г.Калуга |
|
8 мая 2018 г. |
Дело N А09-16295/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 мая 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Николаевой Н.Н. Лукашенковой Т.В. |
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие Снежеть" (Брянская обл., г.Карачев, ул.50 Лет Октября, д.105"В", оф.247): Зайцев О.Н. - представитель по доверенности от 17.11.2017; Зайцева Е.В. - представитель по доверенности от 25.11.2017;
от отдела земельного надзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям (Брянская обл., п.Супонево, ул.Шоссейная, д.7): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
от администрации Карачевского района Брянской области (Брянская область, г.Карачев, ул.Советская, д.64): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие Снежеть" на решение Арбитражного суда Брянской области от 24.03.2017 (судья Кулинич Е.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2017 (судьи Еремичева Н.В., Мордасов Е.В., Рыжова Е.В.) по делу N А09-16295/2016
УСТАНОВИЛ:
На основании определения Карачевского суда Брянской области от 19.10.2016 в Арбитражный суд Брянской области для рассмотрения по подведомственности поступило дело N 12-59/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие Снежеть" (далее по тексту - заявитель, общество) о признании незаконным и отмене постановления отдела земельного надзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям (далее по тексту - административный орган, отдел) от 20.09.2016 N БР-ЮЛ-ЗН-126/16.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Карачевского района Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.03.2017 требования удовлетворены частично, постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Брянской и Смоленской областям по делу об административном правонарушении от 20.09.2016 N БР-ЮЛ-ЗН-126/16 изменено в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 550 000 рублей, обществу назначено наказание в виде предупреждения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2017 решение Арбитражного суда Брянской области от 24.03.2017 по делу N А09-16295/2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества без удовлетворения.
Не согласившись с судебными актами общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, приняв по делу новый судебный акт, полагая, что тремя спорными земельными участками владеет более пяти лиц, участки переданы в аренду, поэтому общество не является субъектом правонарушения, материалами административного дела не подтверждается событие административного правонарушения.
Отдел земельного надзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям и администрация Карачевского района Брянской области отзывов, либо пояснений суду не представили.
Представители ООО "Сельскохозяйственное предприятие Снежеть" в судебном заседании поддержали кассационную жалобу в полном объёме, пояснили, что спорные земельные участки являются пастбищами, в связи с обстоятельствами, изложенными в постановлении, применяется повышенная ставка земельного налога, ухудшение почвы не доказано.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направляли, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Суд округа, с учётом заявленных доводов, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в виду следующего.
17.03.2016 в Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям поступило сообщение администрации Карачевского района Брянской области о нецелевом использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 32:10:0000000:793, 32:10:0000000:809, 32:10:0060107:101, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 32:10:0000000:73 площадью 1 979,5 га, расположенного по адресу: Брянская обл., Карачевский район, п.Берёзовка, Сельское поселение "Снежеть".
Сотрудниками управления 29.03.2016 произведен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:10:0000000:73, площадью 1 979,5 га, расположенного по адресу: Брянская обл., Карачевский район, п.Берёзовка, СП "Снежеть" и его частей: 32:10:0060107:101 площадью 57,2 га, 32:10:0000000:809 площадью 484,9 га, 32:10:0000000:793 площадью 506 га, поставленных на временный кадастровый учет.
В ходе осмотра установлено, что участок с кадастровым номером 32:10:0000000:73 общей площадью 1 979,5 га зарос однолетней и многолетней сорной травянистой растительностью естественного происхождения на площади 81,7 га (3%) (пижма обыкновенная, вейник наземный, осот полевой, мятлик луговой, пырей ползучий, тысячелистник обыкновенный и др.), а также древесно-кустарниковой растительностью на площади 50,8 га (2%) (берёза, осина, сосна, ива и др.).
По факту зарастания земельных участков сельскохозяйственного назначения 32:10:0000000:793, 32:10:0000000:809, 32:10:0060107:101 государственным инспектором отдела земельного надзора управления 30.03.2016 возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено проведение административного расследования.
Государственным инспектором отдела земельного надзора управления 09.06.2016 производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения и того, что право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 32:10:0000000:793, 32:10:0000000:809, 32:10:0060107:101 не зарегистрировано.
ООО "СХП Снежеть" не согласившись с вынесенным постановлением от 09.06.2016 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, обратился с жалобой в управление, а также в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
По результатам рассмотрения жалобы директора ООО "СХП Снежеть" 05.07.2016 начальником отдела земельного надзора управления вынесено решение об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 09.06.2016, о возобновлении производства по делу и о возвращении дела для устранения недостатков.
