30 января 2018 г. |
Дело N А83-12557/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.01.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Голика В.С., Приваловой А.В.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
с участием представителей от Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Южнобережный" - Моисеев Э.А. по доверенности от 10.02.2017, от Службы финансового надзора Республики Крым - Крылова Л.Н. по доверенности от 03.11.2017 N 02.1-21/29,
в отсутствии Министерства здравоохранения Республики Крым, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 ноября 2017 года по делу N А83-12557/2017 (судья Авдеев М.П.), принятое по заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Южнобережный" об оспаривании предписания Службы финансового надзора Республики Крым, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельный требований на предмет спора, Министерства здравоохранения Республики Крым,
установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Южнобережный" (далее по тексту - санаторий, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным пунктов 1, 2 предписания Службы финансового надзора Республики Крым (далее по тексту - Служба) от 27.06.2017 N 07.2-14/3000 в части взыскания (возмещения) 221397, 50 рублей излишнего начисления и оплаты стимулирующих выплат заместителям руководителя и главному бухгалтеру, и проведения корректировки по расчетам с фондами на сумму излишне начисленных и выплаченных выплат стимулирующего характера на сумму 67164,01 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 03 ноября 2017 года заявление санатория удовлетворено. Признаны недействительными пункты 1, 2 предписания Службы от 27.06.2017 N 07.2-14/3000 в части взыскания 221397,50 руб. излишнего начисления и оплаты стимулирующих выплат руководителя и главному бухгалтеру, и проведения корректировки по расчетам с фондами на сумму излишне начисленных и выплаченных выплат стимулирующего характера на сумму 67164,01 руб. Суд взыскал со Службы в пользу санатория судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, Служба подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 ноября 2017 года в полном объеме, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Службы поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе
До начала судебного разбирательства от санатория поступил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании его представитель возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Министерства здравоохранения Республики Крым, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющемся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его отмены или изменения, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что согласно Плана деятельности Службы на 2017 год была проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Крым и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные и иные правоотношения, а так же в сфере закупок на основании положений части 8 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Государственном бюджетном учреждении Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Южнобережный" за период с 01.04.2015 по 31.03.2017 согласно программе ревизии, по результатам которой составлен акт от 14.06.2017 N 07.2-05/8.
27.06.2017 Службой выдано предписание N 07.2-14/3000, пунктами 1, 2 которого предписано взыскать (возместить) сумму ущерба, причиненного бюджету Республики Крым, вследствие излишнего начисления и оплаты стимулирующих выплат заместителям руководителя и главному бухгалтеру санатория в размере 221 397,50 руб.; провести корректировку по расчетам с фондами на сумму излишне начисленных и выплаченных выплат стимулирующего характера, приведших к ущербу Республике Крым ущерба на сумму 67 164,01 руб.
Полагая, что пункты 1, 2 указанного предписания являются незаконными и нарушают права и законные интересы в сфере экономической деятельности, санаторий обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования санатория, суд первой инстанции исходил из того, что регулирование заработной платы работников осуществляется работодателем в лице руководителя юридического лица, заключившего трудовой договор с работником. Министерство здравоохранения РК не является работодателем для заместителей руководителя и главного бухгалтера.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Служба финансового надзора Республики Крым создана указом Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" в соответствии со статьей 64 Конституции Республики Крым и законом Республики Крым от 29.05.2014 N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" и является исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере осуществления внутреннего государственного финансового контроля, подконтрольным и подотчетным Главе Республики Крым.
Согласно положению о Службе финансового надзора Республики Крым, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 170, в редакции постановления от 24.06.2016 N 284 (далее по тексту - Положение N 170), служба для решения возложенных на нее задач осуществляет внутренний государственный финансовый контроль (надзор) в сфере бюджетных правоотношений в соответствии с частью 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также контроль за предприятиями, учреждениями и организациями Республики Крым, созданными в соответствии с правовыми актами Совета министров Республики Крым.
В целях реализации предоставленных полномочий Службе предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Судом установлено, что санаторий учрежден Министерством здравоохранения Республики Крым и зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц 12.01.2015 по адресу: 298676 РК РФ г. Ялта г. Алупка, ул. им. Ленина, 29. Основной вид деятельности: Деятельность санаторно-курортных организаций (КВЭД 86.90.4).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, основанием для вынесения предписания послужило выявление в ходе проверки нарушений требований п. 3.5 раздела 3 "Условия оплаты труда руководителей учреждений (организаций), их заместителей, главный бухгалтеров" Положения об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 605 (далее по тексту - Постановление N 605): начисление и оплата стимулирующих выплат заместителям директора и главному бухгалтеру в сумме 221397,50 руб., что также привело к начислению на заработную плату 67164,01 рублей.
