г.Калуга |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А64-1549/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Лукашенковой Т.В. |
при участии:
от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) (г.Москва, Миусская площадь, д.3, стр.4): Матвеева М.В. - представитель по доверенности от 26.12.2017 N 77; Бараков М.С. - представитель от 26.12.2017 N 78;
от общества с ограниченной ответственностью "Моршанский медбиохимический комбинат" (Тамбовская область, Моршанский район, д.Новоалександровка, ул.1-я Заводская, д.9): Шитиков А.В. - представитель по доверенности от 26.02.2018 N 2; Бурлакова С.В. - представитель по доверенности от 17.04.2018 N 33;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 (судьи Миронцева Н.Д., Протасов А.И., Донцов П.В.) по делу N А64-1549/2017
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование, административный орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Моршанский медбиохимический комбинат" (далее - ООО "ММБХК", общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2017 заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей. Технологическое оборудование, участвующее в процессе производства этилового спирта согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 15.12.2016 N 18-02/16 конфисковано, изъято и передано для уничтожения и утилизации в порядке, определенном Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2017 отменено. В удовлетворении требований отказано. Судом снят арест с технологического оборудования и иного имущества, наложенный Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 15.12.2016 N 18-02/16-18 по делу об административном правонарушении N 18-02/16.
Не согласившись с постановлением Росалкогольрегулирование обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции, полагает, что производство обществом этилового спирта на оборудовании общества доказано, при этом производство этилового спирта для собственных нужд так же требует наличия лицензии. Росалкогольрегулирование обладает полномочиями по проведению административных расследований в отношении ООО "ММБХК", поскольку обществом осуществлялись закупки спирта, представлялась соответствующая отчетность о его использовании.
В отзыве ООО "ММБХК" просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, поскольку для производства этилового эфира уксусной кислоты - реагента ЭЭУК технологическим регламентом предусмотрено получение этиловой субстанции, с момента ее производства до окончательного производства реагента данная этиловая субстанция находится в замкнутой схеме, отдельно ни в каких емкостях на территории общества она не хранится, не оприходуется, на склад не поступает, в производство не отпускается.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва, представители общества пояснили, что в спиртохранилище находился приобретенный этиловый спирт.
С учётом заявленных доводов, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела общество с ограниченной ответственностью "Моршанский медбиохимический комбинат" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ за номером 1136809000074.
При анализе информации о результатах анализа деклараций ООО "Моршанский медбиохимический комбинат" установлено, что согласно декларациям по форме приложения N 7 ООО "ММБХК" за 1, 2 и 3 кварталы 2016 года закуплено этилового спирта в общем объёме 301,9 тыс. дал. При этом расход всего объёма закупленного спирта в декларациях по форме приложения N 2 указан в графе "Прочий расход". Управление посчитало, что спирт направлен на цели, не связанные с производством продукции.
По результатам рассмотрения указанной информации, в отношении ООО "ММБХК" 21.11.2016 возбуждено дело по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
В ходе административного расследования вынесены определения об истребовании сведений от 23.11.2016 N 18-02/16-3 и от 02.12.2016 и N 18- 02/16-9.
В рамках производства по делу от 21.11.2016 N 18-02/16 об административном правонарушении в отношении ООО "ММБХК" в соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ 23.11.2016 произведен осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, расположенных по адресу: Тамбовская область, Моршанский район, д.Новоалександровка, ул.1-я Заводская, д.9.
Общество не имеет лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
ООО "ММБХК" осуществляет деятельность по производству этилового эфира уксусной кислоты - реагента ЭЭУК на основании производственно- технологического регламента на получение реагента ЭЭУК для ООО "ММБХК" по ТУ 2435-001-12386200-2013, утвержденного генеральным директором ООО "ММБХК" и исполнительным директором ОАО "ГосНИИсинтезбелок".
Согласно регламента производство реагента ЭЭУК осуществляется по двум схемам.
