г.Калуга |
|
28 мая 2018 г. |
Дело N А54-879/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.05.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.05.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Николаевой Н.Н. Смирнова В.И. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой В.Ю.
при участии в заседании представителей:
от публичного акционерного общества "Квадра - генерирующая компания" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Центральная генерация": не явились, извещены надлежаще,
от Государственной инспекции жилищного и строительного надзора Рязанской области: Нилова И.В. по доверенности от 17.04.2018 N 3, Денискин А.М. по доверенности от 22.04.2018 N 7,
от Анисимовой Татьяны Евгеньевны: не явились, извещены надлежаще,
от Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области: Гусев Д.М. по доверенности от 03.04.2018 N 4,
от Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области: не явились, извещены надлежаще,
от Рязанской районной Думы: не явились, извещены надлежаще,
от Администрации муниципального образования - Искровское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, кассационную жалобу Государственной инспекции жилищного и строительного надзора Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.10.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018 по делу N А54-879/2017,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Квадра - генерирующая компания" в лице филиала публичного акционерного общества "Квадра" - "Центральная генерация" (далее - ПАО "Квадра", общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Рязанской области (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений от 08.12.2016 N 35.
Определениями суда от 11.05.2017 и от 10.07.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Анисимова Татьяна Евгеньевна, Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области (далее - ГУ "РЭК" Рязанской области), Администрация муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, Рязанская районная Дума, Администрация муниципального образования - Искровское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 23.10.2017 заявление удовлетворено: признаны незаконным предписание инспекции об устранении выявленных нарушений от 08.12.2016 N 35-9. На инспекцию возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ПАО "Квадра", допущенное принятием предписания от 08.12.2016 N 35-9, признанного судом незаконным. С инспекции в пользу ПАО "Квадра" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018 решение суда области оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В судебном заседании представители административного органа поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, просили судебные акты отменить, приняв новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель ГУ "РЭК" Рязанской области поддержал позицию, изложенную в ранее направленном отзыве.
От Рязанской районной Думы поступило заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Иные лица, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено судами, на основании приказа Государственной жилищной инспекцией Рязанской области от 23.11.2016 N 659 в период с 24.11.2016 по 08.12.2016 проведена внеплановая документарная проверка в отношении филиала ПАО "Квадра".
По результатам проверки составлен акт от 08.12.2016 N 1169, в котором отражено, что прекращение подачи тепловой энергии на нужды отопления в многоквартирный дом N 2 по улице Юбилейная, поселок Искра Рязанского района Рязанской области произведено ПАО "Квадра" в 24 ч. 00 мин. 18.04.2016 согласно акту о прекращении подачи теплоносителя на отопление от 19.04.2016, однако начисление платы за отопление собственникам и пользователям помещений указанного многоквартирного дома произведено за полный месяц апрель 2016 года в нарушение пунктов 98, 99, 100 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Как пояснил заявитель, расчет размера платы за тепловую энергию, поставленную на нужды отопления в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Рязанская область, Рязанский район, поселок Искра, улица Юбилейная, дом 2, в апреле 2016 года выполнен исходя из расчета полного месяца, а именно 30 дней или 720 часов.
Впоследствии заявителю выдано предписание, которым Обществу предписано в отношении всех собственников и пользователей помещений многоквартирного дома N 2 по улице Юбилейная, поселок Искра Рязанского района Рязанской области произвести перерасчет (снижение) платы за коммунальную услугу по отоплению за расчетный период апрель 2016 года на объем не предоставленной в указанном расчетном периоде коммунальной услуги по отоплению за 11 дней (20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 апреля 2016 года) и представить документы, подтверждающие снижение платы, в инспекцию в срок до 20.01.2017.
Несогласие с вынесенным предписание послужило поводом для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды двух инстанций, руководствуясь положениями статей 198, 200 АПК РФ, обоснованно удовлетворили заявленное требование, исходя из следующего.
Предписание органа, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть, на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их устранения, данные меры должны быть реальными и исполнимыми. Особенностью предписания является то, что оно содержит властное волеизъявление, которое носит обязательный характер и порождает правовые последствия для определенной организации, принимается уполномоченным должностным лицом в случае выявления в ходе проверки факта конкретных нарушений законодательства и в целях их устранения путем принятия отдельных мер в установленные в предписании сроки.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13, предписание должно отвечать требованиям законности и исполнимости, подразумевающей наличие реальной возможности у лица, которому выдано предписание, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Несоблюдение указанных требований влечет недействительность предписания.
Как верно указали суды, в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 36 Правил N 354 отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется названными Правилами.
На основании абзаца второго пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
В силу положений пункта 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При отсутствии коллективного (общедомового), а также индивидуального прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. При этом Приложение N 2 предусматривает, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, в котором отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил N 354 определяется как произведение площади нежилого помещения, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и соответствующего тарифа.
Как верно отметили суды, Порядок определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению утвержден Правилами N 306.
