г.Калуга |
|
20 апреля 2018 г. |
Дело N А83-7360/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. |
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Том Строй" (Республика Крым, г.Ялта, ул.Теплая балка, д.5, пом.5): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Ялта Республики Крым (Республика Крым, г.Ялта, ул.Свердлова, д.21): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
от Службы государственного строительного надзора Республики Крым (Республика Крым, г.Симферополь, ул.Крейзера, д.6): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
от Администрации города Ялты республики Крым (Республика Крым, г.Ялта, пл.Советская, д.1): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.10.2017 (судья Колосова А.Г.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 (судьи Омельченко В.А., Градова О.Г., Привалова А.В.) по делу N А83-7360/2017
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТомСтрой" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, с учётом принятых к производству уточненных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Ялта Республики Крым (далее - Департамент), выразившихся в отзыве градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка N 1.2-06/226 от 01.07.2013, выданных ООО "ТомСтрой" Главным управлением градостроительства, архитектуры и регионального развития Ялтинского городского совета для проектирования объекта строительства "Строительство и обслуживание торгового комплекса по адресу: г.Ялта, пгт.Отрадное, ул.Магарачская, в районе дома N 4"; о признании незаконным отказа Службы государственного строительного надзора Республики Крым (далее - Служба) в предоставлении ООО "ТомСтрой" государственной услуги по регистрации декларации о начале выполнения строительных работ по строительству торгового комплекса по адресу: Республика Крым, г.Ялта, пгт.Отрадное, ул.Магарачская, в районе дома N 4, изложенного в письме от 09.03.2017 N 682/исх. В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общество просит обязать Службу зарегистрировать декларацию о начале выполнения строительных работ по строительству торгового комплекса по адресу: Республика Крым, г.Ялта, пгт.Отрадное, ул.Магарачская, в районе дома N 4.
Протокольным определением от 28.09.2017 Арбитражным судом Республики Крым отказано в удовлетворении ходатайства Департамента о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТСЖ "Магарачская 1".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.10.2017 требования общества удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия Департамента, выразившиеся в отзыве градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка. В удовлетворении требований в части признания незаконным отказа Службы в предоставлении ООО "ТомСтрой" государственной услуги по регистрации декларации о начале выполнения строительных работ по строительству торгового комплекса отказано. Суд взыскал с Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Ялты Республики Крым в пользу общества государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.10.2017 оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в той части, в которой требования общества удовлетворены, поскольку администрация как орган местного самоуправления вправе отозвать ранее выданные градостроительные условия.
ООО "ТомСтрой" в отзыве от 13.04.2018 просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Стороны в судебное заседание представителей не направляли, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Суд округа, с учётом заявленных доводов, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в виду следующего.
24.10.2008 между частным предприятием "Укркомсервис" (далее - арендодатель) и Массандровским поселковым советом (далее - арендатор) заключен договор аренды земельного участка (далее - договор), зарегистрированный 12.01.2009 в Ялтинском отделе Крымского регионального филиала Государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра" за N 040900700001.
В соответствии с условиями договора, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 0,03 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г.Ялта, пгт.Массандра, пгт.Отрадное, ул.Магарачская, в районе дома N 4, для строительства и обслуживания торгового комплекса на срок 49 лет.
Согласно дополнительному соглашению N 1 к договору аренды земельного участка от 24.10.2008, арендатором земельного участка площадью 0,03 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Ялта, пгт.Массандра, пгт.Отрадное ул.Магарачская, в районе дома N 4, является общество с ограниченной ответственностью "ТомСтрой", вследствие реорганизации Частного предприятия "Укркомсервис".
01.07.2013 Главным управлением градостроительства, архитектуры и регионального развития Ялтинского городского совета АР Крым обществу выданы градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка N 1.2-06/226.
Согласно общим данным градусловий они выданы для "Строительства и обслуживания торгового комплекса по адресу: г.Ялта, пгт.Отрадное, ул.Магарачская, в районе дома N 4 на основании генерального плана пгт.Отрадное, с указанием основных технико-экономических показателей объекта строительства.
Сведения об арендованном обществом земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости (кадастровый паспорт от 09.12.2014 N 90-02/2014-24728 - приложение N 13). Земельному участку присвоен кадастровый номер 90:25:060201:173, категория земель - "земли населенных пунктов".
16.01.2015 ООО "ТомСтрой" привело свои уставные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, о чем были внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц и присвоен основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1159102027336.
23.02.2016 ООО "ТомСтрой" разработан рабочий проект "Строительство и обслуживание торгового комплекса по адресу: г.Ялта, пгт.Отрадное, ул.Магарачская по адресу: г.Ялта, пгт.Отрадное, ул.Магарачская, в районе дома N 4.
21.02.2017 заявителем для регистрации в Службу подана декларация о начале выполнения строительных работ по указанному адресу, относящихся ко II категории сложности.
Письмом от 09.03.2017 года N 682/исх Служба возвратила данную декларацию для доработки и приведения ее в соответствие с требованиями порядка, поскольку, градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка N 1.2-06/226 от 01.07.2013 отозваны Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г.Ялты Республики Крым - фактически отказала в предоставлении муниципальной услуги по регистрации декларации в связи с вышеизложенным.
