г.Калуга |
|
16 апреля 2018 г. |
Дело N А08-258/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2018 года.
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. |
при участии:
от акционерного общества "Лебединский горно-обогатительный комбинат" (Белгородская область, г.Губкин, промзона, промплощадка ЛГОКА): Бацан Р.В. - представитель по доверенности от 06.12.2017 N 417;
от Губкинской городской прокуратуры (Белгородская область, г.Губкин, ул.Кирова, д.67"А"): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
от прокуратуры по Белгородской области (г.Белгород, ул.Горького, д.56"А"): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
от ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области" (г.Белгород, ул.Губкина, д.48): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Белгородской области в Губкинском районе (Белгородская область, г.Губкин, ул.Горького, д.4): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
от ФГБУ КЛМС Белгородского ЦГМС - филиал ФГБУ "Центрально- Черноземное УГСМ" (Белгородская область, г.Старый Оскол, ул.Урицкого, д1/15): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы прокуратуры Белгородской области и Губкинской городской прокуратуры на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А08-258/2017
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Лебединский горно-обогатительный комбинат" (далее - АО "Лебединский ГОК", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Губкинской городской прокуратуры N 1-140в-14 от 06.12.2016 (c учетом принятых к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений).
Дело рассматривалось с участием третьих лиц: ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области", территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Белгородской области в Губкинском районе; КЛМС Белгородского ЦГМС - филиал ФГБУ "Центрально- Черноземное УГСМ".
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 14.08.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 решение Арбитражного суда Белгородской области отменено. Признано недействительным представление Губкинской городской прокуратуры N 1-140в-14 от 06.12.2016.
Не согласившись с постановлением прокуратура Белгородской области и Губкинская городская прокуратура обратились с кассационными жалобами, в которых просят постановление отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции, указали, что нарушений в ходе проведения замеров качества воздуха не имеется, в протоколе исследования проб атмосферного воздуха имеются все необходимые данные подтверждающие факт совершения нарушения. Кроме того, оспариваемое представление само по себе не нарушает прав общества.
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области" в отзыве от 27.02.2018 N 2/000498 просили отменить постановление суда апелляционной инстанции, в ходатайстве от 28.02.2018 просили рассмотреть жалобу без участия представителя.
ФГБУ КЛМС Белгородского ЦГМС - филиал ФГБУ "Центрально- Черноземное УГСМ" в ходатайстве от 06.03.2018 просит рассмотреть кассационную жалобу без участия представителя, отзыва либо пояснений суду не представлено.
АО "Лебединский горно-обогатительный комбинат" в отзыве просит отказать в удовлетворении требований, так как имеются процессуальные нарушения при проведении проверки.
Определением округа от 15.03.2018 рассмотрение кассационных жалоб откладывалось на 12.04.2018.
ТО Управления Роспотребнадзора по Белгородской области в Губкинском районе в ходатайстве от 28.03.2018 просит рассмотреть кассационную жалобу без участия представителя.
Представитель АО "Лебединский ГОК" в судебном заседании поддержал ранее представленный отзыв.
Иные стороны в судебное заседание представителей не направляли, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Суд округа, с учётом заявленных доводов, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на неё, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в виду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Губкинской городской прокуратурой в связи с многочисленными обращениями жителей г.Губкина о запыленности атмосферного воздуха совместно с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Белгородской области в Губкинском районе 21.11.2016 была проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в сфере защиты атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства
В ходе проверки установлено, что АО "Лебединский ГОК" расположено по адресу Белгородская область, г.Губкин-11. На предприятие осуществляется добыча железистых кварцитов открытым способом и их переработка. АО "Лебединский ГОК" относится к предприятию первого класса с ориентировочным размером санитарно - защитной зоны 1000 метров.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 131 от 02.11.2011 установлена для имущественного комплекса АО "Лебединский ГОК" санитарно-защитная зона следующих размеров:
- в северо-западном и северном направлениях - 500 метров от границы (борта) карьера Лебединского ГОКа;
- в северном направлении - между карьером и отвалом рыхлой вскрыши - по земельному отводу ГОКа;
- в северо-восточном и восточном направлениях - 300 метров от отвала рыхлой вскрыши;
- в восточном направлении - по земельному отводу промышленных объектов ГОКа;
- в восточном, южном, юго-западном и западном направлениях - 300 метров от границы хвостохранилища и гидроотвала;
- на участках отсутствия населенных мест - по границе земельного отвода; между гидроотвалом и отвалом скальной вскрыши - по границе земельного отвода;
- от отвала скальной вскрыши - 300 метров; вдоль границ гидроотвала "Березовый Лог" - по границе земельного отвода.
