Точку отсчета определяет банк
Если вы не сообщили в инспекцию об открытии или закрытии банковского счета, не торопитесь платить штраф. Есть простой способ избежать ответственности.
Казалось бы, десяти дней вполне достаточно, чтобы фирма успела проинформировать налоговую инспекцию об открытии или закрытии счета в банке. Тем не менее штрафы на 5000 рублей за опоздание (ст. 118 НК РФ) - явление распространенное. А связано это с тем, что фирмы и инспекции по-разному определяют момент, с которого нужно рассчитывать десятидневный срок.
Мнения разделились
Виной всему неточные формулировки статьи 23 Налогового кодекса. Дело в том, что в ней нет прямого указания, с какого дня начинать отсчет. Поэтому спорный момент каждый понимает по-своему.
Так, инспекция начинает отсчет с даты, на которую счет был реально открыт (закрыт). Именно эту дату банк проставляет в своем уведомлении. У бухгалтеров другое мнение: десятидневный срок необходимо рассчитывать с момента, когда об открытии или закрытии счета банк их известил официально. Например, это может быть дата получения официального банковского письма (если его вышлют по почте).
Противостояние мнений по этому вопросу зачастую приводит в суд.
О чем думают арбитры
Арбитры, как правило, поддерживают фирмы. Они рассуждают так.
Подачу заявления о заключении или расторжении договора банковского счета нельзя приравнивать ни к открытию, ни к закрытию счетов. Само по себе такое заявление служит банку лишь основанием для дальнейших действий с этими счетами (п. 4 ст. 859 ГК РФ). Поэтому, когда фирма его подает, она не может сразу знать, открыли ей счет или нет. Узнает она об этом только из официального банковского уведомления. Таким образом, именно с даты получения этого уведомления фирма должна отсчитывать десятидневный срок для информирования инспекции. И если она в этот срок уложилась, оснований для штрафа нет (постановления ФАС Северо-Западного округа от 15 июля 2004 г. по делу N А56-37399/03 и от 20 августа 2004 г. по делу N А66-1638-04).
Бывают ситуации, когда фирма не знает о том, что ее счет закрыли. Такое происходит, если по условиям договора банк имеет право закрывать счета в одностороннем порядке. Например, если по счету определенное время не было движения средств. О "мертвых" счетах фирма, как правило, и не вспоминает. Ведь по ним нет ни денег, ни выписок, ни повода приходить в банк. Чтобы оповестить такую организацию о закрытии счета, банковским клеркам остается только выслать уведомление почтой. А оно может и не дойти... Причины могут быть разные: на конверте укажут неправильный адрес, письмо затеряется на почте (и дойдет до адресата через полгода), фирма арендует себе новый офис, а письмо отправят по старому адресу и т.д.
Правда, и в этих случаях суды защищают организации. Их аргументация та же, что и в предыдущем случае: фирма, которая не известила налоговиков по вине банка, ответственности за это не несет (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 марта 2004 г. по делу N А33-13111/03-С3-Ф02-549/04-С1 и ФАС Дальневосточного округа от 13 мая 2004 г. по делу N Ф03-А73/04-2/298).
Обращаем ваше внимание, что по этому вопросу есть и отрицательная арбитражная практика. Бывает, что судьи становятся на сторону инспекции и нормы законодательства трактуют с точностью до наоборот. Обычно это происходит так. По смыслу статьи 23 Налогового кодекса извещать инспекторов входит в обязанность фирмы вне зависимости от того, известил ли ее банк. Десятидневный же срок нужно считать от даты, когда фирма подала заявление. Поскольку именно в этот момент договор банковского счета расторгается (п. 1 ст. 859 ГК РФ). Эту позицию летом озвучил судья Дальневосточного округа (постановление ФАС от 26 мая 2004 г. по делу N Ф03-А04/04-2/1032).
