Осуществление правосудия в вооруженных силах Австралии*(1)
В Австралии 14 января 2004 г. вступил в силу закон, внесший изменения и дополнения в законодательные акты, регулирующие судопроизводство в вооруженных силах и устанавливающие уголовную ответственность за воинские преступления*(2). Поправки незначительны, однако с учетом того, что в 2001 г.*(3) эти акты уже подвергались масштабному пересмотру, они свидетельствуют о повышенном внимании австралийских властей к национальному военно-уголовному законодательству и стремлении оперативно реагировать на возникающие вопросы по обеспечению воинской дисциплины и правопорядка в вооруженных силах. Тем более что в этой сфере правового регулирования, по мнению австралийских аналитиков, еще достаточно проблем.
Наиболее острыми проблемами являются "бастардизация" ("дедовщина") и должностные правонарушения офицеров. Главнокомандующий вооруженных сил Австралии адмирал Крис Бэрри, выступая по национальному телевидению, призвал покончить с "дедовщиной" и беззакониями в армейских рядах. Все военнослужащие 50-тысячной австралийской армии, свободные от боевого дежурства, на два часа прекратили выполнение своих обязанностей и собрались перед экранами телевизоров, чтобы в прямом эфире увидеть выступление адмирала. В своем выступлении он подчеркнул, что в последнее время в армии участились случаи жестокого обращения с подчиненными. В частности, отметил он, в элитном батальоне парашютистов 3RAR и ряде других подразделений выявлены профашистские настроения. Крис Бэрри также призвал военнослужащих "покончить с несправедливостью в армейских рядах и следовать принципам, на которых были основаны австралийские вооруженные силы". Подобные меры понадобились после того, как в рядах австралийских военнослужащих было вскрыто множество случаев неуставных взаимоотношений. По мнению независимых правозащитных организаций, избиение и унижение молодых солдат стали таким же бичом австралийской армии, как и сексуальные домогательства по отношению к военнослужащим-женщинам*(4).
Достоянием общественности стали многочисленные факты, когда солдат с согласия офицеров регулярно избивали и подвергали оскорблениям в целях поддержания казарменной дисциплины в боевых подразделениях страны*(5). В связи с этим в августе 2000 г. федеральная оппозиция потребовала от министра обороны Австралии Джона Моора объяснения в парламенте. Спикер по обороне от оппозиции Стивен Мартин заявил, что он глубоко озабочен состоянием воинской дисциплины в войсках и тем, что система военной юстиции не применяется должным образом, так как некоторые виновные ушли от наказания*(6).
С точки зрения анализа действующего австрийского военно-уголовного законодательства важно заметить, что Австралия - государство, входящее в Содружество, возглавляемое Великобританией, поэтому правовая система этой страны создавалась под влиянием английского права. Многие годы в австралийских вооруженных силах действовало британское военно-уголовное право. В 1982 г. был принят национальный Акт о дисциплине в вооруженных силах Австралии (далее - DFDA)*(7), который заменил действовавшие ранее на территории государства британские акты "Об Армии", "О Военно-воздушных Силах", "О дисциплине в Военно-Морском Флоте"*(8). DFDA с изменениями и дополнениями, которые учтены в настоящей статье по состоянию на 9 февраля 2004 г., составляет правовую основу осуществления правосудия в Австралийских вооруженных силах (ADF).
Кроме того, в сфере воинской дисциплины и военного правосудия действуют: Инструкция о дисциплине в вооруженных силах 1985 г.*(9) в редакции от 17 июня 2002 г.*(10); Акт об апелляционном производстве в вооруженных силах 1955 г.*(11) в редакции от 24 мая 2001 г.*(12); Акт о международных трибуналах по военным преступлениям 1955 г.*(13) в редакции от 1 января 2003 г.*(14)
В соответствии с указанным законодательством в Австралии действуют следующие органы военного правосудия:
1) магистрат вооруженных сил (Defence Force magistrate);
2) ограниченный военный суд (restricted court martial);
3) общий военный суд высшей инстанции (general court martial);
4) апелляционный суд вооруженных сил (Defence Force Discipline Appeal Tribunal).