В ходе проведения проверки также было установлено, что с площадок складирования хвостов хвостохранилища АО "Лебединский ГОК" в атмосферный воздух выбрасывается большое количество взвешенных веществ (пыли).
Поднимающееся облако пыли направлено в сторону г.Губкин. Согласно протоколу комплексной лаборатории по мониторингу загрязнения окружающей среды г.Старый Оскол в период с 15:00 21.11.2016 по 22.11.2016 на стационарном посту наблюдения г.Губкин в течении 2-х дней наблюдалось превышение максимально-разовых концентраций пыли, установленные ПДКмр (направление ветра юго-восточное).
Согласно результатам проведенных лабораторией филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области в Губкинском районе" лабораторных исследований, среднесуточная концентрация пыли (взвешенных веществ) превышает предельно-допустимую концентрацию в исследованных пробах атмосферного воздуха в контрольной точке N 8 АО "Лебединский ГОК" (микрорайон Йотовка) и составила 0,184 мг/м? при гигиеническом нормативе не более 0,15 мг/м? (направление ветра южное и юго-восточное).
По результатам проверки должностным лицом Прокуратуры 22.11.2016 был составлен акт проверки в отношении ОА "Лебединский ГОК" и 06.12.2016 было выдано представление об устранении законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства, в котором указано на безотлагательное рассмотрение настоящего представления с участием прокурора и в течение месяца принять конкретные меры по недопущению подобных нарушений действующего законодательства в будущем; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения; о принятых мерах сообщить в Губкинскую городскую прокуратуру в письменной форме в установленный законом срок.
Полагая, что оспариваемое представление от 06.12.2016 является недействительным, нарушает права заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое представление являлось незаконным, но само по себе не нарушило права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку являлось лишь мерой прокурорского реагирования.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание прокуратуры возлагает на общество обязанности, которые нарушают его права и законные интересы.
В виду указанного прокуратура Белгородской области и Губкинская городская прокуратура обратились с кассационными жалобами.
Суд округа не находит достаточных оснований для удовлетворения кассационных жалоб прокуратуры города и области.
Согласно статье 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека (пункт 1).
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами (часть 2 статьи 20 Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии пунктом 2.3. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье населения при длительном поступлении атмосферных загрязнений в организм обеспечивается соблюдением среднесуточных предельно допустимых концентраций - ПДК (ПДКсс).
Согласно оспариваемому представлению, выданному ОА "Лебединский ГОК", прокуратура требует:
- безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратура района;
- в течение месяца принять конкретные меры по недопущению подобных нарушений действующего законодательства в будущем;
- решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения;
- о принятых мерах сообщить в Губкинскую городскую прокуратуру в письменной форме в установленный законом срок.
Подлежит отклонению как не основанный на нормах права и фактических обстоятельствах довод жалоб о том, что заявителем не доказано нарушение оспариваемым представлением его прав, так как исполнение представления прокурора носит добровольный характер, необходимость дополнительных расходов со стороны общества в целях исполнения представления не подтверждена, обязанность по осуществлению санитарно-противоэпидемических мероприятий возложена на заявителя федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 Закона о прокуратуре Прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения (пункт 3 статьи 22, статьи 24, 28 названного Закона).
