г. Калуга |
|
12 апреля 2018 г. |
Дело N А36-8755/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.04.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.04.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.,
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт-Л" (ОГРН 1094823001096, ИНН 4825062703, ул. Балмочных, 32, г. Липецк, 398002) - Баранова М.А. - представителя по доверенности от 25.04.2017 N 872-02-06; Окуньковой Н.А. - представителя по доверенности от 11.01.2018 N 31-02-06;
от Государственной жилищной инспекции Липецкой области (ОГРН 1024840833456, ИНН 4826036760, ул. Советская, 3, г. Липецк, 398001) - Немцова А.Е. - представителя по доверенности от 18.01.2018; Новичковой Л.Н. - представителя по доверенности от 09.01.2018;
от Администрации города Липецка (ул. Советская, 5, г. Липец, 398000) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт-Л" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 10.11.2017 (судья Крылов А.Г.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Миронцева Н.Д.) по делу N А36-8755/2017,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт-Л" (далее - ООО "УК "Комфорт-Л", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекцией Липецкой области (далее - Инспекция) от 07.07.2017 N 2325.
Дело рассматривалось с участием Администрации города Липецка.
Решением суда от 10.11.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.01.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права, принять новое решение. По мнению заявителя жалобы, поскольку земельные участки под домами не сформированы, то они не входят в состав общего имущества многоквартирного дома, а поэтому оно не может быть признано лицом, ответственным за проведение работ по их содержанию.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей Общества, Инспекции, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании договоров Общество осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Липецк, ул. Гагарина, дома N N 111/2, 115/1, 115/2, 119/1, 119/2; ул. Циолковского, дома NN 3/3, 3/2, 3/4; ул. Титова, дома NN6/1,6/2,6/3,4/2,4/3,7/4,9/2,9/3,9/4.
На основании распоряжения руководителя Инспекции от 04.07.2017 N 1831 проведена внеплановая выездная проверка заявителя.
В ходе проверки установлены нарушения Обществом п. 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N170, п.25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290; п.п.2 п.2 ст.3 Правил благоустройства территорий города Липецка, что выразилось в не выкашивании травостоя на земельных участках, относящихся к многоквартирным домам г. Липецк, ул. Гагарина, дома NN 111/2, 115/1, 115/2, 119/1, 119/2; ул. Циолковского, дома NN 3/3, 3/2, 3/4; ул. Титова, дома NN 6/1, 6/2, 6/3, 4/2, 4/3, 7/4, 9/2, 9/3, 9/4.
Результаты проверки отражены в акте от 07.07.2017 N 7691. Заявителю выдано предписание от 07.07.2017 N 2325 о выполнении в срок до 17.07.2017 работы по выкашиванию газонов (травостоя) и удалению дикой поросли на земельных участках, относящихся к вышеуказанным домам.
Не согласившись с предписанием, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно пункту 3.6.1 Правил N 170 уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 25 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Постановление N 290) в работы по содержанию придомовой территории в теплый период года входит уборка и выкашивание газонов.
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, само по себе отсутствие указания в договорах управления обязанности по надлежащему содержанию придомовой территории не может служить основанием для освобождения Общества от нее.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", "если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В приведенных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка".
Таким образом наличие государственного учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не изменяет круг обязанностей управляющей организации, в частности, предусмотренных положениями пункта 3.6.29 Правил N 170 и пункта 10 Правил N 491.
В соответствии с пунктом 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно п.п.2 п.2 ст.3 Правил благоустройства территорий города Липецка (утверждены Решением Липецкого городского Совета депутатов от 01.11.2016 N 268) собственники помещений в многоквартирном доме и (или) обслуживающие (эксплуатирующие) организации обеспечивают уборку и выкашивание газонов. Газоны скашиваются при высоте травостоя 10 - 15 см, высота оставляемого травостоя 3 - 5 см.
К озелененным территории ограниченного пользования относятся территории в пределах жилой, гражданской, промышленной застройки, территорий и организаций обслуживания населения и здравоохранения, науки, образования, рассчитанные на пользование определенными группами населения (п.3.1. Положения "О создании, развитии и сохранении системы 7 озеленения территории города Липецка", утверждены Решение Липецкого городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 790 (далее - Положение N790).
Из п. 5.2. Положения N 790 следует, что пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения (кроме вышеперечисленных исключений), обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать уход, нормальное развитие и замену погибших экземпляров. Из вышесказанного следует, что на заявителе, являющимся управляющей организацией, лежит обязанность по проведение работ на земельных участках многоквартирных домов, в том числе по выкашиванию газонов (травостоя) и удалению дикой поросли.
В материалах дела имеются планы земельных участков, где отражены границы земельных участков каждого многоквартирного дома, в том числе указано расположение газонов.
Следовательно, Общество, как управляющая организация, обязано в соответствии с принятыми на себя обязательствами убирать придомовую территорию, включающую в себя территорию под жилым многоквартирным домом; проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией многоквартирного дома, а также и прилегающую территорию.
Поскольку обязанность по содержанию придомовой территории в силу вышеприведенных положений действующего законодательства возложена на организацию, осуществляющую управление общим имуществом собственников многоквартирного дома, а такой организацией по указанным выше МКД определено Общество, выводы судов об обоснованности предписания Инспекции, являются верными.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской федерации от 24.01.2018 N 303-КГ17-21057.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 10.11.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 по делу N А36-8755/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.