Смеха N 1 включает в себя следующие операции: приемка зернового сырья; подготовка зернового сырья; приготовление замеса; приготовление дрожжей; приготовление бродильной смеси; брожение - получение бражки; перегонка готовой бражки и ее последующая очистка, получение этиловой субстанции (этилового спирта); этерификация уксусной кислоты этиловой суспензии; розлив реагента ЭЭУК; хранение готовой продукции.
Этерификация уксусной кислоты и этиловой субстанции осуществляется в колонне концентрирования примесей (этерификатор) заводской N 0339.
Схема N 2 (с использованием закупаемого этилового технического спирта) включает в себя следующие операции: приготовление исходных продуктов в напорных баках; подача этилового технического спирта в куб колонны концентрации примесей через ротаметр; этерификация уксусной кислоты этиловым спиртом; розлив реагента ЭЭУК; хранение готовой продукции.
Полученная на промежуточной стадии производства этиловая субстанция, перемещаясь по системе емкостей и резервуаров, вступает в следующую стадию переработки для производства в ходе единого, замкнутого и непрерывного технологического процесса и в рамках одного структурного подразделения.
Непрерывность процесса производства конечного продукта - этилацетата подтверждена производственным технологическим регламентом получения реагента ЭЭУК по ТУ2435-001-12386200-2013, разработанного в соответствии с "Положением о технологических регламентах производства продукции на биотехнологических предприятиях", утверждённым Приказом Комитета Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности от 13.03.1996 N 32, а также технологической схемой производства.
Сырьем для получения этилацетата служат технические сорта синтетической и лесохимической уксусной кислоты и этиловый спирт.
Управлением произведен повторный осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (протокол осмотра от 02.12.2016 N 18-02/16-10). Произведен отбор проб и образцов закупленного этилового спирта технического, головной фракции этилового спирта и произведенной продукции.
Управлением произведен отбор проб: образцов бражки - бурно бурлящей массы с характерным запахом продуктов брожения, отбор проб произведен из бродильных чанов с условными номерами N N 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10, 11, 12 (протокол изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 02.12.2016 N 02-16/16-11, номера, присвоенные при проведении экспертизы 1042-1050);
- прозрачной бесцветной жидкости с характерным запахом спирта, находящейся в холодильнике спирта находящемся на 1 этаже брагоректификационного отделения (протокол изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 02.12.2016 N 02-16/16-11, номер, присвоенный при проведении экспертизы 1118/2016);
- бесцветной прозрачной жидкости с характерным запахом спирта, находящейся в трубопроводах и смотровом фонаре, находящемся на 1 этаже брагоректификационного отделения (протокол изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 02.12.2016 N 02-16/16-11, номер, присвоенный при проведении экспертизы 1117/2016);
- бесцветной прозрачной жидкости с характерным запахом спирта находящейся в трубопроводах и насосах находящихся в насосном отделении, предназначенном для передачи спирта из сливного отделения в спиртохранилище (протокол изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 02.12.2016 N 02-16/16-11), номер, присвоенный при проведении экспертизы 1116/2016);
- бесцветной прозрачной жидкости с характерным запахом спирта, находящейся в емкости спиртохранилища (расположена слева при входе из приемно-отпускного отделения от входа по счету вторая) комната N 2, расположена по адресу: Литер "В" помещение (комната) N 2 (протокол изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 02.12.2016 N 02-16/16-11, номер, присвоенный при проведении экспертизы 1115/2016);
- сухих кормовых дрожжей из циклона уловителя, расположенного в отделении кормовых дрожжей, расположенного по адресу: Тамбовская область, Моршанский район, д.Новоалександровка, ул.1-я Заводская, д.9 Литер "Ж" (протокол изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 02.12.2016 N 02-16/16-11, номер, присвоенный при проведении экспертизы 1065);
- продукции из всех мест хранения данной продукции, а также бражки, отхода производства - послеспиртовой барды и производимых из неё кормовых дрожжей и произведенной ООО "ММБХК" этиловой субстанции (этилового спирта).
