г.Калуга |
|
24 мая 2018 г. |
Дело N А83-6690/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.05.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. Смирнов В.И. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой В.Ю.
при участии в заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Савченко Нины Николаевны: не явились, извещены надлежаще,
от Администрации города Ялты Республики Крым: не явились, извещены надлежаще,
от Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу ИП Савченко Нины Николаевны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.11.2017 (судья Толпыго В.И.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 (судьи Градова О.Г., Привалова А.В., Омельченко В.А.) по делу N А83-6690/2017,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Савченко Нина Николаевна (далее - предприниматель или заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым (далее - администрация) о признании недействительным постановления Администрации N 888-п от 22.02.2017 об отказе в предоставлении в аренду в порядке переоформления прав аренды земельного участка общей площадью 20 кв. м, расположенного по адресу: наб. Пушкина, пгт. Гурзуф г.Ялта Республика Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.11.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит состоявшиеся судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Лица, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей в суд округа не обеспечили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено судами, 06.12.2016 ИП Савченко Н.Н. подала в ДИЗО заявление (поименованное обращением), которым просила предоставить земельный участок площадью 20 кв. м, расположенный в пгт. Гурзуф, набережная им. А.С. Пушкина, в порядке переоформления права аренды по договору от 31.08.2004, рег. N 00126.
Постановлением главы Администрации от 22.02.2017 N 888-п на основании части 1 статьи 39.36 ЗК РФ отказано Савченко Н.Н. в предоставлении в аренду в порядке переоформления прав на земельный участок с кадастровым N 90:25:030106:528 общей площадью 20 кв. м из категории земель "земли населенных пунктов".
Не согласие с вынесенным постановлением послужило поводом для обращения предпринимателя в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно учитывали следующее.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым.
Частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ установлено, что до 01.01.2019 на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Таким правовым актом в области регулирования особенностей земельных отношений на территории Республики Крым является Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК (ред. от 30.03.2017, далее - Закон N 38-ЗРК) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Частью 14 статьи 3 Закона N 38-ЗРК установлено, что в случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с частью 14 статьи 3 устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (часть 17 статьи 3 Закона N 38-ЗРК).
В соответствии со статьей 13 Закона N 38-ЗРК стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2019 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, применительно к арендным отношениям переоформление прав осуществляется внесением соответствующих изменений в действующий договор аренды, а целью служит приведение его в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Судами двух инстанций было установлено, что в качестве правоустанавливающего документа для обращения с заявлением о переоформлении права, заявителем представлен договор аренды земельного участка от 31.08.2004, заключенный между Гурзуфским поселковым советом и субъектом предпринимательской деятельности Савченко Н.Н., сроком на 25 лет, для размещения торгового павильона (временного сооружения, являющимся нестационарным торговым объектом).
Как правильно указали суды первой и апелляционной инстанции, в соответствии с законодательством Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности производится на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Верно применяя положения статьи 2 данного закона в совокупности со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что для признания имущества недвижимым необходимо подтверждение того, что такой объект гражданских прав создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке.
Принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что земельный участок предоставлен заявителю в аренду для размещения торгового павильона, который в соответствии с законодательством Российской Федерации о торговой деятельности признается нестационарным торговым объектом, суды обоснованно заключили, что расположенный на спорном земельном участке торговый павильон объектом недвижимости не является.
Соответствующие выводы судов, сделанные на основе оценки доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая пределы кассационной инстанции, установленные положениями статьи 286 АПК РФ, переоценке не подлежат.
В силу положений пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Частью 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления управомочены на издание муниципальных правовых актов по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Одновременно положениями пункта 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
В этой связи суды обоснованно заключили, что с момента вступления в силу Закона N 381-ФЗ предоставление в аренду земельных участков в целях эксплуатации на них временных торговых павильонов не осуществляется. Законом установлена иная процедура размещения таких объектов на территории муниципального образования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
|
|
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.11.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 по делу N А83-6690/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.