Согласно акту проверки эти выплаты произведены в период с 01 апреля по 31 августа 2015 года в отсутствие установленного Министерством здравоохранения Республики Крым размера выплат стимулирующего характера (л.д. 36 т. 2).
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая надбавки компенсационного характера и стимулирующего характера, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
23 декабря 2014 года Постановлением Совета министров Республики Крым N 605 утверждено Положение об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым (в редакции на апрель 2015 года), пункт 3.5 которого предусматривал установление размера выплат стимулирующего характера Министерством здравоохранения Республики Крым.
26 апреля 2016 года на Официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru опубликовано Постановление Совета министров Республики Крым от 26 апреля 2016 года N 186 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 605", которым пункт 3.5 изложен в новой редакции, согласно которой размер и порядок выплат стимулирующего характера заместителям руководителя учреждения (организации) и главному бухгалтеру устанавливаются работодателем в соответствии с трудовым законодательством и подпунктами 6.3 - 6.8 раздела 6 настоящего Положения.
При этом, пункт 6.5 Постановления N 605 (в редакции, действовавшей в 2015 году) предусматривал, что показатели и критерии оценки эффективности деятельности работников учреждений (организаций) устанавливаются в локальных нормативных актах учреждения (организации) с учетом специфики их деятельности и рекомендаций (а не обязательных согласований) Министерства здравоохранения Республики Крым.
Согласно пункту 6.2 Порядка определения размера заработной платы руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений (организаций) здравоохранения Республики Крым, утвержденного приказом Минздрава Крыма N 368 от 25 декабря 2014 года, для заместителей руководителя и главного бухгалтера устанавливается самостоятельный перечень выплат стимулирующего характера за интенсивность труда, качество работы, высокие результаты работы, учитывающие целевые показатели эффективности деятельности учреждения, который согласовывается с Минздравом Крыма; выплата надбавок за высокие результаты работы осуществляется в пределах фонда заработной платы при условии обеспечения выплат обязательного характера всем работникам учреждения (организации).
Такие показатели и критерии оценки эффективности деятельности работников были предусмотрены разделом 6 Положения об оплате труда работникам санатория, утвержденного приказом заявителя N 41-1 от 24 апреля 2015 года (л.д. 74-77 т. 2) и Положением о порядке и условиях стимулирующих выплат работникам санатория, утвержденного приказом заявителя N 9-1 от 09 февраля 2015 года (л.д. 187-201 т. 2).
27 марта 2015 года комиссией Министерства здравоохранения Республики Крым утверждены согласия N 427-429 на использование Перечней показателей и критериев для осуществления выплат стимулирующего характера за интенсивность труда, качество работы, высокие результаты работы заместителям главного врача по техническим вопросам, по экономическим вопросам, главному бухгалтеру Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Южнобережный" (л.д. 202-206 т. 1).
Из приведенных обстоятельств и норм законодательства следует, что заявителем выплаты были произведены на основании локальных актов о критериях выплат, показатели для начисления таких выплат были согласованы с Минздравом Крыма по итогам 2 квартала 2015 года. Таким образом, выплаты за 2 квартал 2015 года были произведены без согласия Минздрава Крыма, то есть с нарушением требований пункта 3.5 Постановления N 605.
Однако Службой не доказано того факта, что размер произведенных выплат, исходя из примененных критериев, превысил требуемый; следовательно, нарушение публичного интереса, на защиту которого направлено вынесенное предписание, отсутствует.
Такие обстоятельства являются основанием для признания предписания Службы незаконным. Аналогичная позиция высказана в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 20 апреля 2017 года по делу N А83-2416/2016, от 14 декабря 2017 года по делу N А83-5979/2016.
Кроме того, заслуживает внимания тот факт, что на момент проведения Службой проверки и вынесения предписания пункт 3.5 Постановления N 605 изложен в новой редакции, согласно которой размер и порядок выплат стимулирующего характера заместителям руководителя учреждения (организации) и главному бухгалтеру устанавливаются работодателем без согласования с Минздравом Крыма.
Таким образом, на момент проверки и вынесения предписания действия, совершенные заявителем во 2 квартале 2015 года, не являются нарушением порядка определения размера выплат, что дополнительно свидетельствует об отсутствии публичного интереса, на защиту которого должно быть направлено предписание.
Что касается доводов апелляционной жалобы о необоснованности возложения на службу как орган государственной власти судебных расходов, понесенных санаторием по уплате государственной пошлины, то данные доводы основаны на неверном токовании норм права.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции обосновано возложил на Службу судебные расходы, понесенные санаторием по уплате государственной пошлины в сумме 3 000,00 руб.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 ноября 2017 года по делу N А83-12557/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
В.С. Голик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-12557/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 6 июня 2018 г. N Ф10-1770/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "САНАТОРИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ "ЮЖНОБЕРЕЖНЫЙ"
Ответчик: СЛУЖБА ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СЛУЖБА ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