г.Калуга |
|
16 апреля 2018 г. |
Дело N А84-1408/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.04.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при ведении протокола помощником судьи при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А.
Тарасовой О.В. |
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро Путешествий и экскурсий" (299011, г.Севастополь, пер.Панорамный, д.13, ОГРН 1149204033604, ИНН 9204016460) - Тюшляев А.В. (дов. от 02.04.2018);
от заинтересованного лица: департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя (299011, г.Севастополь, ул. Советская, д.9) - Остапенко В.А. (дов. от 26.12.2017 N 1388);
от третьих лиц: правительства г.Севастополя (299011, г.Севастополь, ул.Ленина, д.2) - Доденков А.Ю. (дов. от 19.09.2017 N 1350/31/2-17);
федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" (299011, г.Севастополь, Исторический бульвар, д.1) - Хацкевич Л.В. (дов. от 02.03.2018 N 319);
министерства культуры Российской Федерации (125993, г.Москва, Малый Гнездниковский пер., д.7/6, стр.1,2) - не явились;
управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (299011, г.Севастополь, ул.Демидова, д.13) - не явились;
управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя (299011, г.Севастополь, ул.Володарского, д.19) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро Путешествий и экскурсий" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 04.08.2017 (судья Колупаева Ю.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017 (судьи Привалова А.В., Карев А.Ю., Омельченко В.А.) по делу N А84-1408/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро Путешествий и экскурсий" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным отказа департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - департамент), изложенного в письме от 14.02.2017 N 05-исх./3327/2017, в заключении договора аренды путем переоформления на земельный участок с кадастровым номером 91:03:001016:486, площадью 928 кв. м, расположенный по адресу: г. Севастополь, переулок Панорамный, земельный участок 13, и об обязании департамента заключить с обществом договор аренды на указанный земельный участок путем переоформления в срок до 25.04.2017 в случае вступления в силу решения суда по настоящему заявлению до 25.04.2017, или сразу же с момента вступления в силу решения по настоящему заявлению.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, правительство Севастополя (далее - правительство), федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" (далее - музей), управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр), министерство культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры), управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя (далее - управление охраны).
Решением суда от 04.08.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, его заявление удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
В отзывах на жалобу правительство и департамент просят оставить принятые судебные решения без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представители правительства, департамента, музея просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, решением исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от 05.01.1995 N 1/39 "О предоставлении предприятиям, учреждениям и организациям земельных участков, необходимых для обслуживания существующих зданий и сооружений по результатам инвентаризации" было предписано предоставить дочернему предприятию Крымского акционерного общества по туризму и экскурсиям "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" (далее - предприятие) во временное пользование сроком на 5 лет земельный участок площадью 0,0397 га в районе Исторического бульвара и земельный участок площадью 0,0928 га в районе переулка Панорамный, 13, для обслуживания административных и хозяйственных зданий и сооружений - т.3. л.д.27.
На основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 21.06.2000 N 1065-р "О продлении дочернему предприятию Крымского акционерного общества по туризму и экскурсиям "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" срока временного пользования земельными участками" между Севастопольской городской государственной администрацией и предприятием был заключен договор на право временного пользования землей от 02.11.2000 N 572, по условиям которого администрация предоставляет, а предприятие принимает во временное пользование земельный участок общей площадью 0,1325 га: участок N 1, расположенный в районе Исторического бульвара, участок N 2, расположенный в районе переулка Панорамный, 13, согласно плану землепользования.
Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что земельный участок предоставляется на условиях временного пользования сроком до 01.05.2025 для обслуживания административных зданий и сооружений. Договор зарегистрирован 13.12.2000 в установленном законодательством Украины порядке, в книге записей договоров временного пользования землей.
Соглашением от 22.04.2013 стороны внесли изменения в договор от 02.11.2000 N 572, а именно: в пункте 1.2 договора после цифр "01.05.2025" слова: "для обслуживания административных и хозяйственных зданий и сооружений" заменены на слова: "для строительства и обслуживания многофункциональных общественных зданий с выставочными залами, с размещением ресторана, кафе, магазина, офисных помещений".
На основании договора от 02.11.2000 N 572 и соглашения от 22.04.2013 регистрационной службой главного управления юстиции в г. Севастополе 16.10.2013 внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 8536600000:01:016:0076, расположенном в г.Севастополе, пер.Панорамный, земельный участок 13, в государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество Украины (т.1, л.д.30).
10 февраля 2016 г. земельный участок площадью 928 кв. м, расположенный в г. Севастополе, переулок Панорамный, земельный участок 13, с видом разрешенного использования - для строительства и обслуживания многофункциональных общественных зданий с выставочными зданиями, с размещением ресторана, кафе, магазина, офисных помещений, поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, ему присвоен кадастровый номер 91:03:001016:486 (кадастровый номер в Украине 8536600000:01:016:0076).
17 ноября 2016 г. двум объектам недвижимого имущества, расположенным в г. Севастополе, переулок Панорамный, дом 13, присвоены следующие кадастровые номера: N 91:03:001016:764 - одноэтажному нежилому зданию площадью 101,8 кв. м, введенному в эксплуатацию в 1990 году, N 91:03:001016:766 - одноэтажному нежилому зданию площадью 223,7 кв. м, введенному в эксплуатацию в 1917 году.
