г.Калуга |
|
15 июня 2018 г. |
Дело N А84-2532/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2018.
Полный текст постановления изготовлен 15.06.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от индивидуального предпринимателя Лаврентьева Виталия Васильевича (ОГРНИП 314920434600559, ИНН 920100156560, г.Севастополь) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025, ИНН 9204002115, ул. Советская, д. 9, г.Севастополь, 299011) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (ОГРН 1149204007083, ИНН 9204003736, ул.Ленина, д. 2, г.Севастополь, 299011) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Правительства Севастополя (ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231, ул.Ленина, д. 2, г.Севастополь, 299011) - Карпухина А.Г. (дов. от 21.05.2018),
от Государственного унитарного предприятия "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя" (ОГРН 1149204018787, ИНН 9204009470, ул.Партизанская, д.4, корпус А, г.Севастополь, 299011) - Солдатовой Е.Н. (дов. от 14.08.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лаврентьева Виталия Васильевича на решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.10.2017 (судья Колупаева Ю.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 (судьи Омельченко В.А., Градова О.Г., Привалова А.В.) по делу N А84-2532/2017,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Лаврентьев Виталий Васильевич обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.04.2017 N 11336/05-05-2/17 (далее - Департамент, ДИЗО) об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 117 кв. м, земельного сервитута площадью 93 кв.м., расположенных в г.Севастополе, пр-кт. Генерала Острякова, 235/1 на территории южной части рынка 5-го км Балаклавского шоссе, кадастровый квартал 91:03:002009 и обязании Департамента утвердить схему расположения испрошенных земельных участков площадью 117 кв.м и 93 кв.м.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, Правительства города Севастополя, государственного унитарного предприятия "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов города Севастополя".
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 26.10.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить оспариваемые решение, постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, указывая на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей ГУП "Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов города Севастополя", Правительства Севастополя, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, установлено судами, 29.06.2016 предприниматель обратился в ДИЗО с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 117 кв. м и земельного сервитута площадью 93 кв.м в кадастровом квартале земельного участка 91:03:002012, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для обслуживания торгового павильона, расположенных по адресу: г. Севастополь, пр-кт. Генерала Острякова, 235/1, на территории южной части рынка 5-го км Балаклавского шоссе, приложив схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, копию решения Хозяйственного суда города Севастополя от 10.01.2003, копию кадастрового паспорта на здание, копию извлечений из технического паспорта.
Из приложенных к заявлению документов следует, что на основании решения Хозяйственного суда города Севастополя от 10.01.2003 по делу N 20-7/1939-5/590 Лаврентьеву Виталию Васильевичу принадлежит на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером 91:03:002009:382 площадью 58,2 кв.м, расположенное по адресу: г.Севастополь, пр-кт Генерала Острякова, д.235/1, на территории южной части рынка 5-го км Балаклавского шоссе.
Письмом от 25.04.2017 N 11336/05-05-21/17 Департамент отказал заявителю в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, так как при проведении анализа представленных документов выявлено, что в соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для подготовки такой схемы.
Не согласившись с отказом Департамента, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что у Департамента были предусмотренные законами основания для отказа в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
При проверке обоснованности отказа Департамента утвердить схему расположения испрашиваемых земельных участков суды установив, что Департаментом архитектуры в материалы дела представлена выкопировка из Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114, согласно которой земельный участок по функциональному назначению расположен в зоне общественной застройки общегородского и районного значений, пришли к выводу, что представленные заявителем на утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории разработаны без учета документов территориального планирования, что свидетельствует о несоответствии схем расположения земельных участков требованиям к ее подготовке, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.
Кроме того, суды, указали, что местоположение предполагаемых к образованию земельных участков площадью 117 кв.м и 93 кв.м совпадает с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу г.Севастополь, перекресток пр.Генерала Острякова и дороги на Максимову дачу, площадью 52200 кв.м., срок действия которого на момент принятия оспариваемого решения не истек (распоряжение ДИЗО от 21.04.2016 N 1300-РДЗ), что также, по утверждению судов, является основанием для отказа в утверждении схемы земельного участка в силу подпункта 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс, ЗК РФ).
Между тем судами не учтено следующее.
Предметом проверки по настоящему делу является обоснованность отказа Департамента на заявление предпринимателя об утверждении схемы расположения земельных участков, которые предстоит образовать на кадастровом плане территории.