За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2015)", утвержденном 25.11.2015, указал, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в его решениях, акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц подлежат оспариванию в судебном порядке, если они по своему содержанию затрагивают права и интересы граждан, юридических лиц и предпринимателей, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, независимо от того, какой характер - нормативный или ненормативный - носят оспариваемые акты. Иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит статье 46 Конституции Российской Федерации.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановлением от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", разъяснил, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены в судебном порядке, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.
Таким образом, представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представление прокурора, вынесенное в рамках осуществления прокурорского надзора должно содержать законные требования, побуждающие лицо выполнить те обязанности, которые возложены на него законом.
В данном случае, общество, обращаясь в суд, указало, что оспариваемое представление нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению прав и свобод, незаконно возлагает на него дополнительные обязанности, поскольку по данным лаборатории общества превышение гигиенического уровня содержания пыли в воздухе зафиксировано не было, обязанности по осуществлению санитарно-противоэпидемических мероприятий им выполнялись.
Поэтому вывод апелляционной инстанции о том, что представлением прокуратуры на ОА "Лебединский ГОК" возложены обязанности по принятию конкретных мер по недопущению выявленных нарушений в будущем и это повлечет для общества необоснованные расходы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, приобретение дополнительного оборудования, без законных на то оснований, что влечет нарушение прав и законных интересов заявителя, является верным.
Довод органов прокуратуры о том, что протокол лабораторных исследований от 24.11.2016 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области в Губкинском районе" является достаточным и достоверным доказательством указанного в представлении нарушения со стороны общества требований статьи 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) и пункта 2.3. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", получил оценку судов первой и апелляционной инстанции, и отклонен.
У суда округа в силу статей 286, 287 АПК РФ не имеется достаточных правовых и фактических оснований для переоценки такого вывода судебных актов.
Проанализировав данные указанного протокола и приложений к нему, нормы "Руководства по контролю загрязнения атмосферы. РД 52.04.186-89, положения ГОСТа 17.2.3.01-86", суды установили, что при отборе проб и их исследовании, соответствующие лица допустили нарушение данных норм, в связи с чем результаты лабораторных испытаний не могли быть приняты в качестве достоверных доказательств нарушений, которые были вменены Обществу.
Так, в нарушение пункта 5.1.1 Руководства в протоколе исследования проб атмосферного воздуха не указан метод исследования. Из материалов также не следует, что исследуемые пробы отобраны с соблюдением установленного порядка отбора. В нарушение пункта 4.1 Руководства не указаны параметры отбора проб, а именно расход воздуха и продолжительность его аспирации через поглотительный прибор, тип поглотительного прибора или фильтра. Не зафиксировано состояние погоды и подстилающей поверхности почвы. Из данного протокола невозможно установить соблюдены ли условия хранения проб, установленные пунктом 4.4.2 Руководства.
Ссылка подателей жалоб на проведение исследования по методу МВИ 4215-006-56591409-2009, который так же указан в протоколе, подлежит отклонению, поскольку в протоколе не отражено, что взятие и анализ проб воздуха осуществлялось каким-то конкретным прибором ГАНГ-4, прошедшего соответствующую поверку.
Таким образом, доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и 287 АПК РФ, не допускается в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ, в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд округа считает доводы кассационных жалоб необоснованными и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2017 по делу N А08-258/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановлением от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", разъяснил, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены в судебном порядке, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.
...
Довод органов прокуратуры о том, что протокол лабораторных исследований от 24.11.2016 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области в Губкинском районе" является достаточным и достоверным доказательством указанного в представлении нарушения со стороны общества требований статьи 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) и пункта 2.3. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", получил оценку судов первой и апелляционной инстанции, и отклонен."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 апреля 2018 г. N Ф10-179/18 по делу N А08-258/2017