г. Калуга |
|
13 апреля 2018 г. |
Дело N А64-6449/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.04.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Козелкина И.И. |
судей |
Аникиной Е.А. |
|
Шильненковой М.В. |
при участии в заседании:
от истца АО "ГУ ЖКХ"
от ответчика АО "Тамбовские коммунальные системы" |
представителя Шевляковой В.И. (доверенность от 10.04.2018 N 1),
представителя Зенкина А.Л. (доверенность от 01.03.2016 N 13), |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.12.2017 по делу N А64-6449/2017,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922, г. Москва; далее - АО "ГУ ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Тамбовские коммунальные системы" (ОГРН 1036888185916, ИНН 6832041909, далее - АО "Тамбовские коммунальные системы") о взыскании задолженности за оказанные в период с октября 2016 года по март 2017 года услуги транспортировки сточных вод в размере 834 696,36 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.04.2017 по 15.09.2017 в сумме 34 431,22 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.12.2017 иск удовлетворен (суд первой инстанции: Макарова Н.Ю.).
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2018 апелляционная жалоба АО "Тамбовские коммунальные системы" возвращена заявителю, в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Центрального округа, АО "Тамбовские коммунальные системы" просит отменить решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.12.2017 в связи с неправильным применением судом п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что АО "ГУ ЖКХ" не установило прибор учета на границе эксплуатационной ответственности, не доказало объем фактически оказанных в период с октября 2016 года по март 2017 года услуг транспортировки сточных вод, в одностороннем порядке определило объем транспортировки сточных вод.
По утверждению АО "Тамбовские коммунальные системы", так как граница эксплуатационной ответственности прямых абонентов АО "ГУ ЖКХ" совпадают, абоненты приняли на обслуживание сети от точки разграничения, то истец не доказал факт транспортировки холодной воды и сточных вод.
В судебном заседании представитель ответчика подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель истца возразил против доводов заявителя, указав на их необоснованность.
Проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, распоряжениями Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р, от 09.11.2016 N 2365 определено, что АО "ГУ ЖКХ" является единственным исполнителем осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации в 2015-2018 гг. закупок работ и услуг, связанных с водоснабжением, транспортировкой и очисткой сточных вод.
Между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и АО "ГУ ЖКХ" (исполнитель) заключен государственный контракт от 28.10.2016 N 5-ВКХ на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ей структурных подразделений, расположенных на территории Тамбовской области.
По договору от 05.10.2015 N 1 и приказу Департамента имущественных отношений Минобороны Российской Федерации от 21.09.2015 N 2134 Министерство обороны Российской Федерации передало в безвозмездное пользование АО "ГУ ЖКХ" закрепленные на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" сети холодного водоснабжения и водоотведения.
Постановлением администрации города Тамбова от 06.07.2015 N 5186 гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа - город Тамбов определено АО "Тамбовские коммунальные системы".
АО "ГУ ЖКХ" направило письмо от 14.10.2015 N 628, оферту-заявку, проект договора транспортировки сточных вод, которую АО "Тамбовские коммунальные системы" оставило без рассмотрения.
Стороны заключили соглашение о намерениях от 09.10.2015.
АО "ГУ ЖКХ" направило претензию от 07.06.2017 N 1401/исх/7/12 о погашении задолженности за фактически оказанные услуги до транспортировке холодной воды и сточных вод, которую АО "Тамбовские коммунальные системы" оставило без рассмотрения.
В период с октября 2016 года по март 2017 года АО "ГУ ЖКХ" оказало услуги по транспортировке стоков от гарантирующей организации до потребителя на сумму 834 696,36 руб., направило АО "Тамбовские коммунальные системы" акт принятых сточных вод, выставило счет-фактуру.
В силу ст. 42 Закона о водоснабжении и водоотведении в срок до 01.07.2013 в границах одной централизованной системы должны быть выбраны гарантирующие организации путем издания соответствующего нормативного акта.
После выбора гарантирующей организации схема договорных отношений между гарантирующей организацией, абонентами и организациями, эксплуатирующие сети водоснабжения существенно меняется.
После выбора гарантирующей организации и установления ей тарифа, все организации в рамках данной централизованной системы (поднимающие и транспортирующие воду) заключают договоры с гарантирующей организацией по типовым формам договоров, утвержденным постановлением Правительства от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" и должны расторгнуть свои договора с абонентами и поставщиками услуг водоснабжения водоотведения.
Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение объектов присоединенных в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, таким образом, она становится единственным поставщиком воды для абонентов в границах одной централизованной системы.