Основанием для отказа Департамент указал только на несоответствие расположения испрошенных к образованию по правилам утверждения схемы расположения земельных участков документам планирования г.Севастополя.
Соглашаясь с данным основанием отказа, суды не учли, что в соответствии с частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствии с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу приведенных норм земельный участок может использоваться в соответствии с ранее установленным разрешенным использованием, даже если оно не соответствует градостроительному регламенту. Исключение составляют случаи, когда такое использование опасно для жизни или здоровья, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Вместе с тем, исходя из указанных правовых норм, судами не установлено, как противоречит вид разрешенного использования предполагаемого к образованию земельного участка площадью 117 кв.м под строением, принадлежащем на праве собственности предпринимателю, Генеральному плану города Севастополя при отсутствии разработанных правил застройки и землепользования, с учетом того, что право собственности на здание возникло у предпринимателя до утверждения названного Генерального плана.
Другим основанием в удовлетворении заявленного требования предпринимателя суды указали на наличие ранее утвержденной распоряжением ДИЗО от 26.10.2015 N 632-РДЗ схемы расположения земельного участка площадью 52200 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресу г.Севастополь, на перекрестке пр.Генерала Острякова и дороги на Максимову дачу.
Суд округа считает, что указанный вывод сделан без учета фактических обстоятельств и нижеследующих норм права.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного кодекса.
Из указанной нормы права следует, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории производится с целью образования земельного участка для предоставления его в собственность или пользование в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В статье 39.1 ЗК РФ перечислены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статьей 39.20 Земельного кодекса предусмотрены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
Пунктом 12 статьи 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса регулирует основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать. Так, в силу подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как следует из представленного в материалы дела отзыва Департамента (т.1 л.д. 107), отказ в утверждении схемы расположения спорных земельных участков основан на статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и заключении Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 15.02.2017 N 06-01/9498-Д/2 на соответствие градостроительной документации, представленной на утверждение схемы расположения земельных участков.
Согласно заключению Департамента архитектуры от 15.02.2017 N 06-01/9498-Д/2, представленная схема с площадью земельного участка 117 кв.м согласована; представленная схема с площадью земельного участка 93 кв.м не согласована, согласование возможно в случае повторного направления пакета документов на основании постановления Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 522-ПП. При этом Департамент архитектуры сообщил, что ранее согласована схема, представленная ГУП "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя", площадью 43886 кв.м с видом разрешенного использования: рынки (4.3), торговые центры (4.2), магазины (4.4).
Однако, заключение Департамента архитектуры от 15.02.2017 N 06-01/9498-Д/2, сведения указанные уполномоченным органом в порядке информационного взаимодействия в соответствии с требованиями Земельного кодекса по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка, судами не исследовались и не проверялись.
Учитывая вышеизложенное, суд округа отмечает, что судами не принята во внимание, исходя из фактических обстоятельств спора, а именно - предприниматель обратился в ДИЗО об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 117 кв. м., необходимого к формированию под объектом недвижимости и его обслуживания, необходимость осуществления предпринимателем и уполномоченным органом в силу совокупности положений ст.ст. 11.10, 39.20 Земельного кодекса последовательных процедур для формирования земельного участка, занятого строением, для последующего его предоставления собственнику такого объекта недвижимости в собственность или аренду.
Таким образом, выводы суда первой и апелляционной инстанции о правомерности отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемых земельных участков без учета конкретного основания, предусмотренного Земельным кодексом Российской Федерации, являются преждевременными.
Кроме того, суд округа обращает внимание, что в заявлении предпринимателя имелось второе требование - утвердить схему расположения земельного сервитута площадью 93 кв.м.
Однако, в судебных актах какие либо выводы и правовые основания этому обстоятельству не даны.
В связи с тем, что имеющие значение для правильного рассмотрения настоящего дела обстоятельства не исследованы судом первой и апелляционной инстанции, принятые по делу судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции для устранения указанных нарушений.
При новом рассмотрении дела суду необходимо установить, по каким основаниям, предусмотренным действующим законодательством, было отказано предпринимателю оспариваемым письмом от 05.04.2017 N 11336/05-05-2/17, обеспечив полноту исследования имеющихся в деле доказательств и установление значимых для правильного разрешения спора обстоятельств, установить соответствие данного отказа действующему земельному и градостроительному законодательству.
В силу части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о распределении судебных расходов, понесенных в связи с подачей кассационной жалобы, подлежит разрешению при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.10.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 по делу N А84-2532/2017 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Севастополя.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А.Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.