г. Калуга |
|
22 мая 2018 г. |
Дело N А84-2344/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.05.2018.
Полный текст постановления изготовлен 22.05.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии в судебном заседании:
от ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Альфа Энерго Сервис" Пустоварова Виктора Михайловича (г. Севастополь) - Ягунова В.П. - представителя по доверенности от 07.07.2017 N 92АА0275594;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя (ОГРН 1147746402033, ИНН 7707831370, ул. Кулакова, 37, г. Севастополь, 299011)- Кутлыяровой Т.В. - представителя по доверенности от 15.01.2018 N 02-13/00602;
от акционерного общества "Славянка" (ОГРН 1097746264219, ИНН 7702707386, пл. Суворовская, д.2, стр.3, г. Москва, 129110) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя и ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Альфа Энерго Сервис" Пустоварова Виктора Михайловича на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.10.2017 (судья Минько О.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 (судьи Привалова А.В., Градова О.Г., Омельченко В.А.) по делу N А84-2344/2017,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Славянка" (далее - АО "Славянка", общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконными решения и действия ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Альфа Энерго Сервис" (далее - ООО "Альфа Энерго Сервис"), незаконными решения и действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Севастополя (далее - ИФНС, Инспекция, регистрационный орган) по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 10.02.2017 за государственным регистрационным номером 2179204050144 о прекращении деятельности ООО "Альфа Энерго Сервис" в связи с ликвидацией ООО "Альфа Энерго Сервис и обязать Инспекцию внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о недействительности записи за государственным регистрационным номером 2179204050144 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 16.10.2017 суд удовлетворил заявленные требования.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.01.2018 решение суда в части признания незаконными действий и решения ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Альфа Энерго Сервис", а также в части взыскания с ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Альфа Энерго Сервис" в доход федерального бюджета 3000,00 рублей отменено и в удовлетворении требований в этой части отказано. В остальной части решение суда от 16.10.2017 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, заявленных к Инспекции.
В кассационной жалобе ликвидатор просит отменить решение, постановление суда, отказать в удовлетворении заявленных обществом требований. По мнению заявителя жалобы арбитражным судам при рассмотрении указанных выше вопросов надлежит применять положения частей 6 и 8 статьи 219 КАС РФ по аналогии закона (часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей ООО "Альфа Энерго Сервис", ИФНС, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, решением Арбитражного суда города Москвы от 17.06.2016 по делу N А40-209505/14-178-231"Б" АО "Славянка" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении общества открыто конкурсное производство. Сообщение о признании заявителя несостоятельным (банкротом) опубликовано в газете "Коммерсантъ" N112 от 25.06.2016.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2016 конкурсным управляющим утвержден Прилепин Н. Е.
Конкурсный управляющий АО "Славянка" обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными сделок, совершенных между АО "Славянка" и ООО "Альфа Энерго Сервис" в период с 13.02.2015 по 27.02.2015, после принятия судом заявления о признании должника банкротом (13.01.2015). Общая сумма заявленных требований по оспариванию сделок составила 13 143 165,82 руб.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 16.08.2016 в рамках дела о банкротстве по делу N А40-209505/14-178-231"Б" назначено судебное заседание по заявлению конкурсного управляющего о признании сделок недействительными. Копия определения направлена в адрес ликвидатора ООО "Альфа Энерго Сервис" и получена им 31.08.2016.
В адрес общества АО "Славянка" в досудебном порядке 02.08.2016 направило заявление об оспаривании сделок, в котором указаны претензии и требования АО "Славянка" на общую сумму 13 143 165,82 руб. Заявление получено обществом 09.08.2016.
13.06.2016 общим собранием участников ООО "Альфа Энерго Сервис" было принято решение (протокол) N 2 о ликвидации общества. Сообщение о ликвидации опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 02.11.2016 N 43(606). Ликвидатором общества назначен Пустоваров В.М., о чем 21.10.2016 внесена запись в ЕГРЮЛ N 2169204179978.
03.02.2017 ликвидатором в ИФНС подано заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001.
На основании поданного заявления и приложенных к нему документов Инспекцией 10.02.2017 принято решение N 600А о государственной регистрации ООО "Альфа Энерго Сервис" в связи с его ликвидацией, в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись N 2179204050144.
Указанные обстоятельства стали основанием для обращения АО "Славянка" с настоящим заявлением в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные к ИФНС требования, исходил из того, что представленные на государственную регистрацию документы, содержащие недостоверную информацию, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документов, содержащих необходимые сведения, в связи с чем принятое Инспекцией решение и действия по внесению записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО "Альфа Энерго Сервис" в связи с ликвидацией не могут быть признаны законными.
Отменяя решение суда первой инстанции в части требований АО "Славянка", предъявленных к ликвидатору ООО "Альфа Энерго Сервис", суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что ликвидатор ООО "Альфа Энерго Сервис" Пустоваров В.М. не является лицом, чьи действия подлежат обжалованию по правилам главы 24 АПК РФ, и на которого распространяются положения Федерального закона N 129-ФЗ относительно государственной регистрации.
Требования, заявленные к Инспекции, правомерно удовлетворены судом.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Согласно пункту 2 статьи 61, пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации общество может быть ликвидировано по решению его участников, которые назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Промежуточный ликвидационный баланс составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ вышеуказанные документы, предусмотренные статьей 21, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Одним из таких оснований в силу статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ является непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 13.10.2011 N 7075/11, от 15.07.2014 N 4407/14, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Данные выводы согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.12.2016 N 305-КГ16-17934 по делу N А40-229308/2015.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации ликвидация ООО "Альфа Энерго Сервис" осуществлена после обращения АО "Славянка" в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании сделок недействительными и о применении последствий недействительности сделки, то есть ликвидированное юридическое лицо не могло не знать о наличии имущественных претензий АО "Славянка". Кроме того, факт обращения АО "Славянка" в арбитражный суд с заявлением об оспаривании сделок свидетельствует о том, что кредитор принимал меры для защиты своих прав и законных интересов.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу, что наличие недостоверных сведений в документах, представленных на государственную регистрацию, доказано, не подтверждена правомерность государственной регистрации ООО "Альфа Энерго Сервис" в связи с его ликвидацией, записи о прекращении деятельности юридического лица, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции частично отменено решение суда первой инстанции, то постановление от 30.01.2018 подлежит оставлению без изменений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 по делу N А84-2344/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.