г.Калуга |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А83-27/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2018 года.
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. |
при участии:
от ООО "Научно - производственная фирма "Элкор" (Республика Крым, г.Симферополь, ул.Кубанская, д.18"А"): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (Республика Крым, г.Симферополь, ул.Октябрьская, д.12): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (Республика Крым, г.Симферополь, ул.Севастопольская, д.17): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от ООО "Корус" (Республика Крым, г.Белогорск, ул.Гоголя, д.10): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседаниикассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НПФ "ЭЛКОР" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 (судьи Привалова А.В., Градова О.Г., Омельченко В.А.) по делу N А83-27/2017
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Элкор" (далее - ООО "НПФ "Элкор", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр, орган кадастрового учета, ответчик) с требованием о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельных участков и в качестве способа устранения допущенных нарушений общество просило снять с государственного кадастрового учета земельные участки:
- кадастровый номер 90:02:160601:228, площадью 976 м, адрес: Республика Крым, Белогорский р-н, Новожиловский с/с;
- кадастровый номер 90:02:160601:212, площадью 742 м, адрес: Республика Крым, Белогорский р-н, Новожиловский с/с;
- кадастровый номер 90:02:160601:126, площадью 2 518 м, адрес: Республика Крым, Белогорский р-н, Новожиловский с/с;
- кадастровый номер 90:02:160601:213, площадью 1 853 м, адрес: Республика Крым, Белогорский р-н, Новожиловский с/с;
- кадастровый номер 90:02:160601:167, площадью 2 100 м, адрес: Республика Крым, Белогорский р-н, Новожиловский с/с;
- кадастровый номер 90:02:160601:229, площадью 375 м, адрес: Республика Крым, Белогорский р-н, Новожиловский с/с;
- кадастровый номер 90:02:160601:231, площадью 201 м, адрес: Республика Крым, Белогорский р-н, Новожиловский с/с.
Определением суда от 20.02.2017 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ООО "Корус" и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Определением от 25.05.2017 Арбитражный суд Республики Крым выделены в отдельные производства требования ООО "НПФ "Элкор":
- о признании незаконными действия Госкомрегистра по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 90:02:160601:212, площадью 742 м, адрес: Республика Крым, Белогорский р-н, Новожиловский с/с, а также о снятии с государственного кадастрового учета ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 90:02:160601:212, площадью 742 м
, адрес: Республика Крым, Белогорский р-н, Новожиловский с/с путем исключения сведений о нем из государственного кадастра недвижимости;
- о признании незаконными действия Госкомрегистра по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 90:02:160601:126, площадью 2 518 м, адрес: Республика Крым, Белогорский р-н, Новожиловский с/с, а также о снятии с государственного кадастрового учета ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 90:02:160601:126, площадью 2 518 м
, адрес: Республика Крым, Белогорский р-н, Новожиловский с/с путем исключения сведений о нем из государственного кадастра недвижимости;
- о признании незаконными действия Госкомрегистра по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 90:02:160601:213, площадью 1 853 м, адрес: Республика Крым, Белогорский р-н, Новожиловский с/с, а также о снятии с государственного кадастрового учета ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 90:02:160601:213, площадью 1 853 м
, адрес: Республика Крым, Белогорский р-н, Новожиловский с/с путем исключения сведений о нем из государственного кадастра недвижимости;
- о признании незаконными действия Госкомрегистра по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 90:02:160601:167, площадью 2 100 м, адрес: Республика Крым, Белогорский р-н, Новожиловский с/с, а также о снятии с государственного кадастрового учета ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 90:02:160601:167, площадью 2 100 м
, адрес: Республика Крым, Белогорский р-н, Новожиловский с/с путем исключения сведений о нем из государственного кадастра недвижимости;
- о признании незаконными действия Госкомрегистра по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 90:02:160601:229, площадью 375 м, адрес: Республика Крым, Белогорский р-н, Новожиловский с/с, а также о снятии с государственного кадастрового учета ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 90:02:160601:229, площадью 375 м
, адрес: Республика Крым, Белогорский р-н, Новожиловский с/с путем исключения сведений о нем из государственного кадастра недвижимости;
- о признании незаконными действия Госкомрегистра по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 90:02:160601:231, площадью 201 м, адрес: Республика Крым, Белогорский р-н, Новожиловский с/с, а также о снятии с государственного кадастрового учета ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 90:02:160601:231, площадью 201 м
, адрес: Республика Крым, Белогорский р-н, Новожиловский с/с путем исключения сведений о нем из государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являлись требования общества о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельного участка кадастровый номер 90:02:160601:228, площадью 976 м, адрес: Республика Крым, Белогорский р-н, Новожиловский с/си в качестве способа устранения допущенных нарушений, снятии с государственного кадастрового учета данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01.08.2017 требование удовлетворено, признаны незаконными действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 90:02:160601:228, площадью 976 м, расположенного по адресу: Республика Крым, Белогорский район, Новожиловский с/с, на орган кадастрового учета возложена обязанность снять с государственного кадастрового учета данный земельный участок путем исключения сведений о нем из государственного кадастра недвижимости.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.08.2017 по делу N А83-27/2017 отменено. В удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции ООО"НПФ "ЭЛКОР" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции, указав, что суд апелляционной инстанции делает необоснованный вывод, что акт, представляющий собой электронный документ, созданный с использованием XML-схемы, является основанием для законной постановки на кадастровый учет внесенных в него земельных участков. Данный акт не был предоставлен Госкомрегистром ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции. Указал на процессуальные нарушения судом апелляционной инстанции, поскольку к материалам дела приобщены доказательства на иностранном языке в нарушении статьи 12, части 5 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, ООО "Корус" отзыва либо пояснений суду не представили.
