г. Калуга |
|
23 апреля 2018 г. |
Дело N А84-1407/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.04.2018.
Полный текст постановления изготовлен 23.04.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Меженным А.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" (ОГРН 1149204033604, ИНН 9204016460): Тюшляев А.В. - представитель (доверенность от 02.04.2018 б/н);
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025, ИНН 9204002115): Остапенко В.А. - представитель (доверенность от 26.12.2017 N 1388);
от Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" (ОГРН 1149204069255, ИНН 9204508487): Хацкевич Л.В. - представитель (доверенность от 02.03.2018 N 319);
от Правительства Севастополя (ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231): Доденков А.Ю. - представитель (доверенность от 19.09.2017 N 3850/31/2-17);
от Министерства культуры Российской Федерации (ОГРН 1087746878295, ИНН 7705851331): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя (ОГРН 1159204029885, ИНН 9204557903): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 30.08.2017 (судья Минько О.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 (судьи Омельченко В.А., Градова О.Г., Карев А.Ю.) по делу N А84-1407/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" (далее - ООО "КРЫМТУР" СБПИЭ", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) об отказе в предоставлении государственной услуги "Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года" от 22.02.2017 N 05-исх./4424/2017 и обязании Департамента предоставить указанную государственную услугу по заявлению Общества от 11.02.2017 о заключении договора аренды в отношении земельного участка, предоставленного в пользование до 18 марта 2014 года, в срок до 15.05.2017 в случае вступления в силу решения суда до 15.05.2017, или с момента вступления в силу решения суда, путем заключения соответствующего договора аренды: передать Обществу для подписания и регистрации подписанный директором Департамента договор аренды земельного участка с кадастровым номером 91:03:001016:485, площадью 397 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, бульвар Исторический, 1; обязать Департамент известить в 10-дневный срок об исполнении решения суда суд и Общество.
Дело рассматривалось с участием в качестве заинтересованных лиц Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" (далее - музей), Правительства Севастополя, Министерства культуры Российской Федерации, Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 30.08.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ООО "КРЫМТУР" СБПИЭ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В кассационной жалобе заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Департамент, Правительство Севастополя в отзыве на кассационную жалобу просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители Департамента, Правительства Севастополя, музея возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Министерство культуры Российской Федерации, Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзывах на нее, заслушав доводы принявших участие в судебном заседании лиц, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, решением исполнительного комитета Севастопольского городского Совета народных депутатов от 05.01.1995 N 1/39 "О предоставлении предприятиям, учреждениям и организациям земельных участков, необходимых для обслуживания существующих зданий и сооружений по результатам инвентаризации" дочернему предприятию Крымского акционерного общества по туризму и экскурсиям "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий" был предоставлен во временное пользование сроком на 5 лет земельный участок для обслуживания административных и хозяйственных зданий и сооружений, состоящий из двух участков площадью 0,0397 га в районе Исторического бульвара и площадью 0,0928 га в районе переулка Панорамный, 13.
На основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 21.06.2000 N 1065-р "О продлении дочернему предприятию Крымского акционерного общества по туризму и экскурсиям "Крымтур" - Севастопольскому бюро путешествий и экскурсий срока временного пользования земельными участками" между Севастопольской городской государственной администрацией и дочерним предприятием Крымского акционерного общества по туризму и экскурсиям "Крымтур" Севастопольского бюро путешествий и экскурсий был заключен договор на право временного пользования землей от 02.11.2000 N 572, по условиям которого администрация предоставляет, а предприятие принимает во временное пользование земельный участок общей площадью 0,1325 га: участок N 1, расположенный в районе Исторического бульвара, участок N 2, расположенный в районе переулка Панорамный, 13, согласно плану землепользования. Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что земельный участок предоставляется на условиях временного пользования сроком до 01.05.2025 для обслуживания административных зданий и сооружений. 13.12.2000 договор зарегистрирован в установленном законодательством Украины порядке в книге записей договоров временного пользования землей.