07.12.2016 вынесено определение о назначении экспертизы N 18-02/16-14. Проведение экспертизы поручено ВНИИПБТ - филиал ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологий" (111033, г.Москва, ул.Самокатная, д.46).
Результаты экспертизы оформлены экспертным заключением от 19.01.2017, (письмом от 24.01.2017 N 529/1-5ТХК-2 получено заключение эксперта от 19.01.2017 с исправленными опечатками.
Определением от 22.11.2016 N 18-02/16-2 назначена экспертиза, получено заключение от 14.12.2016 N 146/2016.
Определением от 13.12.2016 назначена экспертиза технологического оборудования ООО "ММБХК" N 18-02/16-19. Проведение экспертизы поручено ВНИИПБТ - филиал ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологий".
Результаты экспертизы оформлены заключением от 14.12.2016 N 1- 12/16.
Эксперт Кириллов Е.А. пришел к следующим выводам:
1. На технологическом оборудовании ООО "Моршанский медбиохимический комбинат", предназначенным для производства реагента ЭЭУК, может производиться этиловый спирт (этиловая субстанция), в соответствии с ГОСТ 5962-2013 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья", поскольку:
- реагент ЭЭУК получают по технологии брагоректификации на брагоректификационной установке, аналогичной технологии, используемой при производстве спирта этилового ректификованного из пищевого сырья (до операции смешивания спирта с уксусной кислотой), изложенной в "Типовом технологическом регламенте производства спирта из крахмалистого сырья. Часть П. Брагоректификация.";
- брагоректификационная установка для получения спирта этилового (этиловой субстанции) состоит из основных операционных колонн (бражной, эпюрационной, ректификационной). Такие же колонны используются при производстве спирта этилового ректификованного из пищевого сырья (таблица 2.2 "Спецификация оборудования. Производственный технологический регламент получения реагента ЭЭУК");
- технологические процессы и стадии получения спирта этилового (этиловой субстанции), описанные во "Введении" "Производственного технологического регламента получения реагента ЭЭУК" полностью совпадают с процессами при производстве спирта этилового ректификованного из крахмалистого сырья, изложенными в "Типовом технологическом регламенте производства спирта из крахмалистого сырья. Часть П. Брагоректификация.");
- качественные показатели основного сырья, промежуточных продуктов и отходов аналогичны показателям при производстве спирта этилового ректификованного из пищевого сырья (таблица 3.1 "Характеристика основного сырья, промежуточных продуктов и отходов. Производственный технологический регламент получения реагента ЭЭУК");
- нормы технологических режимов брагоректификационной установки, используемой для производства реагента ЭЭУК, совпадают с технологическими нормами установок для производства спирта этилового ректификованного из пищевого сырья (таблица 6.1 "Нормы технологического режима работы брагоректификационной установки. Производственный технологический регламент получения реагента ЭЭУК.").
2. Для получения спирта этилового ректификованного из пищевого сырья по ГОСТ 5962-2013 на установке для производства реагента ЭЭУК перенастройки режимов работы технологического оборудования не требуется, поскольку нормы режимов при производстве реагента ЭЭУК (таблица 6.1 "Нормы технологического режима работы брагоректификационной установки. Производственный технологический регламент получения реагента ЭЭУК.") аналогичны диапазонам параметров, рекомендуемых "Типовым технологическим регламентом производства спирта из крахмалистого сырья. Часть П. Брагоректификация." при производстве спирта этилового ректификованного в соответствии с ГОСТ 5962-2013.
Этиловый спирт (этиловая субстанция) может быть отобран до смешивания с иным сырьем через фланцевые соединения, имеющиеся на линии отбора этилового спирта (этиловой субстанции) из ректификационной колонны.
В качестве меры обеспечения производства по делу от 21.11.2016 N 18- 02/16 в отношении ООО "ММБКХ" применена мера обеспечения в виде ареста основного технологического оборудования (протокол ареста товаров и иных вещей от 15.12.2016 N 18-02/16-18).