АО "ГУ ЖКХ" (транзитная организация) осуществляет организационно и технологически связанные действия, направленные на транспортировку холодной воды и стоков от точки приема до точки поставки холодной воды и стоков, а АО "Тамбовские коммунальные системы" (гарантирующий поставщик) обязано оплачивать оказанные последней услуги по транзиту.
Согласно ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст.ст. 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Исходя из ст. 16 Закона о водоснабжении и водоотведении, по договору по транспортировки холодной воды организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом Допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая холодное водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона о водоснабжении и водоотведении гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно ст. 11 Закона о водоснабжении и водоотведении организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В целях обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по транспортировке воды, по транспортировке сточных вод, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Указанные в ч. 1 настоящей статьи договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством. Договоры по транспортировке воды (горячей воды) и договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений ст.ст. 16 и 17 настоящего Федерального закона.
Собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Кроме того, п. 46 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, предусмотрено заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.
Постановлением Правительства от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" утверждена типовая форма договора по транспортировке холодной воды и типовая форма договора по транспортировке сточных вод.
В п. 8 указанного постановления оплата по настоящему договору осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства по тарифам на транспортировку воды, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 11.11.2015 N 127-в установлены и введены в действие с 01.07.2016 по 30.06.2017 тарифы на транспортировку сточных вод - 3,48 руб.
Как указано в п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
На основании изложенного суды правильно указали на то, что отношения между сторонами сложились из фактического оказания услуг и фактического пользования услугами.
По п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 53 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, под расчетным периодом для расчета в рамках договора по транспортировке сточных вод понимается 1 календарный месяц.
Оплата услуг по транспортировке сточных вод осуществляется по тарифам на транспортировку сточных вод. Оплата по указанным договорам осуществляется до 15-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Суд установил, что АО "Тамбовские коммунальные системы" не исполнило обязанность по своевременной оплате оказанных АО "ГУ ЖКХ" услуг, в результате чего образовалась задолженность за услуги транспортировки сточных вод в размере 834 696,36 руб.: октябрь 2016 года - 140 687,12 руб. ноябрь 2016 года - 153 338,31 руб. декабрь 2016 года - 133 804,46 руб. январь 2017 года - 146 807,21 руб. февраль 2017 года - 135 603,23 руб.; март 2017 года - 124 456,03 руб.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Суд оценил представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, пришел к правомерному выводу об обязанности АО "Тамбовские коммунальные системы" оплатить АО "ГУ ЖКХ" фактически оказанные в период с октября 2016 года по март 2017 года услуги транспортировки сточных вод, проверил расчет истца задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами, признал их правильными и взыскал задолженность за оказанные в период с октября 2016 года по март 2017 года услуги транспортировки сточных вод в размере 834 696,36 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 15.04.2017 по 15.09.2017 в сумме 34 431,22 руб.
Довод заявителя о недоказанности истцом факта оказания в спорный период услуг транспортировки холодной воды и сточных вод отклоняется в связи со следующим.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.04.2017 по делу N А64-6996/2016 установлено, что АО "ГУ ЖКХ" на основании государственных контрактов от 21.09.2015 N 4-ВКХ, от 28.10.2016 N 5-ВКХ от 30.12.2016 N 6-ВКХ на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных организаций, оказал услуги по транспортировке холодной воды, транспортировке сточных вод от гарантирующего поставщика к абоненту, расположенных на территории г. Тамбова, к которым как представлено на схемах канализационных сетей, присоединены канализационные сети конечных потребителей, что свидетельствует о наличии комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Довод заявителя о том, что истец не доказал объем фактически оказанных в период с октября 2016 года по март 2017 года услуг транспортировки сточных вод, в одностороннем порядке определил объем транспортировки сточных вод, также отклоняется в связи со следующим.
Согласно ч. 2 ст. 20 Закона о водоснабжении и водоотведении коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 11 ст. 20 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
Согласно п. 23 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776, при отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разд. III настоящих Правил.
Из представленных в дело ведомостей объема транспортировки воды и сточных вод по сетям обособленного подразделения "Воронежское" АО "ГУ ЖКХ" следует, что объем водоотведения принимался равным объему водоснабжения, что не противоречит приведенным нормам закона.
Арбитражный суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал имеющиеся в материалах дела доказательства, принял обоснованное решение, соответствующее нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
В силу ч. 4 ст. 283 АПК РФ в связи с принятием судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы АО "Тамбовские коммунальные системы" истек срок для приостановления исполнения решения Арбитражного суда Тамбовской области от 04.12.2017, принятого определением Арбитражного суда Центрального округа от 16.03.2018.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.12.2017 по делу N А64-6449/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьями 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
И.И. Козелкин |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.