г. Калуга |
|
19 апреля 2018 г. |
Дело N А48-6351/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Платова Н.В.,
судей Елагиной О.К., Ивановой М.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пашковой Е.А.
при участии представителей истца Евтеевой Ю.А. (доверенность от 01.02.2018), Савенковой С.В. (доверенность от 01.02.2018), ответчика Кабанова М.В. (доверенность от 13.09.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Торгово-закупочная компания Зерновые продукты" и открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Московская железная дорога на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2017 года по делу N А48-6351/2016 Арбитражного суда Орловской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торгово-закупочная компания Зерновые продукты" (ОГРН 1075746000164, ИНН 5722111630, пгт. Змиевка Свердловского р-на Орловской обл.; далее - общество "ТЗК Зерновые продукты") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295 ИНН 7708503727, г. Москва; далее - общество "РЖД") о разрешении разногласий по договору N 8/03 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и утверждении параграфа 12 договора N 8/03 в редакции: "Готовые к уборке вагоны, при наличии оформленных перевозочных документов, убираются с мест погрузки/выгрузки "Перевозчиком" в течение двух часов после получения уведомления от "Владельца" о готовности вагонов к уборке".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 26 мая 2017 года в удовлетворении иска отказано, параграф 12 договора N 8/03 утвержден в редакции: "Готовые к уборке вагоны, при наличии оформленных перевозочных документов, убираются с мест погрузки и выгрузки "Перевозчиком" в течение трех суток после получения уведомления от "Владельца" о готовности вагонов к уборке". Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2017 года решение отменено, иск удовлетворен частично, параграф 12 договора N 8/03 утвержден в редакции: "Готовые к уборке вагоны, при наличии оформленных перевозочных документов, убираются с мест погрузки и выгрузки "Перевозчиком" в течение 24 часов после получения уведомления от "Владельца" о готовности вагонов к уборке" (суд первой инстанции: Лазутина О.И.; апелляционный суд: Алферова Е.Е., Афонина Н.П., Письменный С.И.).
В кассационной жалобе общество "ТЗК Зерновые продукты" просило изменить постановление и изложить параграф 12 договора N 8/03 в редакции истца в связи с неправильным применением апелляционным судом ст. 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), разд. 3 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденного приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29.09.2003 N 67, п. 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденного приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
Общество "ТЗК Зерновые продукты" указало, что апелляционный суд неправильно определил время уборки вагона.
В кассационной жалобе общество "РЖД" просило отменить постановление и оставить в силе решение в связи с неправильным применением апелляционным судом п. 3.6 Технологического процесса, ст.ст. 39, 62 Устава железнодорожного транспорта, п.п. 3.1, 3.7 Правил N 26.
Общество "РЖД" указало, что апелляционный суд неправильно определил время уборки вагона без учета технологической возможности и экономической целесообразности исполнения обязательств локомотивом чаще 1 раза в 3 суток.
В судебном заседании представители истца и ответчика подтвердили доводы, изложенные в кассационных жалобах.
При рассмотрении кассационных жалоб суд отложил судебное разбирательство.
После отложения судебное разбирательство возобновлено в том же составе суда.
Проверив в порядке, установленном гл. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Предметом заявления является требование владельца железнодорожных путей необщего пользования (далее - владелец) к перевозчику об урегулировании разногласий при заключении договора N 8/03 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по условию о сроке уборки с мест погрузки/выгрузки перевозчиком вагонов после получения уведомления владельца об их готовности к уборке и наличии оформленных перевозочных документов.
Апелляционный суд в соответствии со ст.ст. 10, 421, 422, 426, 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст.ст. 55, 58, 60 Устава железнодорожного транспорта, ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте), п.п. 2.3, 2.12, 3.1, 3.4-3.7 Правил N 26 пришел к выводу о том, что в данном случае перевозчик должен убирать с мест погрузки/выгрузки вагоны после получения уведомления владельца об их готовности к уборке и наличии оформленных перевозочных документов в течение 24 часов.
Как следует из материалов дела, перевозчик направил владельцу проект договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (договор от 30.03.2016 N 8/03), владелец подписал договор с протоколом разногласий, в том числе по параграфу 12 о сроке уборки с мест погрузки/выгрузки перевозчиком вагонов после получения уведомления владельца об их готовности к уборке и наличии оформленных перевозочных документов (протокол разногласий от 22.04.2016), по итогам совещания стороны не пришли к согласию по параграфу 12 договора (протокол согласования разногласий от 21.07.2016).
В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 указанного кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу ст. 64 Устава железнодорожного транспорта взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров.
При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании п. 2.12. Правил N 26 при недостижении согласия по условиям договора споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при разрешении преддоговорных споров арбитражный суд, в первую очередь, проверяет соответствие предлагаемых сторонами (спорных) условий заключаемого договора императивным требованиям законодательства.
Согласно ст. 16 Закона о железнодорожном транспорте железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава, его сохранность.
В соответствии со ст. 58 Устава железнодорожного транспорта договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Как разъяснено в абз. 3 п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", заключение договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования. Порядок заключения договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования регулируется Правилами N 26.