Стороны в судебное заседание представителей не направляли, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Суд округа, с учётом заявленных доводов, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ООО "Научно-производственная фирма "Элкор" привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, о чем 11.12.2014 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц
На основании государственного акта на право постоянного пользования землей серии II-КМ N 004486, выданного 30.08.2000 Новожиловским сельским советом народных депутатов и зарегистрированного в Книге записей государственной актов на право постоянного пользования землей за N 162, заявителю был передан в постоянное пользование многоконтурный земельный участок для ведения товарного сельскохозяйственного производства общей площадью 451,2 га, состоящий из трех земельных участков: участок N 1 площадью 181,3 га, участок N 2 площадью 94,8 га, участок N 3 площадью 175,1 га, не имеющий объектов недвижимого имущества, расположенный на территории Новожиловского сельского совета Белогорского района Автономной Республики Крым.
В настоящее время указанный земельный участок находится в государственной собственности Республики Крым, уполномоченным органом по распоряжению которым является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Согласно представленной копии кадастрового дела земельный участок N 1 органом кадастрового учета был поставлен на кадастровый учет 31.03.2016, как ранее учтенный, без установления границ в соответствии с требованиями земельного законодательства, земельному участку присвоен кадастровый номер 90:02:160601:89, выдан кадастровый паспорт N 90-02/2016-120501.
В целях переоформления ранее возникшего права пользования земельным участком общество подготовило межевой план, проект межевания и 13.07.2016 обратилось в орган кадастрового учета с заявлением о государственном учете изменений земельного участка с кадастровым номером 90:02:160601:89.
Решением от 26.07.2016 N 90-01/2016-63553 орган кадастрового учета в порядке статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) приостановил осуществление кадастрового учета изменений, а в дальнейшем решением от 13.10.2016 N 90-01/2016-114637 отказал в снятии приостановления, указав, что представленный в целях устранения причин приостановления и возобновления осуществления кадастрового учета объекта недвижимости межевой план от 23.09.2016 не устраняет причин приостановления, поскольку при проведении пространственного анализа загруженных данных в автоматизированной информационной системе ГКН возникает ошибка: обнаружены налагающиеся объекты - земельные участки с кадастровыми номерами 90:02:160601:228, 90:02:160601:212, 90:02:160601:126, 90:02:160601:213, 90:02:160601:167, 90:02:160601:229, 90:02:160601:231. Госкомрегистр в решении рекомендовал уточнить границы земельного участка до окончания срока приостановления.
Полагая, что орган кадастрового учета неправомерно поставил на кадастровый учет налагающийся на участок общества земельный участок, как ранее учтенный, общество обратилось в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01.08.2017 требование удовлетворено.
Судебный акт мотивирован тем, что Госкомрегистр неправомерно осуществил постановку на кадастровый учет спорного земельного участка в отсутствие соответствующего заявления и прилагаемых к нему документов от его владельца ООО "Корус"; суду не представлено сведений о правоустанавливающих документах, на основании которых указанные сведения были внесены; действия органа кадастрового учета не соответствуют положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О кадастровой деятельности" и нарушают права заявителя.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.08.2017 по делу N А83-27/2017 отменено, поскольку суд пришел к выводу об отсутствии у заявителя права на обжалования действий по постановке на кадастровый учет не находящегося во владении заявителя земельного участка, а так же в связи с соблюдением процедуры кадастрового учета спорного земельного участка.
Не согласившись с постановлением ООО"НПФ "ЭЛКОР" обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа считает жалобу заявителя по делу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица (утратила силу с 01.01.2017).
