г.Калуга |
|
28 мая 2018 г. |
Дело N А64-1651/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Аникиной Е.А., |
судей |
Егоровой С.Г., Ивановой М.Ю., |
|
|
при ведении протокола помощником судьи: |
Жаркиной М.А., |
при участии в судебном заседании: |
|
от ООО "Управляющая компания Строитель-Ресурс": |
конкурсного управляющего Прохоровской Е.Е., решение Арбитражного суда Тамбовской обасти от 27.12.2016 по делу N А64-4320/2016, |
от МО Цнинский сельсовет Тамбовского района Тамбовской области в лице Администрации Цнинского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области: |
представителя Балакиной Д.А. по доверенности от 26.04.2018, |
от Управления по регулированию тарифов Тамбовской области: |
представителя Киреевой М.А. по доверенности от 09.01.2018, |
от ООО "Управляющая компания Строитель": |
не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Строитель-Ресурс" в лице конкурсного управляющего на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.11.2017 (судья Макарова Н.Ю.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2018 (судьи Колянчикова Л.А., Сурненков А.А., Маховая Е.В.) по делу N А64-1651/2017,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Строитель-Ресурс" (ОГРН 1116820001451, ИНН 6820032265; далее - ООО "Управляющая компания Строитель-Ресурс", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к муниципальному образованию Цнинский сельсовет Тамбовского района Тамбовской области в лице Администрации Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области (ОГРН 1066820000532, ИНН 6820022059; далее - ответчик, Администрация) о взыскании 50 041 854 руб. убытков по концессионному соглашению от 19.03.2012 и понуждению к принятию объекта концессионного соглашения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Строитель", Управление по регулированию тарифов Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 03.11.2017 по делу N А64-1651/2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2018, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, ООО "Управляющая компания Строитель-Ресурс" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что возникновение у ООО "УК Строитель-Ресурс" убытков, ввиду невозможности компенсации затраченных концессионером собственных средств на строительство объекта по концессионному соглашению, явилось следствием отказа Администрации Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области согласовать инвестиционную программу, предусматривающую инвестиционную надбавку к действующему тарифу для потребителей на услуги по водоотведению. По мнению заявителя, поскольку спорный договор не исполнен сторонами полностью, его дальнейшее исполнение повлечет за собой убытки для должника, что выражается в отсутствии у должника статуса ресурсоснабжающей организации, отсутствием в связи с этим утвержденного тарифа и инвестиционной надбавки, что исключает саму возможность эксплуатации предмета концессионного соглашения, у конкурсного управляющего имелись основания для отказа от исполнения соглашения в одностороннем порядке в соответствии со статьями 102, 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители ответчика и Управления по регулированию тарифов Тамбовской области, считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, возражали против удовлетворения жалобы.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 19.03.2012 между ООО "УК Строитель-Ресурс" (Концессионер) и муниципальным образованием - Цнинский сельсовет Тамбовского района Тамбовской области (Концедент) заключено Концессионное соглашение, по условиям которого Концедент поручает, а Концессионер принимает на себя обязательства при условии софинансирования из бюджетов всех уровней создать имущество "Строительство очистных сооружений в с.Бокино Тамбовского района Тамбовской области", право собственности на которое будет принадлежать Концеденту, и осуществлять очистку стоков пос.Строитель Тамбовского района Тамбовской области с использованием Объекта Соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру права владения и пользования данным Объектом.
Срок пользования объектом по концессионному соглашению - до 18 марта 2037 года.
Объект по концессионному соглашению построен, введен в эксплуатацию. Право собственности на построенный объект зарегистрировано за администрацией Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 31.03.2014 серия 68АБ812767.
Цена Соглашения - 196 577 838 руб., из которых 50 000 000 руб. - собственные (заемные) средства Должника. Затраты Истца на создание объекта по Концессионному соглашению в размере 50 000 000 руб. подтверждаются справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 9 от 21.05.2013 и актом о приемке выполненных работ N 9 от 21.05.2013.
В соответствии с условиями пункта 48 Концессионного соглашения концессионер обязан при осуществлении деятельности, указанной в пункте 1 данного соглашения, осуществлять реализацию производимых по очистке бытовых сточных вод по регулируемым ценам (тарифам) и в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) на момент заключения настоящего соглашения.
Арбитражным судом Тамбовской области вынесено решение по делу N А64-4320/2016 от 20 декабря 2016 года (объявлена резолютивная часть, в полном объеме решение изготовлено 27.12.2016) об открытии процедуры конкурсного производства в отношении ООО "УК Строитель-Ресурс" (Тамбовская обл., Тамбовский р-н, п.Строитель, ул.Промышленная, д.19, оф.14, ИНН 6820032265, ОГРН 1116820001451). Конкурсным управляющим утверждена Прохоровская Екатерина Евгеньевна.