22.04.2013 между администрацией и дочерним предприятием публичного акционерного общества по туризму и экскурсиям "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий заключено соглашение о внесении изменений к договору N 572 от 02.11.2000 на право временного пользования землей, пунктом 3 которого в пункте 1.2 договора после цифр "01.05.2015" слова: "для обслуживания административных и хозяйственных зданий и сооружений" заменены на: "для строительства и обслуживания многофункциональных общественных зданий с выставочными залами, с размещением ресторана, кафе, магазина, офисных помещений".
15.10.2013 на основании договора N 572 и соглашения о внесении изменений в договор регистрационной службой Главного управления юстиции в г. Севастополе внесены сведения о земельном участке в государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество Украины.
03.04.2013 за дочерним предприятием Крымского закрытого акционерного общества по туризму и экскурсиям "Крымтур" Севастопольское бюро путешествий и экскурсий Регистрационной службой Главного управления юстиции в г. Севастополе зарегистрировано право собственности на нежилое здание площадью 335,30 кв.м, расположенное в г. Севастополь, бульвар Исторический, 1.
В порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", заявитель привел свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации.
16.12.2015 земельный участок площадью 397 кв.м, расположенный в г. Севастополе, бульвар Исторический, земельный участок 1, с видом разрешенного использования для строительства и обслуживания многофункциональных общественных зданий с выставочными зданиями, с размещением ресторана, кафе, магазина, офисных помещений, поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный и присвоен кадастровый номер 91:03:001016:485.
16.09.2016 объекту недвижимого имущества, расположенному в г. Севастополе, бульвар Исторический, 1, присвоен кадастровый номер: 91:03:001016:466 - 1-этажное нежилое здание площадью 335,30 кв.м.
11.02.2017 Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги "по переоформлению права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года" в отношении земельного участка площадью 397 кв.м, кадастровый номер 91:03:001016:485, расположенного по адресу г. Севастополь, Исторический бульвар, 1.
Письмом Департамента от 22.02.2017 Обществу отказано в предоставлении государственной услуги на основании пункта 2.9 Административного регламента, утвержденного распоряжением Департамента от 19.01.2017 N 526-РДЗ, по причине отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ испрашиваемого земельного участка.
Полагая, что отказ Департамента является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассмотренными в рамках настоящего дела требованиями, которые суды двух инстанций признали необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный Закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя установлены Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС).
Пунктом 9 статьи 3 Закона N 46-ЗС предусмотрено, что право временного пользования земельным участком, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 12, 13 статьи 3 Закона N 46-ЗС стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, обязаны до 01.01.2017 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации. В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ заключен в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута соответствующего земельного участка.
Постановлением Правительства Севастополя от 21.12.2015 N 1250-ПП утвержден Порядок переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года (далее - Порядок N 1250).
Пунктом 2, подпунктом 4 пункта 4 названного Порядка установлено, что переоформление права аренды осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя. К заявлению прилагается в том числе оригинал кадастрового паспорта земельного участка, составленного по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.08.2014 N 504 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории", а также заверенная заявителем копия данного документа. Оригинал кадастрового паспорта предоставляется заявителем по его желанию. В случае отсутствия данного документа в распоряжении заявителя уполномоченный орган запрашивает соответствующую информацию в порядке межведомственного взаимодействия.
Аналогичное требование содержится в пункте 2.6 Административного регламента предоставления государственной услуги "Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года", утвержденного распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19.01.2017 N 526-РДЗ (далее - Административный регламент).
Как установлено судами, Обществом в составе документов, представленных для получения государственной услуги, был представлен кадастровый паспорт спорного земельного участка, а также извлечение из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество. При этом в представленном кадастровом паспорте отсутствовали сведения о координатах характерных точек границ земельного участка.