20.01.2017 должностным лицом Управления в отношении общества с участием представителей составлен протокол N 18-02/16-ЮЛ об административном правонарушении по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Согласно протоколу, обществу вменено производство и оборот этилового спирта без соответствующей лицензии.
Постановлением от 16.02.2017 отказано в возбуждении уголовного дела в отношении общества по изложенным выше обстоятельствам по признакам состава преступления статьи 171 УК РФ за отсутствием состава (т.11, л.96).
На основании статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2017 заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, технологическое оборудование, конфисковано, изъято и передать для уничтожения.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении требований отказано, снят арест с оборудования и иного имущества. Суд апелляционной инстанции отменяя решение суда первой инстанции принял во внимание полученные им объяснения пояснения эксперта об имеющемся у общества оборудовании, указал на отсутствие события и состава вмененного правонарушения,
Не согласившись с постановлением Росалкогольрегулирование обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ определено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в частности, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно "Положению о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 (далее - Положение), Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Из материалов дела следует, что основанием для проведения проверочных мероприятий послужили результаты анализа деклараций ООО "ММБХК" о закупке этилового спирта за 1, 2, 3 кварталы 2016 года по форме приложения N 7.
Росалкогольрегулирование осуществляет лицензионный контроль за производством и оборотом (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 5.3.8(1). Положения).
Росалкогольрегулирование в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
- назначать, в том числе осуществлять и (или) заказывать, проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации (пункты 6, 6.1, 6.2 Положения).
Росалкогольрегулирование осуществляет контроль и надзор за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции; фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, осуществляя в рамках своих полномочий контроль и надзор за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта Росалкогольрегулирование вправе проводить проверку деятельности лиц в установленной сфере деятельности.
Так же судом первой инстанции правомерно отмечено, что согласно пункта 4 Административного регламента исполнения Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной функции по организации и проведению проверок юридических лиц в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 11.09.2013 N 224, предметом проведения проверок в рамках осуществления государственного контроля (надзора) является деятельность юридических лиц, не имеющих лицензии на производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и осуществляющих закупку этилового спирта на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Поскольку ООО "ММБХК" является организацией, осуществляющей закупку этилового спирта на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляет соответствующие декларации, у административного органа имелись полномочия по осуществлению проверочных мероприятий и административного расследования в отношении ООО "ММБХК", по изданию определения от 21.11.2016 N 18-02/16 о возбуждении дела об административном правонарушении.
В связи с изложенным, довод заинтересованного лица, поддержанный судом апелляционной инстанции о том, что Росалкогольрегулирование не обладает полномочиями по проведению проверочных мероприятий в отношении ООО "ММБХК" является неверным.
Согласно пунктам 15, 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Закон N 171-ФЗ) производством этилового спирта признается его производство в целях продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд. Под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.
На основании статьи 2 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт - спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.
Согласно статьи 18 Закона N 171-ФЗ виды деятельности, связанные с производством, хранением, поставкой произведенного этилового спирта подлежат лицензированию.
Одним из видов выдаваемых лицензий является лицензия на осуществление таких видов деятельности как производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата.
Лицензирование в силу положений пункта 2 статьи 14 Закона N 171-ФЗ подразумевает в том числе использование производителем этилового спирта оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона N 171-ФЗ с целью учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При этом не подлежит лицензированию такой вид деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции как закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ производство и оборот этилового спирта без соответствующей лицензии запрещаются.
Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии влечет ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В данном случае обществу в качестве нарушения административным органом вменяется производство и оборот этилового спирта без лицензии. Следовательно, в качестве события правонарушения со стороны административного органа подлежит доказыванию факт производства, в том числе для собственных нужд, или оборота обществом этилового спирта.
Доводы административного органа о том, что указанный факт подтверждается протоколами осмотра и заключениями экспертов, получили оценку суда апелляционной инстанции и отклонены за недоказанностью, с учетом объяснений эксперта в судебном заседании. Поскольку свои выводы суд апелляционной инстанции основывает на оценке дополнительно полученных доказательств у суда округа в силу статьи 286 АПК РФ не имеется правовых оснований для их переоценки.