Магистрат вооруженных сил состоит из лиц офицерского состава, имеющих профессиональное юридическое образование. Особенность данного судебного органа состоит в том, что в нем дела рассматриваются одним судьей единолично.
Ограниченный военный суд состоит из председателя в звании подполковника и не менее двух членов, а общий военный суд - из председателя в звании полковника и не менее четырех членов. Членом любого военного суда может быть только военнослужащий, занимающий должности в вооруженных силах не менее трех лет.
Апелляционный военный суд состоит из председателя, заместителя председателя, членов суда, регистратора, заместителя регистратора. На регистратора возложены обязанности по ведению делопроизводства. Апелляционный военный суд уполномочен рассматривать жалобы лиц, которые были осуждены или оправданы на основании DFDA военным судом или магистратом вооруженных сил. На основании жалобы апелляционный суд может, в частности, вынести одно из следующих решений: оставить приговор в силе; отменить обвинительный приговор, в том числе с оправданием осужденного; внести в приговор изменения; изменить в оправдательном приговоре основания его вынесения. Решение апелляционного военного суда может быть обжаловано в Федеральный суд Австралии, определение которого окончательно.
DFDA наделил органы военного правосудия правом рассматривать дела не только в отношении военнослужащих, но и в отношении гражданских лиц. Так, в DFDA при определении субъекта воинского преступления используется также понятие "defence civilian" (гражданское лицо вооруженных сил), которым охватывается круг уполномоченных министром обороны и командующими видов вооруженных сил гражданских лиц, сопровождающих войска по роду своих должностных обязанностей за границей или при ведении ими боевых действий (ст. 3). Гражданские лица вооруженных сил дают письменное согласие соблюдать требования воинской дисциплины. Характерно, что около 70% составов преступлений, предусмотренных DFDA, с точки зрения субъекта преступления имеют смешанный характер, т.е. в них упоминаются как военнослужащие, так и гражданские лица вооруженных сил ("a person who is a defence member or a defence civilian").
В целях обеспечения единообразного применения DFDA в названном законе приводится толкование основных терминов, используемых в нем (ст. 3). В их числе такие, как "военнослужащий", "действительная военная служба", "должностное лицо", "органы военного правосудия", "магистрат вооруженных сил", "воинское преступление", "приказ" и т.д. Всего разъясняется более 100 терминов.
Основной источник военно-уголовного права Австралии DFDA - комплексный нормативный-правовой акт, состоящий из 14 частей и 7 приложений. О содержании DFDA могут свидетельствовать наименования его частей: "I. Вводная часть"; "II. Уголовная ответственность"; "III. Преступления"; "IV. Наказания и иные меры"; "V. Судебная повестка, арест, задержание, отстранение от исполнения обязанностей"; "VI. Расследование воинских преступлений"; "VII. Органы военного правосудия"; "VIII. Процедура органов военного правосудия"; "IX. Пересмотр судебного разбирательства органов военного правосудия"; "X. Специальные процедуры, касающиеся незначительных дисциплинарных нарушений"; "XI. Исполнение и принудительное осуществление наказаний и иных мер"; "XII. Задержание"; "XIII. Генеральный судья-адвокат и Помощник Генерального судьи-адвоката"; "XIV. Разное".
Таким образом, в дополнение к общим уголовным законам Британского содружества лица, состоящие на службе в ADF, несут уголовную ответственность на основании DFDA. При службе за границей они могут быть подвергнуты наказанию по уголовному законодательству страны пребывания.