Федеральное законодательство не предусматривает право лица обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об аннулировании сведений (снятии с кадастрового учета) о земельном участке, правообладателем которого данное лицо не является, на основании того, что, по его мнению, земельный участок налагается (имеет место пересечение границ) на земельный участок, местоположение границ которого это лицо намерено уточнить.
Согласно пункту 4 статьи 24, пункту 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ (действовавшего до 01.01.2017), сведения о земельном участке, имеющие статус "временные" могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости на основании заявления собственника этого земельного участка. Исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости Законом N 221-ФЗ не предусмотрено.
Земельный участок, кадастровым сведениям о котором присвоен статус постоянные, согласно части 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ, может быть снят с кадастрового учета только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24этого же закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Судом установлено, что заявитель не является собственником спорного земельного участка и внесенные в Государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер, земельный участок с кадастровым номером 90:02:160601:228 не является преобразуемым.
Наличие условий, предусмотренных частью 3 статьи 70, пунктом 7 статьи 72 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (вступил в силу с 01.01.2017) судом апелляционной инстанции также не установлено.
Таким образом, как верно указано судом апелляционной инстанции законодательно установленные основания для удовлетворения требований заявителя и снятия земельного участка с кадастрового учета отсутствовали.
Помимо этого, из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.
При таких обстоятельствах, выбранный обществом способ защиты нарушенного права путем оспаривания действий административного органа является ненадлежащим способом защиты права, поскольку не приведет к его восстановлению.
Кроме того, в силу статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) на территории Республики Крым до 01.01.2019 применяются с особенностями, установленными нормативным регулированием Республики Крым.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости до 01.01.2017 вносились в государственный кадастр недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона N 221-ФЗ. Согласно пункту 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ ранее учтенными объектами недвижимости признаются объекты, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ утратил силу с 01.01.2017).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 01.09.2014 N 301 утвержден "Порядок включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 раздела 1 указанного Порядка, источниками для включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимого имущества (объекты, учтенные на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя") являются документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учета, государственную регистрацию прав на ранее учтенные объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу Федерального конституционного закона (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учета, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учета, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций).
Как следует из имеющихся в органе кадастрового учета архивных документов, представленной копии поземельной книги, земельный участок государственной собственности площадью 0,0976 га, расположенный по адресу: Белогорский район, Новожиловский сельский совет, образованный для размещения, строительства, эксплуатации строений и сооружений объектов энергогенерирующих предприятий, учреждений и организаций, категория земель - земли промышленности, транспорта, связи, энергетики и иного назначения, был зарегистрирован по заявлению ООО "Корус" в Государственном земельном кадастре Украины 25.12.2013 с кадастровым номером 0120785800:06:001:0919. Следовательно, сведения поземельной книги, подтверждающие государственную регистрацию данного земельного участка, как объекта гражданских прав, являются источником для включения в ГКН сведений относительно данного ранее учтенного земельного участка, вне зависимости от того были ли зарегистрированы права на этот земельный участок.
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что включение в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется по решению органа кадастрового учета: в массовом порядке на основании акта о включении в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости (далее - Акт); в заявительном порядке - на основании заявления заинтересованных лиц о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и представленных с ним документов (или нотариально удостоверенных копий таких документов).
При этом под Актом согласно пункту 19 Порядка понимается акт, оформленный в виде электронного документа в формате XML, созданный с использованием XML-схемы и обеспечивающий считывание и контроль содержащихся в нем данных, и заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или иного уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета.
Под решением органа кадастрового учета о включении в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, содержащихся в акте, названный порядок понимает внесение соответствующих сведений в реестр объектов недвижимости (пункт 21 Порядка).
Согласно пункту 28 Порядка изготовление копий учетных документов, копий правоустанавливающих документов и подготовка Акта для включения в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости допускается путем размещения заказа на выполнение соответствующих работ для государственных нужд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае основанием для внесения в ГКН сведений о земельном участке с кадастровым номером 90:02:160601:228 являлся результат исполнения государственного контракта 12.08.2015 N 68 на выполнение работ по переносу сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных на территории Республики Крым, который исполнялся АО "Электронный архив" поэтапно.
Таким образом, изготовление акта на бумажном носителе и отдельно по каждому земельному участку вышеназванным Порядком не предусмотрено, решение о включении в ГКН сведений о ранее учтенном земельном участке в виде отдельного документа органом кадастрового учета не выносится. Факт поэтапного выполнения работ по государственному контракту и передаче их результата Госкомрегистру подтверждается также утвержденным определением Арбитражного суда Республики Крым от 22.12.2016 мировым соглашением, заключенным между АО "Электронный архив" и Госкомрегистром в рамках дела N А83-7141/2016 о взыскании задолженности по государственному контракту.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о том, что кадастровый учет спорного земельного участка со стороны органа кадастрового учета не являлся произвольным.