Так, Управлением Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Тамбовской области 17.06.2016 серии 68N 001811001, а также 22.06.2017 серии 68N 001811004 ООО "ММБХК" выдано свидетельство о регистрации организации, осуществляющей производство неспиртосодержащей продукции.
Из положений Закона N 171-ФЗ следует, что получение лицензии на его производство не требуется.
При этом по материалам дела технологическое оборудование предназначенное для производства реагента ЭЭУК (этилацетата) представляет единую систему, состоит из отдельных узлов, соединенных между собой. Производственный процесс исключает необходимость отбора спиртосодержащих либо иных веществ до получения конечного продукта.
Образование этилового спирта в промежуточной фазе производства этилацетата в замкнутой системе не является производством.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции по ходатайству управления в качестве специалиста опрошен эксперт-заведующий лабораторией ректификации ВНИИПБТ - филиал ФГБУН "ФИЦ Питания и биотехнологий" Кириллов Евгений Александрович, специалист предупрежден об уголовной ответственности по статье 306, 307 УК РФ.
Из пояснений эксперта Кириллова Е.А., данных в пределах его компетенции и специальных познаний следует, что он принимал участие в осмотре производственных помещений предприятия совместно с сотрудниками Управления Росалкогольрегулирования, изучал документацию на технологическое оборудование, технологический регламент; изложенные в его заключении выводы означают потенциальную возможность получения на технологическом оборудовании этилового спирта, для чего необходимо внесение в него конструктивных изменений; при осмотре оборудования его конструктивных изменений не обнаружено; оборудование, используемое на тех стадиях производства этилацетата, на которых в системе образуется этиловый спирт, полностью соответствовало технологической схеме оборудования, предназначенного для производства этилацетата.
Следовательно, то обстоятельство, что на технологическом оборудовании ООО "ММБХК", предназначенном для производства реагента ЭЭУК, возможно производство этилового спирта, а также что процесс производства включает в себя операции, аналогичные операциям при производстве этилового спирта не подтверждает факта производства обществом этилового спирта или спиртосодержащей продукции в качестве готового продукта.
Поэтому выводы, изложенные в экспертном заключении N 1-12/16 от 14.12.2016 лаборатории ректификации ВНИИПБТ - филиала ФГБУН "ФИЦ Питания и биотехнологий" Кириллова Е. А. не свидетельствуют о выявлении факта производства этилового спирта.
Поскольку этиловый спирт закупается обществом в качестве сырья, то его нахождение на производственной площадке, также, не означает его производство на технологическом оборудовании общества. Данный довод общества административным органом не опровергнут.
Результаты исследования отобранных образцов, в том числе экспертное заключение N 157/2016 от 27.12.2016 в результате исследования вещества, образующегося в процессе производства до процесса этерификация уксусной кислоты, не является безусловным доказательством события правонарушения, поскольку процесс получения реагента ЭЭУК ведется непрерывным способом в замкнутой системе.
Таким образом, административным органом не представлено достаточных доказательств, неопровержимо подтверждающих производство обществом этилового спирта и его последующее хранение.
Оснований для переоценки вывода суда апелляционной инстанции, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как они не опровергают выводы суда, направлены на переоценку установленных ими обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Определением кассационной инстанции от 25.01.2018 в порядке статьи 283 АПК РФ было приостановлено исполенение постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 по делу N А64-1549/2017 до рассмотрения кассационной жалобы по существу.
В соответствии со статьей 97 АПК РФ, принятые обеспечительные меры подлежат отмене, так как основания для их применения отпали.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 по делу N А64-1549/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 по делу N А64-1549/2017 до рассмотрения кассационной жалобы по существу, принятое определением Арбитражного суда Центрального округа от 14.03.2018 по делу N А64-1549/2017.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.