Как закреплено в абз. 12 п. 2.1 Правил N 26, образцы примерного договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договора на подачу и уборку вагонов приведены в приложениях 1 - 6 к настоящим Правилам.
Приложением N 2 к Правилам N 26 приведен образец договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, локомотивом перевозчика), в п. 12 которого указано: "Готовые к уборке вагоны убираются с мест погрузки, выгрузки Перевозчиком в течение ___ час. после получения уведомления от Владельца о готовности вагонов к уборке".
В силу п. 2.3 Правил N 26 договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях - единые технологические процессы работы железнодорожных путей необщего пользования и станции примыкания.
Указанными договорами устанавливается порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Кроме того, в указанных договорах (при среднесуточном грузообороте свыше 100 вагонов) устанавливается максимальная перерабатывающая способность погрузки и выгрузки по основным родам грузов.
Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается МПС России.
На основании п. 2.9 Правил N 26 договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются с учетом данных технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования, инструкции, плана и продольного профиля железнодорожного пути необщего пользования, а также технологии работы станции примыкания.
В соответствии с п. 3.7. Правил N 26 сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно п. 1.2 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденного приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29.09.2003 N 67, технологические сроки оборота вагонов и технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливаются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договорах на подачу и уборку вагонов.
Как верно указал апелляционный суд, в соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Из содержания ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и ст. ст. 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" усматривается, что общество "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте.
В соответствии с п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота.
С учетом того, что для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), арбитражные суды должны иметь в виду: требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, и иными нормативными правовыми актами или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (п. 3).
Суд установил, что в договоре N 8/03 стороны согласовали одновременную подачу и уборку вагонов на (с) пути необщего пользования в количестве 8 вагонов, технологическую норму на погрузку зерна рассчитанная перевозчиком от 70 минут до 1,5 часов на вагон, расчеты в отношении сборов и перерабатывающей способности исчисляются сутками.
Маневровый локомотив станции Змиевка Орел-Малоархангельск в количестве 0,5 серии ЧМЭ-3 работает с 08.00 до 20.00 (п. 147 Технологического процесса управления местной работы Орловско-Курского центра организации работы ж.д. станций от 18.03.2013; л.д. 16 т. 2).
Своих маневровых локомотивов на станции Змеевка нет. Маневровая работа производится локомотивом депо Орел ТЧЭ-27, обслуживающим Орел-Малоархангельск. Подача, уборка вагонов на(с) путей необщего пользования, подборка, перестановка, отцепка, прицепка местных вагонов производится одним локомотивом серии ЧМЭ-3. При этом железнодорожный путь необщего пользования общества "ТЗК Зерновые продукты" обслуживается маневровым локомотивом серии ЧМЭ-3. Подача и уборка вагонов производится круглосуточно. Маневровый локомотив на станции отсутствует, он обслуживает несколько станций участка становой Колодезь-Малоархангельск (технологическая карта работы железнодорожной промежуточной станции Змеевка от 28.01.2014; л.д. 99-100, 102, 103 т. 2).
Железнодорожный путь необщего пользования общества "ТЗК Зерновые продукты" обслуживается по договору маневровым локомотивом перевозчика серии ЧМЭ-3. Одновременная работа на пути необщего пользования двух и более маневровых локомотивов запрещена (Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования общества "ТЗК Зерновые продукты", примыкающего к станции Змиевка Московской железной дороги от 12.11.2014; л.д. 127, 128 т. 2).
Для станции Змиевка с объемом работы (погрузка/выгрузка) 6,2/07 ваг./ср.сут. утвержден график работы маневрового локомотива: понедельник, среда, пятница (регламент работы малоинтенсивных станций по определенным дням недели в соответствии с календарным планом погрузки, согласованным с грузоотправителем от 05.03.2010; л.д. 21 т. 2).
С учетом согласованных сторонами условий договора N 8/03, технологических сроков оборота вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, технологического времени, связанного с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, перерабатывающей способности перевозчика, которую он исчисляет в течение суток, технологии работы станции Змиевка и железнодорожного пути необщего пользования владельца, а также с соблюдением установленного федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта порядка разработки, определения технологических сроков оборота вагонов и баланса интересов владельца и перевозчика апелляционный суд пришел к выводу, что перевозчик должен убирать с мест погрузки/выгрузки вагоны после получения уведомления владельца об их готовности к уборке и наличии оформленных перевозочных документов в течение 24 часов.
Кассационный суд считает, что в данном случае, апелляционный суд, исследовав представленные доказательства, дали им оценку и правомерно утвердил параграф 12 договора N 8/03 в редакции: "Готовые к уборке вагоны, при наличии оформленных перевозочных документов, убираются с мест погрузки и выгрузки "Перевозчиком" в течение 24 часов после получения уведомления от "Владельца" о готовности вагонов к уборке".
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Арбитражный суд кассационной инстанции не установил нарушения судом норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ основанием для отмены судебного акта.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании п. 1 ч. 1 ст. 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационных жалоб отнесены на заявителей.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2017 года по делу N А48-6351/2016 Арбитражного суда Орловской области оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Платов |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.