г.Калуга |
|
24 мая 2018 г. |
Дело N А64-5168/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.05.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.05.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Аникиной Е.А., Шильненковой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тамбовской области" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.09.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018 по делу N А64-5168/2017,
установил:
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Рассказовская центральная районная больница", ОГРН 1026801118563, ИНН 6828001773 (далее - ТОГБУЗ "Рассказовская ЦРБ") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области", ОГРН 1026801160099, ИНН 6831008352 (далее - Военный комиссариат Тамбовской области) о взыскании 867 212 руб. 00 коп. задолженности по оплате за оказанные услуги по проведению лабораторных и диагностических исследований в период осенней призывной комиссии за 2015 год и в периоды весенней и осенней призывной комиссии за 2016 год.
Определением от 20.07.2017 арбитражный суд принял исковое заявление к производству и этим же определением к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тамбовской области (далее - ТФОМС Тамбовской области).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.09.2017 (судья Тишин А.А.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018 (судьи Письменный С.И., Алферова Е.Е., Афонина Н.П.), исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, Военный комиссариат Тамбовской области обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что возмещение расходов медицинских организаций на проведение обязательных диагностических исследований осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования и за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, соответственно Военный комиссариат Тамбовской области не должен нести обязанность по оплате данных услуг.
ТОГБУЗ "Рассказовская ЦРБ", Военный комиссариат Тамбовской области и ТФОМС Тамбовской области надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, в судебное заседание кассационной инстанции явку своих представителей не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению в связи со следующим.
Как установлено судами и видно из материалов дела, во исполнение Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) в 2015 году в рамках осенней призывной комиссии и в 2016 году в рамках весенней и осенней призывной комиссии, ТОГБУЗ "Рассказовская ЦРБ" оказало Военному комиссариату Тамбовской области услуги по лабораторно-диагностическим исследованиям, проводимые в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе, а также диагностические исследования в целях медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве граждан на военную службу.
Истцом выполнены исследования на общую сумму 867 212 руб. 00 коп., что подтверждается счетами от 04.02.2016 N 150 на сумму 235 502 руб. 00 коп., от 12.07.2016 N 568 на - 330 040 руб. 00 коп. и от 25.01.2017 N 70 на - 301 670 руб. 00 коп.
Претензией от 16.03.2017 N 630 с приложенными к ней документами ТОГБУЗ "Рассказовская ЦРБ" обратилось в адрес Военного комиссариата Тамбовской области с требованием об оплате оказанных услуг по лабораторно-диагностическим исследованиям.
В ответе от 28.03.2017 N ЮО/78/446 ответчик заявил отказ в удовлетворении требований истца, ссылаясь на отсутствие задолженности за оказанные услуги.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ТОГБУЗ "Рассказовская ЦРБ" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона N 53-ФЗ призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ установлено, что компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
Исходя из пунктов 6 и 7 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; финансовое обеспечение медицинского обследования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Обязательства, касающиеся предоставления медицинской организацией услуг по амбулаторному, стационарному медицинскому обследованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также при первоначальной постановке на воинский учет, регулируются Законом N 53-ФЗ и Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441 (далее - Положение N 1441).
Согласно пункту 2 Положения N 1441 обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает, в том числе медицинское освидетельствование и медицинское обследование.
Расходы, понесенные медицинским учреждением вследствие проведенного медицинского обследования, связанного с исполнением гражданами воинской обязанности, подлежат финансированию за счет средств Российской Федерации в силу прямого указания закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила N 704), которые определяют порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании подпункта 3 пункта 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий: медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 704 компенсация названных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Выплата компенсации осуществляется, в том числе, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату (пункт 4 Правил N 704).
Таким образом, затраты, понесенные медицинскими учреждениями в результате проведения медицинского освидетельствования граждан в связи с призывом их на воинскую службу, подлежат компенсации военными комиссариатами за счет средств федерального бюджета.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Факт оказания услуг ТОГБУЗ "Рассказовская ЦРБ" по проведению лабораторных и диагностических исследований в период осенней призывной комиссии за 2015 год и в периоды весенней и осенней призывной комиссии за 2016 год подтвержден материалами дела, в том числе подписанными сторонами актами об оказании услуг, актами сверки взаиморасчетов, к тому же, ответчиком не оспаривается.
Суды, оценив и исследовав по правилам, предусмотренным в статье 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, обоснованно пришли к выводу, что оплата стоимости диагностических исследований, проведенных гражданам, подлежащим призыву на военную службу, должна осуществляться военными комиссариатами за счет средств федерального бюджета.
Довод заявителя жалобы о том, что проведенные истцом обязательные диагностические исследования не входят в состав медицинского освидетельствования и должны финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования отклоняется в связи со следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N 1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Программа государственных гарантий).
Согласно разделу 5 Программы государственных гарантий в рамках территориальной программы за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение проведения осмотров врачами и диагностических исследований в целях медицинского освидетельствования лиц, желающих усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, а также проведения обязательных диагностических исследований и оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе.
Кроме того, Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 25.12.2014 N 1692, за счет средств обязательного медицинского страхования не оплачиваются медицинские освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе, а также диагностические исследования в целях медицинского освидетельствования по направлению военных комиссариатов.
Таким образом, на медицинское освидетельствование в целях определения годности к военной службе или приравненной к ней службе не распространяется программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Принимая во внимание, что материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы жалобы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.09.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2018 по делу N А64-5168/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.