В рамках исполнения полномочий и обязанностей конкурсного управляющего, Прохоровской Е.Е. проанализирована сделка (Концессионное соглашение от 19.03.2012), заключенная между ООО "УК Строитель-Ресурс" и Администрацией Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, которая, по мнению конкурсного управляющего, является убыточной для Общества.
По итогам анализа финансовой деятельности должника, основным видом деятельности которого до признания его банкротом являлось оказание услуг по сбору и очистке сточных вод, арбитражный управляющий пришел к выводу, что именно указанная сделка (Концессионное соглашение от 19.03.2012) послужила причиной несостоятельности (банкротства) ООО "УК Строитель-Ресурс".
В связи с чем, конкурсным управляющим в адрес ответчика было направлено письмо N 30 от 23.01.2017, в котором на основании статей 102, 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий заявил отказ от исполнения Концессионного соглашения от 19.03.2012 и просил ответчика принять по акту приема-передачи имущество, переданное по концессионному соглашению.
Полагая, что невозможность вернуть инвестированные в строительство объекта Концессионного соглашения денежные средства и возникновение у ООО "УК Строитель-Ресурс" убытков в сумме 50 000 000 руб., явились следствием отказа Администрации Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области согласовать инвестиционную программу, предусматривающую инвестиционную надбавку к действующему тарифу для потребителей на услуги по водоотведению, конкурсный управляющий предъявил требование о взыскании убытков в заявленном размере.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении исковых требований, сделав вывод о том, что Общество не доказало факт причинения ему убытков вследствие недобросовестных действий и нарушения прав истца со стороны ответчика.
Суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает, что судебные акты подлежат отмене в части отказа в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Строитель-Ресурс" о понуждении к принятию объекта концессионного соглашения по следующим основаниям.
Правоотношения между сторонами по настоящему делу, учитывая цели и характер заключенного между ними соглашения от 19.03.2012, регулируются общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также специальными положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами, и к отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из названного Закона или существа концессионного соглашения.
Анализ заключенного сторонами Концессионного соглашения позволил суду прийти к выводу о том, что оно является смешанным договором и содержит элементы договора подряда и договоры возмездного оказания услуг.
Как установлено судами и следует из материалов дела, объект по концессионному соглашению построен, введен в эксплуатацию. Право собственности на построенный объект зарегистрировано за администрацией Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ установлены обязанности Концессионера использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения; осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента; обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг; поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет Текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона N 115-ФЗ, в случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), перечень создаваемых и (или) реконструируемых в течение срока действия концессионного соглашения объектов, объем и источники инвестиций, привлекаемых для создания и (или) реконструкции этих объектов, устанавливаются в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).
На момент заключения концессионного соглашения основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса были установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции от 19.07.2011) (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).
Методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены в статье 8 Федерального закона N 210-ФЗ; порядок обеспечения финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы организации коммунального комплекса, закреплен в статье 10 названного Закона.
Как правомерно отметил суд, исходя из положений части 2 статьи 5, частей 2 - 5, 8, 12 и 13 статьи 11 Федерального закона N 210-ФЗ, приказов Минрегиона РФ от 10.10.2007 N 100 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса" и от 10.10.2007 N 99 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса", необходимым условием утверждения Концессионеру инвестиционной программы, установления для него тарифов на товары и услуги, тарифов на подключение и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (надбавок к тарифам для потребителей) являлась эксплуатация Концессионером системы коммунальной инфраструктуры, используемой для оказания услуг в целях обеспечения водоотведения и очистки сточных вод на территории муниципального образования. При этом по концессионному соглашению ООО "УК Строитель-Ресурс" приняло во владение и пользование муниципальные канализационные сети, образующие технологически единое целое с объектом концессионного соглашения (пункт 2 и приложение N 2 к концессионному соглашению), и имело возможность оказывать потребителям услуги водоотведения, погашая расходы через регулируемые тарифы и надбавки к тарифам.
Доказательств того, что ООО "УК Строитель-Ресурс" после заключения концессионного соглашения в установленном Федеральным законом N 210-ФЗ порядке в 2012 году разрабатывало проект инвестиционной программы, производило расчет финансовых потребности для финансирования инвестпрограммы и обращалось в органы местного самоуправления Цнинского сельсовета с целью утверждения инвестиционной программы, установления надбавки к тарифам на услуги водоотведения и очистки сточных вод в материалы дела не представлено.