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется по формуле 18, приведенной в пункте 18 Приложения 1 Правил N 306, путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома в течение отопительного периода, на количество месяцев в отопительном периоде, в том числе неполных.
Следовательно, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, установленный на один календарный месяц отопительного периода, зависит от количества этих месяцев, и не зависит от того, оказывалась ли в эти месяцы коммунальная услуга по отоплению полный месяц или только часть месяца. Потребитель за отопительный сезон обязан оплачивать стоимость тепловой энергии, размер которой зависит от площади помещения, действующего тарифа на ресурс и норматива, независимо от того, на какие числа месяца приходится начало и окончание отопительного сезона.
Постановлением Администрации муниципального образования - Искровское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 18.04.2016 N 49 "Об окончании отопительного периода 2015-2016 годов на территории муниципального образования - Искровское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области" отопительный сезон 2015-2016 годы закончен 19.04.2016. Во исполнение данного постановления подача тепловой энергии на нужды отопления жилых многоквартирных домов поселка Искра прекращена ПАО "Квадра" 18.04.2016 в 24 ч. 00 мин., что подтверждается актом от 19.04.2016.
Судами было установлено, что спорный многоквартирный жилой дом не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, в связи с чем, расчет размера платы за отопление в период с января по апрель 2016 года производился в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354, а именно: Pi = Si х NT х Тт, где: Si - общая площадь помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденный решением Думы Рязанского района Рязанской области от 25.04.2008 N 20 "Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг на территории муниципального образования - Рязанский муниципальный район"; N = 0,028 Гкал/кв. м в месяц; Тт - тариф на тепловую энергию, утвержденный постановлением Государственного учреждения "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области от 09.12.2015 N 232 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ПАО "Квадра" (котельная в поселке Искра Рязанского муниципального района)", Тт = 1 846 рублей 92 копейки с 01.01.2016 по 30.06.2016.
Частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги (пункт 99 Правил N 354).
При этом исходя из положений пункта 100 Правил N 354 объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги потребителю в жилом или нежилом помещении при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается: исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги - для жилых помещений; исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и расчетной величины потребления коммунальной услуги, определенной в соответствии с пунктом 43 названных Правил, - для нежилых помещений.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан производить в установленном названными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении N 1 к названным Правилам. Допустимая продолжительность перерыва отопления: в течение месяца суммарно не более 24 часов (пункт 14).
В силу пункта 150 Правил исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями данных Правил перерасчет потребителю размер платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Определяя подлежащие применению к спорным правоотношениям нормы права, принимая во внимание объем представленных в материалы дела доказательств, исследованных инспекцией при проверке, суды констатировали, что в течение отопительного периода 2015-2016 годы отсутствовали факты поставки тепловой энергии на нужды отопления спорного многоквартирного жилого дома N 2 ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную Правилами N 354 продолжительность таких перерывов в смысле, придаваемом положениями пунктов 98,99 Правил N 354.
Данные выводы переоценке судом округа не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Суды обоснованно отметили, что продолжительность отопительного периода сама по себе влияет только на определение общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение этого периода (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 8413/11).
Так, согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 8413/11, определение продолжительности периода, в течение которого должен применяться норматив для оплаты общегодового нормативного количества тепловой энергии, невозможно без выяснения вопроса о способе расчета этого норматива.
От того, каким из двух способов вычислена величина норматива, зависит, в течение какого количества месяцев такой норматив подлежит применению. При первом способе исчисления норматива (величина норматива определена как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящаяся на этот отопительный период) плата должна взиматься только в месяцы, относящиеся к отопительному периоду, при втором способе - в течение всех 12 месяцев.
Соответствующие обстоятельства были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку. При этом суды указали, что в связи с непредставлением затребованных судом доказательств по причине их отсутствия, уменьшение отопительного периода постановлением Администрации муниципального образования - Искровское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области от 18.04.2016 N 49 не может влиять на оплату нормативного количества тепловой энергии, поскольку Правилами N 306 предусмотрена корректировка размера платы за отопление при наличии общедомового прибора учета, а при его отсутствии она не производится.
Одновременно суды верно сослались на разъяснение, изложенное в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.11.2015 N 38988-ОГ/04, согласно которому размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива применительно к количеству месяцев (в том числе неполных) отопительного периода и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням.
Следовательно, при оплате отопления по нормативу расчетное количество тепловой энергии, необходимой для отопления в течение отопительного периода (определенного по количеству суток), должно быть оплачено путем полной оплаты за каждый месяц отопительного периода, в том числе неполный месяц (апрель 2016 года).
Установив все существенные обстоятельства по делу, суды сделали верный вывод о том, что у ПАО "Квадра" отсутствуют законные основания для перерасчета размера платы за тепловую энергию, предоставленную в апреле 2016 года на нужды отопления помещений в указанном многоквартирном жилом доме (размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням).
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.10.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018 по делу N А54-879/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.