Решение об уголовном преследовании лиц, состоящих на военной службе в ADF, за общеуголовные правонарушения принимается компетентными лицами правоохранительных органов, например полиции. Привлечение лица, состоящего на службе в ADF, к ответственности за совершение воинского правонарушения осуществляется только по решению соответствующего военного командования. Согласно ст. 107 DFDA командир обладает юрисдикцией, чтобы рассматривать любое обвинение против любого подчиненного ему лица. Как отмечается в комментарии к DFDA, командир лучше знает состояние воинской дисциплины в части, на судне или учреждении и избранная им мера воздействия на правонарушителя может быть более эффективной. Порядок принятия командиром решения по данному вопросу урегулирован в специальном Наставлении о судебном преследовании в ADF (Instruction (General) Personnel 45-2 - ADF Prosecution Policy)*(15).
Так, в соответствии с инструктивными указаниями перед возбуждением судебного преследования командир части должен установить:
а) имеются ли допустимое доказательство вины и доступные способы установления каждого элемента правонарушения;
б) имеется ли разумная перспектива вынесения обвинительного приговора военным судом, основанная на требованиях закона;
в) как согласуются дискреционные факторы (усмотрение начальника) с публичным интересом и личностью правонарушителя.
На основании изучения обстоятельств дела командир в зависимости от тяжести правонарушения и воинского звания правонарушителя вправе: а) ограничиться предоставленной ему дисциплинарной властью; б) передать материалы для принятия дисциплинарных мер нижестоящему или вышестоящему начальнику; в) созвать военный суд.
Выбор формы реагирования на совершенное воинское правонарушение - наиболее важный шаг в процессе привлечения виновного к ответственности. Принятие командиром неправильного решения, подчеркивается в комментарии к DFDA, может подорвать доверие к дисциплинарной системе в вооруженных силах. Поэтому важно, чтобы такие решения принимались на основе тщательного изучения дела, беспристрастно и без излишней задержки. Если имеется любое сомнение относительно принятия решения, командир должен обратиться за консультацией к юристу части.
Часть II DFDA, именуемая "Уголовная ответственность", содержит нормы, определяющие общие условия ответственности за преступления против военной службы. Так, в соответствии со ст. 10 DFDA гл. II УК Австралии, устанавливающая принципы уголовной ответственности, при рассмотрении дел о воинских преступлениях действует в полном объеме. В ст. 14 DFDA установлено, что лицо не подлежит уголовной ответственности за воинское преступление, если оно действовало на основании закона либо во исполнение законного приказа (распоряжения). Ответственность за исполнение неправомерного приказа исключается только в том случае, если подчиненный не знал и не мог знать, что приказ является неправомерным.
Большое внимание в части II DFDA уделяется правовым последствиям совершения военнослужащим при исполнении служебных обязанностей деяния, предусмотренного DFDA, по грубой неосторожности или небрежности (ст. 11). И хотя нормы военно-уголовного законодательства не изменяют определений грубой неосторожности и небрежности, которые содержатся в ст.ст. 5.4 и 5.5 УК, их общий смысл сводится к тому, что военно-судебные органы при решении данного вопроса наряду с общими положениями должны учитывать воинскую специфику.
В части III DFDA сформулировано около 80 основных составов преступлений, которые подсудны австралийским военным судам. Эти преступления в DFDA разделены на восемь групп: 1) преступления военного времени; 2) мятеж и уклонение от военной службы; 3) неподчинение и насилие; 4) преступления против общих или специальных обязанностей; 5) преступления против порядка эксплуатации военной техники; 6) имущественные преступления; 7) преступления против военного правосудия; 8) иные преступления.
Преступления военного времени (ст.ст. 15-19). К ним относятся: отказ от действий против противника или капитуляция; действия, повлекшие захват врагом или уничтожение военной техники; сотрудничество с врагом при нахождении в плену; оказание существенной помощи врагу; укрывательство лиц вражеской армии; дача ложных сигналов и сообщений; не использование всех возможных мер по исполнению приказа при действиях против врага; действия, подвергающие опасности успех действий против врага; связь с врагом; сокрытие от командования информации, полученной от врага; оставление поста или позиции; создание ложной тревоги; преступное поведение в плену.
Мятеж и уклонение от военной службы (ст.ст. 20-24). В числе видов уклонения от военной службы указаны дезертирство, неисполнение обязанности, самовольное отсутствие.
