О недействительности сделки, совершенной под влиянием заблуждения
Сделка может быть признана судом недействительной в случае совершения ее под влиянием заблуждения (ст.178 ГК РФ).
Условия признания сделки недействительной по данному основанию следующие: заблуждение должно иметь существенное значение; иск должен быть подан стороной, действовавшей под влиянием заблуждения.
Заблуждением, имеющим существенное значение, признается заблуждение относительно природы сделки, либо ее тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно искажают или снижают возможность ее использования по назначению.
Соответственно, названный перечень является исчерпывающим, соответственно, расширительному толкованию не подлежит, что неоднократно подтверждается судебной практикой по делам, рассмотренным Президиумом ВАС РФ (постановление от 02.11.95 г. N 759/95), где отмечается, что неисполнение покупателем обязательств по уплате денежной суммы, установленной договором, не может рассматриваться как введение продавца в заблуждение относительно природы сделки и служить основанием для признания ее недействительной. Не признается также существенным заблуждением неправильная оценка отдельных условий договора, в частности, о правах и обязанностях сторон, поскольку действующие нормы признаются общеизвестными, следовательно, ссылка на их незнание не может признаваться основанием для оспаривания сделок.
Существенное заблуждение гражданско-правовой природы, именно сделки, а не объема прав участников, является принципиальным для применения ст.178 ГК РФ.
Гражданский кодекс РФ особо отмечает, что заблуждение относительно мотивов сделки также не имеет существенного значения.
Имеются случаи, когда заблуждение возникло по вине всех участников многосторонней сделки, в этом случае все неблагоприятные гражданско-правовые последствия распространяются в зависимости от вины каждого участника сделки.
Многочисленные случаи возникают в отношении договоров по сделкам, совершаемым по жилым помещениям, по основаниям ст.ст. 178, 179 ГК РФ, которые чаще всего совершены под влиянием заблуждения или обмана (ст. 74 ЖК; ст.ст. 14, 17, 20 Закона РФ от 24.12.92 г. "Об основах жилищной политики").
Понятия обмана или заблуждения в гражданско-правовой квалификации имеют различные основания, где понятие обмана охватывается именно умышленным введением в заблуждение.
Указанные сделки, как правило, признаются недействительными по такому признаку, как порок воли, то есть несоответствие волеизъявления лица его действительной воле вследствие заблуждения или обмана.
Обмен товарами чаще всего признается недействительным вследствие заблуждения относительно определенных качеств предмета сделки, существенно снижающих либо вовсе исключающих возможность использовать вещь по ее прямому назначению. При этом перечень дефектов может быть вообще неустранимым либо их устранение будет связано для заблуждавшейся стороны со значительными затратами.
Гражданско-правовая сделка является недействительной при несоответствии волеизъявления на момент сделки потерпевшего лица его действительной воле, поскольку фактическая воля контрагента в таких случаях состоит в намерении приобрести вещь без недостатков или по крайней мере без недостатков.
Неадекватность волеизъявления лица, как правило, формируется из-за недоступности дефекта для его восприятия при обычном неквалифицированном наблюдении (скрытность недостатка).
По сложившейся практике суд признает обмен недействительным, если установит, что дефекты жилых помещений имеют скрытый характер, что является основанием судить о заблуждении участника гражданского оборота относительно качества приобретаемого товара (которые значительны и неустранимы).
Статьей 180 ГК РФ установлена возможность недействительности части сделки.
Диспозиция данной нормы имеет существенное условие, при установлении которого возможно применение названной нормы. Данное условие предполагает возможность признания части сделки недействительной, в случае, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Часть сделки - это одно или несколько ее условий. Положение рассматриваемой нормы имеет цель сохранения гражданско-правовых отношений хозяйствующих субъектов.
Необходимо отметить, что признание сделки недействительной в соответствующей части, которая регулирует существенные условия договора, приведет к признанию ее таковой в целом.
В свою очередь возможно признать договор аренды ничтожным в части его положений, регулирующих порядок изменения размера арендной платы чаще одного раза в год, что противоречит императивной норме (ст. 614 ГК РФ), при этом отношения арендодателя и арендатора по предоставлению имущества за плату сохраняются.
Многочисленны примеры, когда цена продаваемого продавцом товара, установленная законом, изменяется условиями договора, что также приведет к признанию сделки недействительной в части условия о цене, при этом не затрагивая отношения по продаже товара.
Положение договора проката, указывающее о его заключении более, чем на 1 год противоречит п. 1 ст. 627 ГК РФ, соответственно данный пункт противоречит Закону в силу ст. 168, 180 ГК РФ.
Различны подходы к применению сроков исковой давности по недействительным сделкам. В частности, в п. 2 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 от 01.07.96 г. установлен 10-летний срок исковой давности по требованиям о признании сделки недействительной (ничтожной), однако в Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.10.97 г. N 6427/95 имелся иной подход к данной проблеме, где указано, что срок исковой давности к требованиям о признании сделки недействительной (ничтожной) не распространяется, поскольку данная сделка изначально не порождает для сторон гражданско-правовых последствий.
Учитывая данные противоречия Пленум ВАС РФ применил сроки исковой давности, установленные к требованиям о признании сделок недействительными (ничтожными), которые могут быть самостоятельными, к срокам исковой давности по искам о применении последствий недействительности ничтожной сделки, которые могут быть предъявлены в течение десяти лет со дня, когда началось ее исполнение (двусторонняя реституция).
В.А. Петрушкин,
судья Федерального арбитражного суда
Поволжского округа,
кандидат юридических наук
"Правосудие в Поволжье", N 4, май-июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О недействительности сделки, совершенной под влиянием заблуждения
Автор
В.А. Петрушкин - судья Федерального арбитражного суда Поволжского округа, кандидат юридических наук
"Правосудие в Поволжье", 2004, N 4