По непонятной причине в приведенном деле суд игнорирует тот факт, что далеко не всегда день подачи заявления и день закрытия счета совпадают. Например, банку может потребоваться время, чтобы перевести остатки с закрываемых счетов. Или клиент послал заявление по почте. Тогда он вообще не сможет определить дату закрытия, поскольку неизвестно, когда письмо дойдет. Отрадно, что такая позиция судей встречается редко.
Конфеты уберегут от штрафа
Кроме фирм, которые опоздали по вине банка, лояльностью судей могут воспользоваться и истинные нарушители. Если вы на самом деле забыли проинформировать инспекцию, у вас все равно есть шанс избежать штрафа. Нужно только инсценировать задержку банковского уведомления. Мало ли, курьеры забыли на почту заказные письма отнести. Или клерки не удосужились эти письма вовремя подготовить.
Действовать надо так. Операционистов банка можно попросить, чтобы они выслали вам по почте еще одно уведомление, оформленное более поздней датой (выдадите потом его за первое). Дата отправки и дата получения на конверте также будут свидетельствовать о том, что банк по какой-то причине известил вас намного позже, чем инспекторов.
В результате вы получите возможность отсчитывать десятидневный срок с более поздней даты - даты повторного банковского уведомления. Ну а про первое уведомление будете знать только вы и банк.
Берегите почтовый конверт. Если дело дойдет до суда, он послужит доказательством вашей невиновности. Ведь вынося решение в пользу фирмы, судьи опираются на статьи 108 и 109 Налогового кодекса. А они гласят, что привлечь к ответственности можно только того, чья вина доказана.
Наличие оригинального конверта подтверждает, что банк известил вас достаточно поздно, поэтому вашей вины перед налоговой нет. Чтобы инспекция смогла доказать обратное, ей придется приложить титанические усилия. Ведь нужно будет забраться в "святая святых" - бухгалтерию банка. Чтобы там, если повезет, в ворохе авансовых отчетов обнаружить ту жалкую квитанцию, которая подтвердит, что на самом деле первое уведомление вам отправляли без задержки. Сами понимаете, затевать камеральную и тем более выездную проверки из-за 5000 рублей никто не будет.
Сваливать фирмам всю вину на банк на самом деле удобно. По законодательству за несвоевременное извещение клиента он не несет никакой ответственности. Единственная инстанция, перед которой за опоздание банк в ответе, - это налоговая инспекция. Вот если проинформировать не вовремя именно ее, банку придется заплатить 20 000 рублей штрафа (п. 2 ст. 132 НК РФ). А за то, что банк не оповестил клиентов, санкций нет.
"Нельзя исключать и того, что банк помогать откажется, - говорит налоговый консультант юридической фирмы ООО "Щит" Валерий Смольников (г. Москва). - Он может счесть такое поведение неэтичным. Поэтому другой вариант действий - не посвящая банк в свои проблемы, раздобыть фирменный банковский конверт и отправить официальное письмо самому себе. Само собой, в этом случае вам не удастся получить из банка новое уведомление (с более поздней датой), поэтому придется отправлять себе экземпляр, который банк прислал в первый раз".
Заполучить конверт не так уж и сложно. Конверты - это не номерные бланки строгой отчетности. Учет им никто не ведет. Поэтому, имея с операционистами хорошие отношения, совсем нетрудно попросить у них пару фирменных конвертов "на память". Если же конверт по каким-то причинам достать не удалось, высылайте уведомление в обычном. В конце концов банк не всегда рассылает свою корреспонденцию только в фирменных конвертах.
Мнение
Максим Зарецкий, бухгалтер-операционист:
"Лично я уведомления фирмам не рассылаю. Когда клиент открывает или закрывает счет, он и без письменного сообщения банка знает, что обязан известить налоговую инспекцию. Поэтому у меня эти уведомления лежат на соседнем столе, а клиенты сами приходят и берут их, если это им необходимо".
Н. Калохина,
эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 11, ноябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.