Неподчинение и насилие (ст.ст. 25-34). К этой группе преступлений отнесены: нападение на начальника; угроза начальнику, оскорбление его на словах; неповиновение; невыполнение инструкции или наставления при обслуживании военной техники; неисполнение приказа по строевой части; нападение на часового; сопротивление представителю военной полиции; нарушение правил несения караульной службы; насильственные или оскорбительные действия в отношении других военнослужащих; насильственные действия в отношении подчиненного.
Преступления против общих или специальных обязанностей (ст.ст. 35-38) в DFDA представлены в виде небрежного выполнения обязанностей, опасного обращения с оружием и боеприпасами, опьянения при исполнении воинских обязанностей, симуляции и членовредительства.
Преступления против порядка эксплуатации военной техники (ст.ст. 39-42). В эту группу преступлений входят: уничтожение, повреждение и утрата военной техники; управление транспортным средством в состоянии опьянения; умышленное нарушение правил дорожного движения; нарушение правил дорожного движения по небрежности; использование транспортного средства не по назначению; управление транспортным средством без должной внимательности; низкий полет самолета; фальсификация документов, влияющая на безопасность и эффективность использования транспортных средств.
Имущественные преступления (ст.ст. 39-48) составляют следующие деяния: уничтожение или повреждение военного имущества; утрата военного имущества; противоправное владение служебным имуществом; неправомерное получение военного имущества; обманное завладение имуществом другого лица; хищение чужого имущества; присвоение чужого имущества; недостача денежных средств; приобретение похищенного имущества; мародерство и т.д.
Преступлениями против военного правосудия (ст.ст. 49-54а) являются: сопротивление при аресте; незаконное содержание под стражей; побег из-под стражи; представление ложных доказательств; неуважение к военному суду; неправомерное освобождение из-под стражи; недисциплинированное поведение лиц, находящихся под стражей.
К иным преступлениям (ст.ст. 55-60) относятся: фальсификация служебных документов; ложное заявление с корыстной целью; представление ложных сведений при назначении на должность или поступлении на военную службу; разглашение военной тайны; наркотизм; действия, дискредитирующие вооруженные силы.
Конкретные составы воинских преступлений в DFDA сформулированы своеобразно. Как правило, сначала указывается субъект преступления, описываются обязанности (действия), которые тот должен был выполнить в конкретной ситуации, затем характеризуется само деяние и указывается максимальное наказание. В некоторых составах преступлений упоминаются смягчающие обстоятельства. Так, ст. 15 DFDA ("Отказ от действий против противника или капитуляция"), гласит:
"(1) Военнослужащий, а равно гражданское лицо вооруженных сил, виновно в совершении преступления, если:
(A) данное лицо имело обязанность оборонять, а при необходимости уничтожить позицию, пост, военное судно, военный самолет или военный бронированный автомобиль; и (Б) лицо знало о такой обязанности; и (В) лицо отказалось от обороны или сдало противнику позицию или военное имущество, упомянутое в параграфе (А).
Максимальное наказание: лишение свободы на срок 15 лет.
(2) Смягчающим признается обстоятельство, если лицо докажет, что оно имело уважительную причину для такого поведения".
Обращают на себя внимание составы воинских преступлений, которые сформулированы иначе по сравнению с российским военно-уголовным законодательством или отсутствуют в нем. Так, к числу воинских преступлений отнесено уклонение военнослужащего от исполнения конкретной обязанности, возложенной на него. Такое уклонение наказывается лишением свободы на срок до 12 месяцев и может выражаться в ненадлежащем исполнении обязанности или досрочном ее прекращении без разрешения начальника. Наличие уважительных причин такого поведения признается обстоятельством, смягчающим наказание (ст. 23 DFDA).
Ответственность за самовольную отлучку, как и за дезертирство, устанавливается без определения ее временных границ (ст. 24 DFDA). В каждом конкретном случае вопрос о наказании виновного в дисциплинарном или уголовном порядке решает соответствующий командир. Меры уголовно-правового характера применяются, как правило, к военнослужащему, отсутствовавшему на месте службы 24 часа и более*(16).
