г. Калуга |
|
11 апреля 2018 г. |
Дело N А36-5502/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.04.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.,
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Липецкое карьероуправление" (ОГРН 1034800573565, ИНН 4825036478, Территория район Цемзавода, г. Липецк, 398007) - Плугина А.Н. - представителя по доверенности от 10.05.2017 N 5-17/ЛКУ;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (ОГРН 1044800221817, ИНН 4826044672, Площадь Победы, 8, г. Липецк, 398007) - Принь Л.Н. - представителя по доверенности от 20.11.2017 N 67;
от публичного акционерного общества "Сбербанк России" (ул. Первомайская, 2, г. Липецк, 398910) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.09.2017 (судья Никонова Н.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А36-5502/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Липецкое карьероуправление" (далее - ООО "Липецкое карьероуправление", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области (далее - Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченной государственной пошлины, изложенного в письме от 17.02.2017 N 01/06-825.
Дело рассматривалось с участием публичного акционерного общества "Сбербанк России" (далее - ПАО "Сбербанк России").
Решением суда от 15.09.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.12.2017, требование заявителя удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителей Управления, Общества, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в целях обеспечения надлежащего исполнения текущих и будущих обязательств Компанией "EUROCEMENT Holding AG" (заемщик-1) по договорам об открытии невозобновляемой кредитной линии от 19.12.2013 N 5702, от 11.10.2013 N 5668, от 12.02.2016 N 5866, а также АО "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" (заемщик-2) по договорам об открытии невозобновляемой кредитной линии от 04.03.2014 N 5721, от 06.03.2014 N 5722, от 18.04.2011 N 5379, от 09.12.2014 N 25784, от 05.06.2015 N 5815, от 21.09.2015 N 5819, от 14.10.2015 N 5857, от 12.02.2016 N 5865, между ПАО "Сбербанк России" (залогодержатель) и ООО "Липецкое карьероуправление" (залогодатель) заключен договор ипотеки от 30.09.2016 N 5866/И-1-КУ (далее - договор ипотеки), по условиям которого залогодержателю в ипотеку переданы права аренды 3 земельных участков.
Предметом залога является: а) право аренды земельного участка сроком до 05.06.2030 с кадастровым номером 48:13:1520201:519 площадью 1 418 12 м 2; б) право аренды земельного участка сроком до 05.06.2030 с кадастровым номером 48:13:1520201:667 площадью 3 282 614 м 2; в) право аренды земельного участка сроком до 05.06.2030 с кадастровым номером 48:13:1520201:666 площадью 252 074 м 2.
19.12.2016 ООО "Липецкое карьероуправление" и ПАО "Сбербанк России" совместно обратились в Управление с соответствующими заявлениями для внесения в ЕГРП записей об ипотеке на основании договора ипотеки от 30.09.2016 N 5866/И-1-КУ.
При обращении за регистрацией обременения каждая из сторон произвела уплату государственной пошлины в размере 66 000 рублей (всего 132 000 рублей) из расчета по 2 000 рублей за каждый объект недвижимого имущества, передаваемого в залог по договору ипотеки, исходя из количества обеспеченных залогом 11 кредитных договоров (3 объекта 2 000 рублей
11 договоров).
В подтверждение оплаты государственной пошлины ООО "Липецкое карьероуправление" представило платежные поручения от 02.12.2016 N N 191-223, ПАО "Сбербанк России" - платежные поручения от 07.12.2016 NN 56074, 56215, 56223, 56224, 56225, 56227, 56238, 56243, 56246, 56248, 56249, 56250, 56251, 56252, 56254, 56260, 56262, 56265, 56278, 56280, 56281, 56282, 56283, 56285, 56286, 56288, 56292, 56293, 56295, 56297.
26.12.2016 произведена государственная регистрация ипотеки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
27.01.2017 Общество обратилось в Управление с заявлением N 1/ЛКУ-17/17 о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в размере 60 000 рублей.
Письмом от 17.02.2017 N 01/06-825 Управление отказало в возврате государственной пошлины. В обоснование отказа указано, что размер государственной пошлины за государственную регистрацию ипотеки для организаций предусмотрен пунктом 2 статьи 333.18 и подпунктом 28 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ, а поскольку размер уплаченной государственной пошлины не превышает предусмотренный законом, а регистрация не прекращалась (проведена 26.12.2016), то оснований для возврата государственной пошлины по предъявленным платежным документам не имеется.
Не согласившись с названным отказом, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.