Распоряжением департамента от 09.11.2016 N 3972-РДЗ утвержден план границ земельного участка площадью 928 кв. м с кадастровым номером 91:03:001016:486, расположенного по адресу: г. Севастополь, переулок Панорамный, земельный участок 13, вид разрешенного использования - культурное развитие (код 3.6), общественное питание (код 4.6), магазины (код 4.4), деловое управление (код 4.1). Пунктами 3.4 распоряжения определено, что план границ земельного участка является основанием для проведения работ по подготовке межевого плана и установлению границ земельного участка; общество имеет право обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимого имущества - указанного земельного участка (т.1, л.д.140-145).
25 января 2017 г. общество обратилось в департамент с заявлением о заключении договора аренды на земельный участок площадью 928 кв.м путем переоформления, приложив к заявлению распоряжение от 21.06.2000 N 1065-р, договор от 02.11.2000 N 572, соглашение от 22.04.2013, кадастровый паспорт земельного участка от 10.02.2016 N 91/12/15-176091, кадастровые паспорта от 17.11.2016 на два здания, расположенных на земельном участке.
Письмом от 14.02.2017 N 05-исх/3327/2017 департамент отказал обществу в переоформлении договора аренды, ссылаясь на отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ испрашиваемого земельного участка.
Полагая, что отказ департамента является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа департамента в предоставлении государственной услуги по переоформлению договора аренды по основаниям отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ испрашиваемого земельного участка, так как 26.12.2016 сведения о координатах характерных точек земельного участка внесены в кадастр, но отказал обществу в удовлетворении его заявления по тем основаниям, что в 2000 году по законодательству Украины земельный участок во временное пользование мог быть предоставлен только Советом народных депутатов, а такого решения обществом не представлено. Кроме того, на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 21.06.2000 N 1065-р и договора от 02.11.2000 N 572 во временное пользование был предоставлен земельный участок площадью 0,1325 га; границы земельного участка, предоставленного в пользование, в нарушение Земельного кодекса Украины установлены не были.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа департамента по основаниям, изложенным в отказе, апелляционный суд в итоге пришел к выводу о том, что по существу спор разрешен судом первой инстанции правильно.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды установили, что департамент полномочен рассматривать заявления о заключении договора аренды на земельный участок путем переоформления.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС).
Пунктом 9 статьи 3 названного Закона определено, что право временного пользования земельным участком, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 12, 13 статьи 3 Закона N 46-ЗС стороны по договору аренды земельных участков и иных объектов недвижимости, заключившие такие договоры до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, обязаны до 01.01.2017 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации. В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ заключен в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом договор аренды соответствующего земельного участка.
Постановлением Правительства Севастополя от 21.12.2015 N 1250-ПП утвержден "Порядок переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года" (далее - Порядок N 1250).
Пунктом 2, подпунктом 4 пункта 4 названного Порядка установлено, что переоформление права аренды осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя. К заявлению прилагается, в том числе оригинал кадастрового паспорта земельного участка, составленного по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.08.2014 N 504 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории", а также заверенная заявителем копия данного документа. Оригинал кадастрового паспорта предоставляется заявителем по его желанию. В случае отсутствия данного документа в распоряжении заявителя уполномоченный орган запрашивает соответствующую информацию в порядке межведомственного взаимодействия.
Аналогичное требование содержится и в пункте 2.6 Административного регламента предоставления государственной услуги "Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года", утвержденного распоряжением департамента от 19.01.2017 N 526-РДЗ (далее - Административный регламент)
Как установлено судами, общество приложило к заявлению кадастровый паспорт от 10.02.2016 N 91/12/15-176091 на земельный участок площадью 928 кв.м, кадастровый номер 91:03:001016:486. В кадастровом паспорте отмечено, что сведения об объекте имеют статус ранее учтенные. В кадастровом паспорте отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ земельного участка (т.1, л.д.33).
Пунктом 7 Порядка N 1250 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченным органом в предоставлении земельного участка. К числу таких оснований отнесено отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ испрашиваемого земельного участка (пп.9). Такое же основание для отказа в переоформлении договора аренды содержится и в пункте 2.9 Административного регламента.
Судами установлено, что общество приложило к заявлению кадастровый паспорт на земельный участок от 16.02.2016.
При таких обстоятельствах довод кассационной жалобы о том, что департамент должен был в порядке межведомственного запроса затребовать выписку из ЕГРН о местоположении границ земельного участка несостоятелен.
Как указано выше, согласно пункту 4 Порядка N 1250 и пункту 2.6 Административного регламента департамент запрашивает соответствующую информацию в случае, если к заявлению не приложен кадастровый паспорт. Так как общество приложило к заявлению кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок, то необходимость запроса департаментом соответствующей информации в порядке межведомственного взаимодействия исключалась.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции согласен с выводом апелляционного суда в той части, что факт внесения 26.12.2016 в кадастр сведений о координатах характерных точек земельного участка с кадастровым номером 91:03:001016:486 не свидетельствует о незаконности решения департамента от 14.02.2017 об отказе в переоформлении договора аренды на земельный участок.
Кроме того, согласно выпискам из ЕГРН, имеющимся в материалах дела, по состоянию на 16.02.2017, на 24.03.2017, на 22.05.2017 границы земельного участка с кадастровым номером 91:03:001016:486 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Граница земельного участка пересекает границу земельного участка с кадастровым номером 91:03:001016:125, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации и на праве постоянного (бессрочного) пользования - музею.
На период рассмотрения данного дела Арбитражным судом города Севастополя рассматривалось дело N А84-3146/2017 по заявлению общества к департаменту об установлении местоположения границ земельного участка площадью 928 кв.м с кадастровым номером 91:03:001016:486.
При таких обстоятельствах суды по праву отказали в удовлетворении заявления общества о признании незаконным отказа департамента в переоформлении договора аренды на спорный земельный участок.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 04.08.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017 по делу N А84-1408/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.