Наряду с известным составом воинского преступления "неисполнение подчиненным законного приказа начальника" (ст. 27) в DFDA установлена ответственность за "неисполнение законного общего приказа" (ст. 29). В австралийском военном праве общий приказ нередко именуется как приказ по строевой части. В первом из названных составов установлена санкция в виде лишения свободы на срок до 2 лет, во втором - до 12 месяцев. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 27 DFDA, может быть только военнослужащий; в ст. 29 DFDA наряду с военнослужащим упоминается гражданское лицо вооруженных сил.
DFDA предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 6 месяцев за нахождение военнослужащего в состоянии опьянения при исполнении служебных обязанностей (ст. 37). В данном случае имеют равное значение алкогольное, наркотическое и иное опьянение. Самостоятельный состав преступления образует управление транспортным средством в состоянии опьянения (ст. 40).
Значительное место в DFDA занимают преступления военного времени. Наиболее опасное из них, наказуемое пожизненным тюремным заключением, - оказание помощи врагу лицом, находящимся в плену (ст. 15В). С объективной стороны данное преступление выражается в поступлении лица, оказавшегося в плену, на службу к врагу, в оказании ему помощи в проведении военных действий и иных мероприятий. Субъектом данного преступления может быть не только военнослужащий, но и гражданское лицо вооруженных сил.
Пожизненным тюремным заключением также наказывается лицо, оказывающее противнику существенную помощь, в том числе обеспечивающее его оружием, боеприпасами, транспортными средствами, любым другим имуществом (ст. 15С).
Среди иных преступлений военного времени обращает на себя внимание состав неисполнения приказа (ст. 15F). Тюремным заключением на срок до 15 лет наказывается лицо, являющееся военнослужащим либо гражданским лицом, принимающим участие в военных действиях, которое, получив приказ от своего начальника о подготовке к бою или ведении боя, не прилагает всех возможных усилий для того, чтобы выполнить такой приказ. За аналогичное деяние несет ответственность также лицо, на которое согласно общим приказам возлагалась обязанность участвовать в подготовке и проведении боевых действий.
Как смягчающее обстоятельство может рассматриваться ситуация, когда лицо докажет, что у него имелось разумное оправдание таким действиям. Бремя доказывания в этом случае лежит на обвиняемом.
Что касается последних изменений военно-уголовного законодательства Австралии, то они коснулись прежде всего положений ст.ст. 34-36А, 40, 169 DFDA, а также приложения III к нему.
Ранее в ст. 34 DFDA, устанавливающей ответственность воинских должностных лиц за превышение власти в форме насилия над подчиненным или "дурного" обращения с ним, отношения субординации определялись исключительно по воинскому званию. Субъектом данного преступления признавался лишь военнослужащий в более высоком звании, чем потерпевший. В новой редакции рассматриваемой статьи слово "нижестоящий" ("Inferior") было заменено словом "подчиненный" ("Subordinate"), которое более точно передает содержание объекта уголовно-правовой охраны - отношений подчиненности. Соответственно видоизменилась суть смягчающего обстоятельства, предусмотренного ч. 3 ст. 34 DFDA. Если ранее ответственность смягчалась при условии, что субъект не сознавал, хотя по обстоятельствам дела должен был и мог сознавать, что потерпевший ниже по воинскому званию, то в настоящее время аналогичное обстоятельство необходимо устанавливать применительно к отношениям подчиненности.
Статья 35 DFDA ("Небрежное исполнение обязанности") была приведена в соответствие с положениями УК Британского содружества о небрежности как неосторожной форме вины.
Состав преступления, предусмотренный ст. 36A DFDA ("Неправомерное или небрежное применение оружия"), был разделен на два самостоятельных состава: неправомерное применение оружия (ст. 36A) и небрежное применение оружия (ст. 36В).