06.06.2017 за N 01.1-18/4934 Департаментом на обращение общества дан ответ, что градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка были отозваны в связи с многочисленными коллективными жалобами жителей домов N 8, N 6, N 4, N 5, N 3 по ул.Магарачская, пгт.Отрадное, г.Ялта.
Полагая, что действия Департамента, выразившиеся в отзыве градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка N 1.2-06/226 от 01.07.2013, а также отказ Службы в предоставлении муниципальной услуги по регистрации декларации являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.10.2017 требования общества удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия Департамента, выразившиеся в отзыве градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка. В удовлетворении требований в части признания незаконным отказа Службы в предоставлении ООО "ТомСтрой" государственной услуги по регистрации декларации о начале выполнения строительных работ по строительству торгового комплекса отказано. Суд взыскал с Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Ялты Республики Крым в пользу общества государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 решение оставлено без изменения.
Суды обеих инстанции, сделали вывод о необходимости частичного удовлетворения заявленных требований поскольку Департамент осуществил действия по отзыву архитектурно-планировочного задания в отсутствие предоставленных законом полномочий.
Не согласившись с судебными актами Департамент обратился с кассационной жалобой.
Суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как верно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, поскольку градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка были выданы ООО "ТомСтрой" 01.07.2013 (согласно соответствующему штемпелю уполномоченного органа на их выдачу), т.е. до вступления в законную силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон 6-ФКЗ), то применению подлежали, в том числе нормы законодательства Украины.
Так, пунктом 8 части 1 статьи 1 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" предусмотрено, что градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка - документ, содержащий комплекс планировочных и архитектурных требований к проектированию и строительства по этажности и плотности застройки земельного участки, отступлений домов и сооружений от красных линий, пределов земельного участка, его благоустройства и озеленение, другие требования к объектам строительства, установленные законодательством и градостроительной документацией.
Согласно статьи 29 указанного закона основными составляющими исходных данных являются, в том числе, градостроительные условия и ограничения, которые предоставляются соответствующими уполномоченными органами градостроительства и архитектуры на основании градостроительной документации на местном уровне на безвозмездной основе.
В соответствии со статьей 5 Закона Украины "Об архитектурной деятельности" разработка проектов (проектирование) объектов архитектуры осуществляется на основании исходных данных на проектирование, к которым относятся градостроительные условия и ограничения застройки соответствующего земельного участка.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что обществом от компетентного и полномочного органа местного самоуправления - Главного управления градостроительства, архитектуры и регионального развития Ялтинского городского совета АР Крым, были получены исходные данные для строительства и обслуживания торгового комплекса по адресу: г.Ялта, пгт.Отрадное, ул.Магарачская, в районе дома N 4 с указанием условий и ограничений застройки земельного участка, предъявленных органом местного самоуправления.
Особенности осуществления градостроительной деятельности в Республике Крым, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, иным вопросам в сфере градостроительства урегулированы Законом Республики Крым от 16.01.2015 N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым", статьей 3 которого определено, что полномочия исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в сфере градостроительной деятельности определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Статьей 8 ГрК РФ установлен перечень полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. В пункте 8 указанной нормы Кодекса предусмотрено полномочие на проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из положений названых законодательных актов следует, что полномочия исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в сфере градостроительной деятельности по отзыву ранее выданных ими исходных градостроительных условий застройки объекта капитального строительства (архитектурно-планировочного задания) не предусмотрены.
Вместе с тем, вывод обжалуемых судебных актов о том, что Департамент осуществил действия по отзыву архитектурно-планировочного задания, выданного Главным управлением градостроительства, архитектуры и регионального развития Ялтинского городского совета АР Крым, в отсутствие предоставленных ему законом полномочий, является неверным.
Так, в соответствии со статьей 48 Закона N 131-ФЗ, а также согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 N 1424/04, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.05.2011 N 739-О-О, ранее принятый ненормативный правовой акт может быть отменен органом местного самоуправления в порядке самоконтроля в случае выявления его несоответствия требованиям законодательства, действовавшего в момент принятия.
Вместе с тем, при отмене изданного им ненормативного правового акта орган местного самоуправления не может руководствоваться исключительно собственным усмотрением. Акт органа местного самоуправления, отменяющий ранее принятый акт, должен соответствовать закону и не нарушать прав и законных интересов граждан и организаций, а также принцип стабильности правоотношений, возникших в результате принятия отменяемого ненормативного правового акта. Полномочный орган обязан обосновать необходимость отмены правового акта, указать на несоответствие его содержания нормам права. Названное полномочие органа местного самоуправления не может быть реализовано произвольно.
В данном случае судами обоснованно установлено, что орган местного самоуправления не доказал, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действовавшего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления соответствует закону и не нарушает законных прав и интересов граждан и организаций, не содержит произвольно ограничивая их субъективных прав. На наличие таких доказательств, представленных судам первой и апелляционной инстанций податель кассационной жалобы так же не ссылается.
При таких обстоятельствах, суд округа считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ, в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.10.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 по делу N А83-7360/2017 оставить без изменения в обжалуемой части, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.