По итогам рассмотрения жалобы директора ООО "СХП Снежеть" Генеральной прокуратурой Российской Федерации принесен протест от 12.07.2016 N 30/1-467-2016 на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 09.06.2016, в котором установлено требование об отмене указанного постановления и рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших нарушения земельного законодательства Российской Федерации, к административной ответственности
Государственным инспектором отдела земельного надзора управления 21.07.2016 на основании решения от 05.07.2016 и протеста Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12.07.2016 N 30/1-467-2016 вынесено определение о возбуждении дела по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ и проведении административного расследования.
Должностными лицами управления 02.08.2016 произведен новый осмотр частей земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:10:0000000:73, поставленных на временный кадастровый учет с кадастровыми номерами: 32:10:0060107:101 площадью 57,2 га, расположенного по адресу: Брянская область, Карачевский район, СП "Снежеть" в составе части полей N 7г и N 6г в районе н.п.Фроловка; 32:10:0000000:809 площадью 484,9 га, расположенного по адресу: Брянская область, Карачевский район, вокруг д.Берёзовка; 32:10:0000000:793, площадью 506 га, расположенного по адресу: Брянская область, Карачевский район, вокруг д.Фроловка поля: 68, 66, 65, 46, 47, 5с, 7г, 6г, 5г.
В ходе осмотра части участка сельскохозяйственного назначения, временно поставленной на кадастровый учет под номером 32:10:0060107:101, общей площадью 57,2 га установлено на площади 57,2 га (100 %) зарастание однолетней и многолетней сорной травянистой растительностью естественного происхождения (камыш, хвощ полевой, пижма обыкновенная, вейник наземный, осот полевой, мятлик луговой, пырей ползучий, тысячелистник обыкновенный), а также древесно-кустарниковой растительностью на площади 29,9 га (52,2%) (берёза, осина, ива).
В ходе осмотра части участка сельскохозяйственного назначения, временно поставленной на кадастровый учет под номером 32:10:0000000:809, общей площадью 484,9 га установлено на площади 380 га (78%) зарастание однолетней и многолетней сорной травянистой растительностью естественного происхождения (пижма обыкновенная, вейник наземный, осот полевой, мятлик луговой, пырей ползучий, тысячелистник обыкновенный, хвощ полевой и др.), а также древесно-кустарниковой растительностью на площади 187 га (38,7%) (берёза, сосна, ива, осина и др.), на площади 104,9 га (22%) присутствуют следы ведения сельскохозяйственной деятельности (вспашка, посев сельскохозяйственных культур, скашивание растительности).
В ходе осмотра части участка сельскохозяйственного назначения, временно поставленной на кадастровый учет под номером 32:10:0000000:793, общей площадью 506 га установлено на площади 501,3 га (99%) зарастание однолетней и многолетней сорной травянистой растительностью естественного происхождения (пижма обыкновенная, вейникназемный, осот полевой, мятлик луговой, пырей ползучий, тысячелистник обыкновенный, хвощ полевой, щавель и др.), а также древесно-кустарниковой растительностью на площади 192,6 га (38%) (берёза, осина, сосна, ель), на земельном участке присутствуют следы сенокошения на площади 4,9 га (1%).
Указанные нарушения зафиксированы инспектором в протоколах осмотра от 29.03.2016 и 02.08.2016 с приложением план-схем, фототаблиц и видеозаписей.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Росреестра по Брянской области от 17.08.2016 N 90-23221767 земельный участок с кадастровым номером 32:10:0000000:73 площадью 1979,5 га относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства".
В оспариваемом постановлении административного органа так же отражено, что по информации Карачевского отдела Управления Росреестра по Брянской области в соответствии с данными землеустройства определены следующие виды сельскохозяйственных угодий для земельных участков с кадастровыми номерами: 32:10:0060107:101 - пастбище; 32:10:0000000:809 - пашня, пастбище, сенокос; 32:10:0000000:793 - пашня, пастбище, сенокос.
Согласно данным государственного кадастра недвижимости за ООО "СХП Снежеть" зарегистрированы права общей долевой собственности 875/2296 доли или 118,75 пая на этот участок. Остальными собственниками участка являются граждане: Рамарёва А.А., Дракина Н.М., Камынина Т.Н., Артюхов Н.Т., Цуканов Ю.Д., Лагутина Т.Н., Грауберг П.Н., Лагутин М.В., Хромов С.В., Лазутин В.Н.
Согласно информации ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области" (письмо от 08.04.2016 N 1182/01.01-СИ, на основании протоколов общего собрания участников общей долевой собственности от 27.04.2013, 31.10.2013, 09.05.2014) земельные участки сельскохозяйственного назначения 32:10:0000000:793, 32:10:0000000:809, 32:10:0060107:101, входящие в состав земельного участка 32:10:0000000:73, образованы в счет условных долей ООО "СХП Снежеть".
