"Вмененные" метры
Компании, торгующие в розницу, могут перейти на ЕНВД. Правда, одного желания здесь недостаточно - площадь их торгового зала не должна быть больше 150 кв. м. Обойти заветный показатель поможет договор аренды.
Компании на "вмененке", торгующие в розницу, рассчитывают налог исходя из площади залов. В нее входит "...площадь всех помещений и открытых площадок, используемых... для торговли" - говорит статья 346.27 Налогового кодекса. Но, чтобы рассчитать площадь зала, рулетка не нужна. Согласно этой же статье, достаточно "...инвентаризационных и правоустанавливающих документов". МНС России в письме от 1 августа 2003 г. N 22-2-14/1757-АБ026 разъясняет, что ими могут быть любые документы, в том числе и договор аренды. На нем мы и остановим внимание. Потому как нередко споры "вмененщиков" с инспекторами возникают именно из-за этого документа.
Ошибаетесь, господа контролеры
Магазины, арендующие помещения, обычно для торговли используют лишь его часть. Остальную территорию отводят для хранения товара, под чей-то кабинет и пр. В этом случае при расчете единого налога бухгалтер обычно берет не всю площадь помещения, указанную в договоре, а только ту часть, которая отдана под розничную торговлю (обслуживание покупателей). И он прав. Согласно письму Минфина России от 22 января 2003 г. N 04-05-12/02, из общей площади нужно исключить "площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже".
Несмотря на это, борьба за "лишние метры" не утихает. При проверках расчета налога инспекторы зачастую берут значение, которое указано в договоре аренды. Фактическое использование торгового зала они не учитывают вовсе. Соответственно, если бухгалтер рассчитал единый налог не со всей площади, они его попытаются доначислить.
Но, если дело дойдет до суда, инспекторы должны будут доказать вину компании (п. 6 ст. 108 НК РФ). В обоснование своей позиции они обычно ссылаются на договор аренды. Однако арбитрам его одного недостаточно. Судьи принимают сторону фирм и отмечают, что договор "не является показателем для определения торговой площади, поскольку невозможно сделать вывод о том, что в качестве торговой площади предприниматель использовал всю площадь" (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16 июня 2004 г. по делу N Ф04/3365-342/А81-2004).
Укрепить свои позиции перед инспекторами вам поможет приложение к договору аренды или дополнительное соглашение. Подробно распишите в нем, что фирма планирует делать с арендуемым залом. Формулировка может выглядеть так: "Арендатор обязуется использовать помещение следующим образом: 26 кв. м для осуществления торговой деятельности; 40 кв. м для хранения и подготовки товаров к реализации". И тогда инспекторы уйдут из зала суда ни с чем, потому что доказать недобросовестность компании они не смогут (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 августа 2004 г. по делу N Ф04-5714/2004 (А67-3800-35)).
"Вмененке" быть!
Рассмотрим другую ситуацию, когда фирма помещение в аренду сдает. Ведь для перехода на ЕНВД вы можете "подогнать" площадь зала под необходимые показатели. Напомним, она не должна превышать 150 кв. м (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Обойти это ограничение просто: сдайте часть своих торговых помещений в аренду. Еще Минфин в прошлом году сказал, что "в площадь торгового зала не включается площадь, переданная в аренду (при наличии соответствующего договора)". Эта позиция высказана в письме от 22 января 2003 г. N 04-05-12/02. Поэтому, если у вас есть договор, который подтверждает передачу "излишков" в аренду, любые претензии со стороны контролеров суд признает необоснованными (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 ноября 2003 г. по делу N А05-4231/03-209/22).
Есть также компании, которые торговый зал формально сдают, но фактически его используют (по договоренности с арендатором). Конечно, если это всплывет в ходе проверки, фирме доначислят налог, пени и штраф. А в случае, когда площадь зала перевалит за ограничение, установленное Налоговым кодексом, инспекторы потребуют перейти на общий режим и заплатить обычные налоги.
Избежать такого развития событий поможет агентский договор или договор поручения на продажу товара. Заключить его магазин должен с тем, кому он сдал помещение в аренду. Отметим, что договор комиссии в данном случае не подойдет, поскольку наша цель - чтобы посредник действовал от имени заказчика (розничного продавца). При таком условии его обязанностью будет обеспечить посредника всем необходимым для выполнения задания (ст. 975 и 1011 ГК РФ). В том числе и товаром. Не понадобится посреднику и проходить эпопею с покупкой и регистрацией кассового аппарата. Потому что оплата от покупателей будет проходить через вашу ККМ. Это требование содержится в письме столичных налоговиков от 1 ноября 2002 г. N 29-12/52694.
Как вы понимаете, фактически участие посредника в организации розничной продажи не требуется. Вы сможете выполнить все самостоятельно. Поэтому им может стать любая компания и, возможно, даже на общем режиме налогообложения. Дело в том, что агент заплатит налоги только со своего вознаграждения. Об этом говорит МНС России в письме от 6 мая 2004 г. N 04-05-12/23: если агент действует "от имени и за счет принципала..., то к розничной торговле следует относить деятельность принципала". Налоги с выручки, которую получит посредник, должны будете заплатить вы. Правда, согласно указанному письму, они "подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (или с применением упрощенной системы налогообложения)". Но, несмотря на это, отказываться от описанного решения не стоит. Например, если у вас площадь торгового зала 190 кв. м и для перехода на ЕНВД вы сдаете в аренду 40. Согласитесь, что с львиной доли продаж выгоднее заплатить единый налог, чем обычные налоги.
М. Гриня,
эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 11, ноябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.