С 01.01.2013 тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения (включая стадию очистки сточных вод) регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), в силу которого полномочия по утверждению инвестиционных программ организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение и установлению соответствующих тарифов возложены на уполномоченные органы субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления утверждают технические задания на разработку инвестиционных программ и осуществляют согласование инвестиционных программ (пункты 1 и 2 части 1 статьи 5 и пункты 5 и 6 статьи 6, статья 40 Закона о водоснабжении).
В силу части 5 статьи 32 Закона о водоснабжении при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
Основанием для включения в тарифы расходов на капитальные вложения являются инвестиционные программы регулируемых организаций (пункты 17, 46 и 78 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и подпункт "и" пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, пункты 31 и 86 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 746-э).
В 2013 году и последующие периоды ООО "УК Строитель-Ресурс" также не обращалось в уполномоченный регулирующий орган с целью установления тарифов на услуги водоотведения.
Исходя из фактических обстоятельств дела, принимая во внимание передачу истцом по договору от 09.01.2013 N 1 объектов водоотведения Цнинского Сельсовета ООО "Управляющая компания Строитель" в безвозмездное пользование, суды пришли к выводу о том, что истец деятельность по оказанию услуг водоотведения, включая стадию очистки сточных вод, после ведения в эксплуатацию объекта концессионного соглашения, не осуществлял; статуса регулируемой организации не имеет.
Недобросовестных действий и нарушения прав истца со стороны ответчика судами не установлено, в связи с чем вина ответчика и причинно-следственная связь в заявленных истцом убытках отсутствует. Отказавшись вести регулируемую деятельность, истец несет соответствующий предпринимательский риск неполучения дохода.
При указанных обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в части взыскания 50 041 854 руб. убытков по концессионному соглашению от 19.03.2012.
Между тем, выводы судов о том, что отказ истца в одностороннем порядке от исполнения концессионного соглашения от 19.03.2012, заключенного между муниципальным образованием Цнинский сельсовет Тамбовского района Тамбовской области и ООО "УК Строитель-ресурс", противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона N 115-ФЗ, а также условиям заключенного соглашения, сделан без учета положений Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное указанным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Сторона, которой Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ).
Применительно к рассматриваемым правоотношениям нормы Закона о банкротстве являются специальными по отношению к положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 1 Закона о банкротстве, статья 65 ГК РФ), а потому имеют приоритетное значение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий вправе заявить отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 настоящего федерального закона.
В силу пункта 2 статьи 102 Закона о банкротстве отказ от исполнения договоров и иных сделок должника может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.
В случаях, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи, договор считается расторгнутым с даты получения всеми сторонами по такому договору заявления об отказе от исполнения договора (пункт 3 статьи 102 Закона о банкротстве).
Таким образом, приведенными нормами Закона о банкротстве предусмотрены как форма отказа от исполнения договора (письменное заявление конкурсного управляющего об отказе от исполнения договора), так и совокупность необходимых условий, являющихся основанием для заявления этого отказа, то есть для признания такого отказа действительным.
К этой совокупности в обязательном порядке относятся следующие условия: сделки к моменту заявления отказа не исполнены сторонами полностью или частично; отсутствуют обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника; сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или их исполнение должником повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.
В силу пункта 3 статьи 129 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника.
Из анализа указанной нормы следует, что конкурсный управляющий вправе заявить отказ от исполнения договоров и иных сделок в ходе конкурсного производства, только в целях восстановления платежеспособности должника и при наличии такого существенного условия как отсутствие обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника.
При таких условиях вывод судов о том, что отказ истца от исполнения концессионного соглашения от 19.03.2012, заявленный в соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 129 и статьей 102 Закона о банкротстве, является незаконным, сделан без учета всех фактических обстоятельств дела, проверки наличия условий, предусмотренных статьей 102 Закона о банкротстве, при которых возможен отказ от исполнения сделки должника, в связи с чем не может быть признан обоснованным судом кассационной инстанции.
Кроме того, обстоятельства передачи объекта концессионного соглашения концессионеру, регистрации права владения и пользования недвижимым имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, в соответствии с требованиями части 15 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ, судами не исследовались.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций не исследовали надлежащим образом обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, обжалуемые судебные акты на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене в указанной части с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить юридически значимые для рассмотрения данного спора обстоятельства, с соблюдением требований статей 65, 71 АПК РФ, дать надлежащую правовую оценку доказательствам в их совокупности и взаимной связи, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела и с учетом установленного сделать вывод о наличии или отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.11.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2018 по делу N А64-1651/2017 отменить в части отказа в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Строитель-Ресурс" о понуждении к принятию объекта концессионного соглашения и в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Строитель-Ресурс" в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины, в указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.