Таким образом, по мнению административного органа, в нарушение статей 1, 7, 12, 13, 42, 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения), статьи 6 Закона Брянской области от 29.12.2010 N 113-3 "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области", ГОСТ 26640-85 "Земли. Термины и определения", ГОСТ 16265-89 "Земледелие. Термины и определения", на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 32:10:0000000:793, 32:10:0000000:809, 32:10:0060107:101, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 32:10:0000000:73 площадью 1979,5 га не выполнялись обязательные мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительностью.
Усмотрев в бездействии ООО "СПХ Снежеть" наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, 18.08.2016 должностным лицом административного органа в отношении ООО "СПХ Снежеть" составлен протокол об административном правонарушении N БР-ЮЛ-ЗН-0664-030/16.
Постановлением от 20.09.2016 N БР-ЮЛ-ЗН-0578-126/16 ООО "СПХ Снежеть" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 550 000 рублей
Не согласившись с указанным постановлением управления, ООО "СПХ Снежеть" обратилось в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.03.2017 требования удовлетворены частично, административный штраф заменен на предупреждение с учетом обстоятельств совершения правонарушения. Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2017 решение оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами общество обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа считает жалобу неподлежащей удовлетворению.
Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет в соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ административную ответственность.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) установлено, что землепользователи обязаны в числе прочего осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду.
В соответствии со статьей 6 Закона N 101-ФЗ, обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Из указанных правовых норм следует, что обязанность по сохранению и рациональному использованию земель возлагается в первую очередь на собственников земельных участков.
В соответствии с информацией ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области", протоколами общих собраний участников общей долевой собственности от 27.04.2013, 31.10.2013, 09.05.2014) земельные участки сельскохозяйственного назначения 32:10:0000000:793, 32:10:0000000:809, 32:10:0060107:101, входящие в состав земельного участка 32:10:0000000:73, образованы в счет условных долей ООО "СХП Снежеть", следовательно общество является собственником земельных участков.
Доводы жалобы о том, что административным органом не проводился отбор образцов почвы и их химическое исследование, спорные земельные участки используются как пастбища, не могут быть приняты. Так, сорные растения (сорняки) в соответствии с ГОСТ 16265-89 - дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях и снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшают его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.
Согласно положениям пункта 15.1 "Методических указаний по проведению комплексного мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения", утвержденных Министром сельского хозяйства Российской Федерации 24.09.2003 и Президентом Россельхозакадемии 17.09.2003, сорные растения иссушают почву, выносят из нее полезные микроэлементы (в среднем, азот - 46 %, фосфор - 15 %, калий -39 %), снижают температура почвы не менее чем на 2-4 °С, что отрицательно влияет на активность почвенных микроорганизмов, процесс минерализации органических веществ в почве, являются местообитанием и временным источником питания многих вредителей сельскохозяйственных культур, распространителями грибковых и бактериальных болезней, выделяют в почву вредные вещества и вызывают другие негативные последствия для сельского хозяйства.
В соответствии с пунктом 9.4 "Методических указаний по проведению комплексного мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения", утвержденных Министром сельского хозяйства Российской Федерации 24.09.2003, к признакам деградированных почв относятся в том числе: закустаренность лугов и пастбищ, неоднородность состояния растений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации" утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
К числу признаков неиспользования земельного участка относятся: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе материалы административного дела, протоколы осмотра от 29.03.2016 и 02.08.2016 с приложением план-схем, фототаблиц и видеозаписей, которые подтверждают значительное зарастание земельных участков однолетней и многолетней сорной травянистой растительностью, а также древесно-кустарниковой растительностью, обоснованно признали, что ООО "СХП Снежеть", как собственником земельных участков сельскохозяйственного назначения, не выполнялись обязательные мероприятия по защите земель и охране почв, что привело к зарастанию сельскохозяйственных угодий сорной травяной и древесно-кустарниковой растительностью.
Доказательств, которые бы опровергали указанные обстоятельства, а именно проведение владельцем земельных участков необходимых для почвы защитных мероприятий, материалы дела не содержат. Установление новых фактических обстоятельств дела не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, в бездействии общества имеет место состав правонарушения, установленный частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по материалам дела не усматривается. Срок давности привлечения к ответственности административным органом не нарушен.
Однако, суд счел возможным применить положения статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, поскольку пришел к выводу, что избранная административным органом мера наказания не соответствует тяжести и обстоятельствам совершения правонарушения.
С учетом этого суд первой инстанции усмотрел основания для замены назначенного обществу ответчиком административного наказания в виде штрафа в размере 550 000 рублей на предупреждение, в связи с чем правомерно изменил оспариваемое постановление.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, свидетельствуют о его несогласии с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 24.03.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2017 по делу N А09-16295/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.