Кроме того, в силу пункта 22 вышеназванного Порядка пересечение границ ранее учтенного земельного участка с границами иного земельного участка, сведения о котором содержатся в ГКН, не является основанием для отказа во внесении в ГКН сведений о таком ранее учтенном земельном участке.
Удовлетворяя требования заявителя по существу спора суд первой инстанции исключил из числа доказательств представленные органом кадастрового учета документы, оформленные на украинском языке и послужившие основанием для включения в ГКН сведений о земельном участке, сославшись на часть 5 статьи 75 АПК РФ.
Между тем пунктом 2 статьи 3 договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, установлено, что государственными языками Республики Крым являются русский, украинский и крымско-татарский языки. Ранее учтенный земельный участок был сформирован как объект права по законодательству Украины до 18.03.2014, соответственно, архивные документы по образованию земельного участка были оформлены на украинском языке.
Таким образом, документы на украинском языке подлежали учету со стороны Госкомрегистра без дополнительного перевода на русский язык. Поэтому данные доказательства, имеющие определяющее значение для правильного установления обстоятельств дела, в силу положений статьи 71 АПК РФ, подлежали исследованию и оценке, результаты которой, подлежали отражению в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Учитывая изложенное и неправильное применение судом первой инстанции положений части 4 и 5 статьи 75 АПК РФ, апелляционным судом правомерно истребованы и приобщены к материалам дела представленные органом кадастрового учета документы, послужившие основанием для внесения сведений в ГКН о земельном участке с кадастровым номером 90:02:160601:228.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отсутствии у органа кадастрового учета правовых оснований для внесения в ГКН сведений о спорном земельном участке не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
На основании изложенного, следует признать, что судом апелляционной инстанции обоснованно отклонены доводы общества о том, что сведения, которые общество просило исключить из ГКН, были поставлены на кадастровый учет незаконно, с нарушением положений пункта 2 статьи 16 (без заявления правообладателя о постановке земельных участков на учет),пункта 1 статьи 23 (в отсутствие соответствующего решения кадастрового органа об осуществлении кадастрового учета) Закона N 221-ФЗ, пункта 19 Порядка включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым (в отсутствие акта), как основанные на ошибочном толковании норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения и опровергаются материалами дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ, в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд округа считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 по делу N А83-27/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя требования заявителя по существу спора суд первой инстанции исключил из числа доказательств представленные органом кадастрового учета документы, оформленные на украинском языке и послужившие основанием для включения в ГКН сведений о земельном участке, сославшись на часть 5 статьи 75 АПК РФ.
Между тем пунктом 2 статьи 3 договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, установлено, что государственными языками Республики Крым являются русский, украинский и крымско-татарский языки. Ранее учтенный земельный участок был сформирован как объект права по законодательству Украины до 18.03.2014, соответственно, архивные документы по образованию земельного участка были оформлены на украинском языке.
Таким образом, документы на украинском языке подлежали учету со стороны Госкомрегистра без дополнительного перевода на русский язык. Поэтому данные доказательства, имеющие определяющее значение для правильного установления обстоятельств дела, в силу положений статьи 71 АПК РФ, подлежали исследованию и оценке, результаты которой, подлежали отражению в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Учитывая изложенное и неправильное применение судом первой инстанции положений части 4 и 5 статьи 75 АПК РФ, апелляционным судом правомерно истребованы и приобщены к материалам дела представленные органом кадастрового учета документы, послужившие основанием для внесения сведений в ГКН о земельном участке с кадастровым номером 90:02:160601:228.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отсутствии у органа кадастрового учета правовых оснований для внесения в ГКН сведений о спорном земельном участке не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
На основании изложенного, следует признать, что судом апелляционной инстанции обоснованно отклонены доводы общества о том, что сведения, которые общество просило исключить из ГКН, были поставлены на кадастровый учет незаконно, с нарушением положений пункта 2 статьи 16 (без заявления правообладателя о постановке земельных участков на учет),пункта 1 статьи 23 (в отсутствие соответствующего решения кадастрового органа об осуществлении кадастрового учета) Закона N 221-ФЗ, пункта 19 Порядка включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым (в отсутствие акта), как основанные на ошибочном толковании норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения и опровергаются материалами дела."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 апреля 2018 г. N Ф10-959/18 по делу N А83-27/2017