г.Калуга |
|
6 июня 2018 г. |
Дело N А83-12557/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2018.
Полный текст постановления изготовлен 06.06.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Лукашенковой Т.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Южнобережный" (ОГРН 1149102179962, ИНН 9103017796, ул. Ленина, 29, г.Алупка, г.Ялта, 298676) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Службы финансового надзора Республики Крым (бульвар Ленина, 5/7, г.Симферополь, 2950561) -- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Министерства здравоохранения Республики Крым (ОГРН 1149102018504, ИНН 9102012869, проспект Кирова, д.13, г.Симферополь, 295005) -- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.11.2017 (судья Авдеев М.П.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 (судьи Омельченко В.А., Голик В.С., Привалова А.В.) по делу N А83-12557/2017,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Южнобережный" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2 предписания Службы финансового надзора Республики Крым (далее - Служба финнадзора) от 27.06.2017 N 07.2-14/3000 "О возмещении ущербы по результатам проверки в ГБУ РК "Санаторий для детей и детей с родителями "Южнобережный".
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства здравоохранения Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 03.11.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018, заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными пункты 1 и 2 оспоренного предписания, с Службы финнадзора в пользу учреждения взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
В кассационной жалобе Служба просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не явились, в связи с чем, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, установлено судами, Службой финнадзора на основании плана деятельности на 2017 год проведена проверка соблюдения Учреждением бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Крым и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за период с 01.01.2015 по 31.03.2017, по результатам которой составлен акт от 14.06.2017 N 07.2-05/8.
Проверкой установлены нарушения бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов на общую сумму 2419432,18 руб.
В частности, в нарушение требований п. 3.5 раздела 3 "Условия оплаты труда руководителей учреждений (организаций), их заместителей, главных бухгалтеров" Положения об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 N 605, при отсутствии установленного Министерством здравоохранения Республики Крым размера выплат стимулирующего характера, заместителям директора и главному бухгалтеру Учреждения начислено и выплачены стимулирующие выплаты в сумме 221397,50 руб., начисления на заработную плату составили 67164,01 руб.
По результатам внеплановой проверки Учреждению выдано предписание от 27.06.2017 N 07.2-14/3000, которым с целью устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Крым и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения предписано, в том числе, взыскать (возместить) сумму ущерба, причиненного бюджету Республики Крым, вследствие излишнего начисления и оплаты стимулирующих выплат заместителям руководителя и главному бухгалтеру санатория в размере 221 397,50 руб. (пункт 1); провести корректировку по расчетам с фондами на сумму излишне начисленных и выплаченных выплат стимулирующего характера, приведших к ущербу Республики Крым в размере 67 164,01 руб. (пункт 2).
Не согласившись с пунктами 1, 2 предписания от 27.06.2017 N 07.2-14/3000, Учреждение обратилось в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Советом министров Республики Крым 23 декабря 2014 года утверждено Положение N 605 "Об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым" (далее - Постановление N 605), которым урегулирован вопрос оплаты труда педагогических работников, работников культуры, науки и других занятых в государственных бюджетных, автономных и казенных учреждениях (организациях) здравоохранения Республики Крым (далее - учреждения (организации)), подведомственных Министерству здравоохранения Республики Крым, и определено, что указанная оплата осуществляется согласно условиям оплаты труда аналогичных категорий работников соответствующих отраслей бюджетной сферы.
Согласно пункту 3.5 Положения N 605 (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки) выплаты стимулирующего характера устанавливаются в зависимости от показателей выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и иных показателей эффективности деятельности учреждения (организации). Размер выплат стимулирующего характера устанавливается Министерством здравоохранения Республики Крым.
В соответствии пунктом 6.5 Положения N 605 надбавка к окладу (должностному окладу) за высокие результаты работы устанавливается в целях стимулирования к качественному результату труда и поощрения работников за выполненную работу с учетом выполнения установленных критериев эффективности работы по показателям деятельности, позволяющим оценить результативность и качество их работы. Показатели и критерии оценки эффективности деятельности работников учреждений (организаций) устанавливаются в локальных нормативных актах учреждений (организациях) с учетом специфики их деятельности и рекомендаций Министерства здравоохранения Республики Крым.
Пунктом 6.2 Порядка определения размера заработной платы руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру государственных бюджетных казенных и автономных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от 31.12.2014 N 368 (далее - Порядок N 368), для заместителей руководителя и главного бухгалтера устанавливается самостоятельный перечень выплат стимулирующего характера за интенсивность труда, качество работы, высокие результаты работы, учитывающие целевые показатели эффективности деятельности учреждения, который согласовывается с Минздравом Крыма. Выплата надбавок за высокие результаты работы осуществляется в пределах фонда заработной платы при условии обеспечения выплат обязательного характера всем работникам учреждения (организации).
Во исполнение указанных нормативных актов приказом главного врача Учреждения от 24.04.2015 N 41-1 утверждено положение об оплате труда работникам санатория, согласно п. 3.5 и п. 6.4 которого размер выплат стимулирующего характера заместителям руководителя и главному бухгалтеру устанавливаются работодателем в соответствии с трудовым законодательством и локальными нормативными актами учреждения с учетом специфики деятельности и рекомендаций Министерства здравоохранения Республики Крым.
Показатели и критерии оценки эффективности деятельности главного врача, заместителей главного врача, главного бухгалтера Учреждения на 2015 год установлены приказом главного врача от 10.06.2015 N 69-1 "О внесении изменений в положение о порядке и условиях начисления стимулирующих выплат главному врачу, заместителям главного врача, главному бухгалтеру ГБУ Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Южнобережный".
Служба финнадзора, проверяя соблюдение учреждением бюджетного законодательства, посчитала, что заместителям руководителя и главному бухгалтеру Учреждения необоснованно начислены и выплачены в период с 1 апреля по 31 августа 2015 года стимулирующие надбавки в отсутствие установленного Министерством здравоохранения Республики Крым размера, что является нарушением требований пункта 3.5 раздела 3 Положения N 605.
Признавая необоснованными выводы Службы финнадзора, суды исходили из того, что спорные выплаты произведены на основании локальных актов Учреждения, показатели для начисления таких выплат были согласованы с Министерством, доказательств, подтверждающих, что размер произведенных выплат, исходя из примененных критериев, превысил требуемый, в материалах дела не содержится, следовательно, нарушение публичного интереса, на защиту которого направлено вынесенное предписание, отсутствует.
Кассационная инстанция соглашается с выводом судов и считает его соответствующим правовой позиции, содержащейся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 310-КГ17-10929.
Относительно довода Службы финнадзора о неправомерном взыскании с нее в пользу Учреждения судебных расходов по уплате государственной пошлины, суды обоснованно указали, что законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ, пункт 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Иные доводы, изложенные в жалобе, выводов суда первой и апелляционной инстанций и применение норм права не опровергают, в связи с чем, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения и постановления (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 03.11.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 по делу N А83-12557/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.