Редакция статьи 339 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), вступившая в силу с 01.07.2014 (статья 1, пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 N 367-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"), в отличие от ранее действовавшей редакции, не содержит правила о государственной регистрации договора ипотеки.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 339.1 ГК РФ залог подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации, в том числе в случае, если в соответствии с законом права, закрепляющие принадлежность имущества определенному лицу, подлежат государственной регистрации (статья 8.1 ГК РФ).
В силу пунктов 1 статей 19 и 20 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке) ипотека подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу договора об ипотеке, осуществляется на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя.
Учитывая указанные нормы, договор об ипотеке, заключенный (подписанный) после 01.07.2014, не подлежит государственной регистрации с указанной даты, а осуществляется государственная регистрация ограничения (обременения) права в виде ипотеки.
В силу пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) каждая запись о праве, его ограничении (обременении) и сделке с объектом недвижимости, идентифицируется номером регистрации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона о регистрации при получении правоустанавливающих документов на государственную регистрацию прав должностное лицо органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты.
При этом в соответствии с пунктом 15 Приказа Росреестра от 24.07.2014 N П/349 "Об утверждении Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" записи в книгу учета входящих документов (КУВД) вносятся последовательно в порядке поступления документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. Одна запись в КУВД соответствует одному пакету документов, необходимых для совершения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, одного действия (например, регистрации права, в том числе права общей собственности, возникающего с момента государственной регистрации, регистрации сделки, регистрации ограничения (обременения) права).
Согласно пунктам 3, 4 Приказа Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765 (ред. от 26.03.2015) "Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме" (далее - Правила ведения ЕГРП) единый государственный реестр прав состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Каждый раздел Единого государственного реестра прав содержит записи: об описании объекта недвижимого имущества, о праве собственности и иных вещных правах на этот объект недвижимого имущества, в том числе сведения о его правообладателе, о подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации ограничениях (обременениях) этих прав и сделках с этим объектом недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 7 Правил ведения ЕГРП каждый раздел состоит из трех подразделов. В подразделе I содержится описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных настоящими Правилами. В подраздел II вносятся записи о подлежащих государственной регистрации праве собственности и об иных вещных правах на каждый объект недвижимого имущества, о существенных и об иных условиях сделки об отчуждении, сведения о правообладателе, о правоустанавливающих документах в объеме сведений, определенных настоящими Правилами, а также дата внесения и номер записи, имя государственного регистратора и его подпись. В подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество, о документах, на основании которых возникают ограничения (обременения) прав, о существенных и об иных условиях сделки, на основании которой возникают ограничения (обременения) прав, в объеме сведений, определенных настоящими Правилами, а также дата внесения и номер записи, имя государственного регистратора и его подпись.
В соответствии с пунктом 95 Правил ведения ЕГРП при государственной регистрации ипотеки, возникающей на основании договора об ипотеке, в Единый государственный реестр прав вносится запись в подраздел III-2.
С учетом положений пункта 2 статьи 20 Закона об ипотеке, записи о государственной регистрации ипотеки нескольких объектов недвижимого имущества идентифицируются самостоятельными номерами регистрации.
Таким образом, если предметом договора об ипотеке является несколько объектов недвижимости, то в отношении каждого из этих объектов недвижимости должны осуществляться отдельные регистрационные действия в отношении каждого из передаваемых в ипотеку объектов недвижимого имущества.
На основании статьи 24 Закона об ипотеке за государственную регистрацию договора об ипотеке и ипотеки как ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, включая внесение соответствующих записей в ЕГРП и выдачу документов о государственной регистрации, государственная пошлина уплачивается один раз за все указанные действия в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 11 Закона о регистрации предусмотрено, что за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 28 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за государственную регистрацию, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 61 настоящего пункта, ипотеки, включая внесение в ЕГРП записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество, госпошлина уплачивается для организаций в размере 4 000 руб.
С учетом изложенного, в случае, если государственной регистрации подлежит ограничение (обременение) права в виде ипотеки в отношении нескольких объектов недвижимого имущества, государственная пошлина уплачивается в размере, установленном подпунктом 28 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, по каждому объекту недвижимого имущества, поскольку записи об ограничении (обременении) права в виде ипотеки вносятся в отношении каждого объекта.
Указанная позиция подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 18.08.2016 N 03-05-05-03/48492, определением ВС РФ от 13.02.2018 N 307-ЭС17-22927.
Как следует из материалов дела, договор об ипотеке заключен сторонами после 01.07.2014, в связи с чем, за регистрацию ограничения (обременения) в виде ипотеки подлежит уплате государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 28 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, по каждому объекту недвижимого имущества, в данном случае таких объектов три.
Таким образом, требования Общества правомерно удовлетворены судом.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.09.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017 по делу N А36-5502/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.