Пунктом 7 Порядка N 1250 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченным органом в предоставлении земельного участка. К числу таких оснований отнесено отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ испрашиваемого земельного участка (пп.9). Такое же основание для отказа в переоформлении договора аренды содержится и в пункте 2.9 Административного регламента.
Судами установлено, что Общество приложило к заявлению кадастровый паспорт на земельный участок, в связи с чем довод кассационной жалобы о том, что Департамент должен был в порядке межведомственного запроса затребовать выписку из ЕГРН о местоположении границ земельного участка, является несостоятельным.
Как указано выше, согласно пункту 4 Порядка N 1250 и пункту 2.6 Административного регламента Департамент запрашивает соответствующую информацию в случае, если к заявлению не приложен кадастровый паспорт. Поскольку Обществом представлен кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок, то основания для запроса соответствующей информации в порядке межведомственного взаимодействия у Департамента отсутствовали.
Исходя из изложенного суд кассационной инстанции согласен с выводом апелляционного суда в той части, что факт внесения в 2016 г. в кадастр сведений о координатах характерных точек земельного участка с кадастровым номером 91:03:001016:485 не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения Департамента об отказе в переоформлении договора аренды на земельный участок.
Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 16.02.2017 границы земельного участка с кадастровым номером 91:03:001016:485 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Граница земельного участка пересекает границу земельного участка с кадастровым номером 91:03:001016:381, принадлежащего Российской Федерации и находящегося в постоянном пользовании у музея.
Вместе с тем, заключение договора аренды земельного участка в отсутствие установленных границ земельного участка положениями земельного законодательства не предусмотрено.
В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на правовую позицию, выраженную в пункте 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, согласно которому установление в судебном порядке описания границ посредством определения координат характерных точек таких границ не приводит к изменению уникальных характеристик земельного участка. Суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик участка правообладателя, а приводит существующий объем прав в соответствие с действующим земельным законодательством.
Однако указанная позиция ошибочно истолкована Обществом как устанавливающая возможность предоставления земельного участка без определения его уникальных характеристик и с наложением на земельный участок, предоставленный иному лицу.
Кроме того, в соответствии с договором на право временного пользования землей от 02.11.2000 N 572 в аренду как единый земельный участок предоставлен земельный участок, состоящий из двух участков, расположенных по двум различным адресам (площадью 0,0397 га в районе Исторического бульвара и площадью 0,0928 га в районе переулка Панорамный, 13).
Указанный предмет договора на право временного пользования землей от 02.11.2000 N 572 не может быть сохранен в порядке переоформления на основании Порядка N 1250, что также свидетельствует об отсутствии нарушения прав и законных интересов Общества оспариваемым отказом.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 30.08.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 по делу N А84-1407/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на правовую позицию, выраженную в пункте 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, согласно которому установление в судебном порядке описания границ посредством определения координат характерных точек таких границ не приводит к изменению уникальных характеристик земельного участка. Суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик участка правообладателя, а приводит существующий объем прав в соответствие с действующим земельным законодательством.
Однако указанная позиция ошибочно истолкована Обществом как устанавливающая возможность предоставления земельного участка без определения его уникальных характеристик и с наложением на земельный участок, предоставленный иному лицу.
Кроме того, в соответствии с договором на право временного пользования землей от 02.11.2000 N 572 в аренду как единый земельный участок предоставлен земельный участок, состоящий из двух участков, расположенных по двум различным адресам (площадью 0,0397 га в районе Исторического бульвара и площадью 0,0928 га в районе переулка Панорамный, 13).
Указанный предмет договора на право временного пользования землей от 02.11.2000 N 572 не может быть сохранен в порядке переоформления на основании Порядка N 1250, что также свидетельствует об отсутствии нарушения прав и законных интересов Общества оспариваемым отказом."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23 апреля 2018 г. N Ф10-1134/18 по делу N А84-1407/2017
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1134/18
20.04.2018 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2218/17
14.12.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2218/17
30.08.2017 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-1407/17