что фактические обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, установлены судами, но судами неправильно применены нормы права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ полагает возможным отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ТСН "Березовское-2" требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2017 по делу N А14-1724/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.