г. Калуга |
|
6 апреля 2018 г. |
Дело N А35-193/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.04.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "РПИ КурскПром" (ОГРН 1034637024300, ИНН 4632032090, пр. Кулакова, д. 2, г. Курск, 305018) - Володина А.Н. - представителя по доверенности от 27.02.2018, Ильиной Н.В. - представителя по доверенности от 27.02.2018;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (ОГРН 1044637042614, ИНН 4632048452, ул. 50 лет Октября, д. 4/6, г. Курск, 305016) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Комитета по управлению имуществом Курской области (ул. Марата, д. 9, г. Курск, 305002) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РПИ КурскПром" на решение Арбитражного суда Курской области от 24.07.2017 (судья Клочкова Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2017 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А35-193/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РПИ КурскПром" (далее - ООО "РПИ КурскПром", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление, регистрирующий орган), изложенного в сообщении от 07.09.2016 N 46/001/001/2016-12215, в государственной регистрации права собственности на сооружение - трансформаторную подстанцию площадью 5,8 кв.м. с кадастровым номером 46:29:103210:104, расположенную по адресу: Курская область, город Курск, проезд Магистральный; обязании зарегистрировать право собственности на спорное сооружение.
Дело рассматривалось с участием Комитета по управлению имуществом Курской области (далее - Комитет).
Решением суда от 24.07.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.12.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Общества, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, 28.05.2012 между Коноревым А.С. и ООО "РПИ КурскПром" заключен договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка площадью 7 750 кв.м. с кадастровым номером 46:29:103210:19 для строительства складской базы производственного назначения (хранения контейнеров и прочих емкостей под сельскохозяйственные культуры), расположенный по адресу: Курская область, город Курск, проезд Магистральный.
25.03.2013 между Комитетом по управлению имуществом Курской области и ООО "РПИ КурскПром" заключен договор аренды земельного участка площадью 2 282 кв.м. с кадастровым номером 46:29:103210:81 для строительства объекта со складскими и административными помещениями, расположенный по адресу: Курская область, город Курск, проезд Магистральный.
16.09.2013 решением Комитета N 01-19/2554 в аренду ООО "РПИ КурскПром" был предоставлен земельный участок площадью 10 032 кв.м. с кадастровым номером 46:29:103210:85, образованный путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 46:29:103210:19 и 46:29:103210:81.
15.01.2014 между Комитетом и Обществом заключен договор аренды земельного участка площадью 10 032 кв.м. с кадастровым номером 46:29:103210:85, сроком аренды до 12.03.2016.
24.05.2016 ООО "РПИ КурскПром" обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении указанного земельного участка на новый срок.
31.05.2016 Комитет письмом N 11.1-01/6132 отказал ООО "РПИ КурскПром" в предоставлении земельного участка в связи с непредоставлением сведений о зарегистрированном праве на объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103210:85.
04.05.2016 ООО "РПИ КурскПром" обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение - трансформаторную подстанцию площадью 5,8 кв.м с кадастровым номером 46:29:103210:104, расположенное по адресу: Курская область, город Курск, проезд Магистральный (далее - спорное сооружение).
04.08.2016 Управление приостановило государственную регистрацию.
07.09.2016 Управление сообщением N 46/001/001/2016-12215 отказало в государственной регистрации права собственности, мотивировав свой отказ тем, что на государственную регистрацию представлена декларация об объекте недвижимого имущества вспомогательного использования, в то время как в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных за ООО "РПИ КурскПром" правах на промышленный объект со складскими и административными помещениями, для строительства которого был предоставлен земельный участок. При этом земельный участок был предоставлен ООО "РПИ КурскПром" в аренду на срок до 12.03.2016, который впоследствии не продлевался. Следовательно, в настоящее время у ООО "РПИ КурскПром" отсутствует правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположено спорное сооружение.
Посчитав отказ незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
На основании части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ).
Государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения (статья 16 Закона N 122-ФЗ).
В статьях 17 и 18 Закона N 122-ФЗ содержатся основания для государственной регистрации и требования к документам, предъявляемым на государственную регистрацию прав.
В силу абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа в государственной регистрации послужило непредставление заявителем правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду.
Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
В данном случае предметом договора аренды является земельный участок для строительства промышленных объектов со складскими и административными помещениями (пункт 1.1 договора аренды от 15.01.2014, пункт 2 решения Комитета по управлению имуществом Курской области от 16.09.2013).
Приняв на себя права и обязанности по указанному договору, Общество как арендатор выразило свое согласие на использование земельного участка в соответствии с этими условиями договора.
В качестве правоустанавливающего документа для государственной регистрации права собственности на объект (трансформаторная подстанция) заявителем представлена декларация об объекте недвижимого имущества от 16.05.2016 (далее - декларация).
Согласно п. 1 ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, являются:
- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Согласно п. 3 ст. 25.3 Закона N 122-ФЗ документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Форма декларации об объекте недвижимого имущества утверждена Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 г. N 447.
Строка 2.2. декларации об объекте недвижимого имущества заполняется в случае создания на земельном участке, представленном (предназначенном) для ведения садоводства, дачного хозяйства, объекта вспомогательного использования (не являющегося зданием) либо иного объекта недвижимого имущества, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получения разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется.
По смыслу п.3 ч.17. ст.51 ГрК РФ объект вспомогательного использования может считаться таковым только тогда, когда имеется в наличии объект, по отношению к которому он будет вспомогательным.
Таким образом, критерием для отнесения объекта капитального строительства к вспомогательным, является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новый объект недвижимости имеет непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную и т.п.) и выполняет вспомогательную функцию.
Согласно техническому заданию на разработку проектной и рабочей документации по объекту "Промышленный объект со складскими и административными помещениями на земельном участке с кадастровым номером 46:29:103210:85 по проезду Магистральный в городе Курске", предусмотрено проектирование двух зданий - административного корпуса и производственного корпуса.
При этом техническим заданием предусмотрено размещение на земельном участке инженерного оборудования, сетей и систем для электрификации - трансформаторной подстанции киоскового типа.
С учетом вышеизложенного судами правильно указано на то, что земельный участок под возведение исключительно трансформаторной подстанции заявителю не предоставлялся, а был предоставлен для строительства единого производственного комплекса, предусматривающего строительство как основных объектов (административного корпуса и производственного корпуса), так и для размещения вспомогательных инженерных объектов - в том числе трансформаторной подстанции.
Факт того, что основные объекты, для обслуживания которых предназначена трансформаторная подстанция, в эксплуатацию не введены по причине отсутствия разрешения на строительство, Обществом не оспаривался.
Ссылка заявителя на договор от 15.10.2012 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям несостоятельна, поскольку этот договор не может изменить цель, для которой Комитет предоставил ООО "РПИ КурскПром" земельный участок с кадастровым номером 46:29:103210:85.
Суды двух инстанций, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, пришли к правильному выводу о том, что спорный объект, заявленный к регистрации, является сооружением вспомогательного использования, запроектированным как инженерный объект для обслуживания основных зданий, которые заявителем не были возведены, а земельный участок для размещения подстанции ООО "РПИ КурскПром" не предоставлялся.
Требование Общества не подлежало удовлетворению, так как оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушает его юридически значимых прав и интересов.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 24.07.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2017 по делу N А35-193/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Форма декларации об объекте недвижимого имущества утверждена Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 г. N 447.
Строка 2.2. декларации об объекте недвижимого имущества заполняется в случае создания на земельном участке, представленном (предназначенном) для ведения садоводства, дачного хозяйства, объекта вспомогательного использования (не являющегося зданием) либо иного объекта недвижимого имущества, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получения разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется.
По смыслу п.3 ч.17. ст.51 ГрК РФ объект вспомогательного использования может считаться таковым только тогда, когда имеется в наличии объект, по отношению к которому он будет вспомогательным."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 6 апреля 2018 г. N Ф10-637/18 по делу N А35-193/2017