С 14 января 2004 г. не действует ст. 40В DFDA ("Небрежное управление транспортным средством"), предусматривавшая наказание в виде лишения свободы на срок до трех месяцев. Поскольку в данной статье отсутствовали указания на какие-либо последствия, ее применение на практике было связано с большими трудностями и привело к тому, что она фактически бездействовала. Кроме того, по существу аналогичный состав преступления сформулирован в ст. 40D DFDA ("Управление транспортом без должного внимания и осторожности").
Другие нововведения направлены на совершенствование дисциплинарной практики, в частности уточнен порядок рассмотрения дел в отношении курсантов военных школ.
Военные суды Австралии могут применять к осужденным следующие наказания: пожизненное лишение свободы; лишение свободы на определенный срок; увольнение из вооруженных сил; арест; снижение в воинском звании; аннулирование стажа, влияющего на продвижение по службе; освобождение от должности; штраф; строгий выговор; ограничение привилегий; возложение дополнительных обязанностей; дополнительные тренировки; выговор (ст. 68 DFDA).
В отношении лица, совершившего преступление, военный суд при смягчающих обстоятельствах вправе вынести обвинительный приговор без назначения наказания (ст. 75 DFDA).
Н.А. Шулепов,
заслуженный юрист России, доктор юридических наук,
профессор, член-корреспондент РАЕН, заведующий кафедрой
международного и конституционного права
Московского государственного лингвистического университета
"Право в Вооруженных Силах", N 4, апрель 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Австралия - государство с населением 19 292 тыс. чел. Военный бюджет - 7,1 млрд долл. (на 2001 г.). Регулярные вооруженные силы - 50 600 чел. Резерв - 20 200 чел., в том числе СВ - 17 450, ВВС - 1 800, ВМС - 950. Комплектование: на добровольной основе. Мобилизационные ресурсы - 4,9 млн чел., в том числе годных к военной службе 4,2 млн. СВ: 24 150 чел., 14 полков (2 бронетанковых, 2 разведывательных, 3 артиллерийских, зенитный ракетный, 3 инженерных, 2 АА, спецназначения), 6 пб, 2 батальона на БТР, батальон коммандос. Вооружение: 71 танк "Леопард-1 A3", 463 БТР Ml 13 с 76-мм пушкой, 111 ASLAV-25,281 буксируемых орудий калибров 105 и 155 мм, 296 81-мм минометов, 19 ЗРК "Рапира", 17 ПЗРК RBS-70, 123 вертолета и 6 самолетов АА, 15 катеров.
ВВС: 13 950 чел., 148 б. с. (в том числе БПА), б. в. нет. Самолетный и вертолетный парк: 71 AF-18A и В, 49 F-111C и G, 4 RF-111C, 2 ЕР-ЗС, 17 Р-ЗС, 25 МВ-326Н, 62 РС-9А, 5 Боинг 707, 24 С-130Н и J, 14 DHC-4, 5 "Фалкон-900", 10 HS-748. ВМС: 12 500 чел. (в том числе 990 в авиации и 1 970 женщин). Флот: 4 ПЛ "Коллинз", 1 ЭМ УРО "Перт", 8 ФР УРО (6 "Оливер X. Перри", 2 "Анзак"), 15 ПКА "Фримантл", 3 МТК "Хуон", 8 ТЩ, 3 ДВТР (2 "Ньюпорт", "Сэр Бидай-вер"), 6 ДК, 5 ДКА, 6 ГИСУ, 2 УК, 2 ТНЗ, ТРС. Авиация: 3 аэ (ПЛВ, таэ, вспом.); самолетов - 2 BAe HS-748; вертолетов - 45 (16 S-70B-2 "Сихок", 7 "Си Кинг" HAS.50, 6 AS-350B, 5 Белл 206В, 11 SH-2G "Сиспрайт"). "http://voend.narod.ru/country/c01.html"
*(2) "http://scaleplus.law.gov.au/html/comact/11/6741/top.htm"
*(3) Defence Legislation Amendment (Application of Criminal Code) Act 2001 / Act 141 of 2001.
*(4) http://www.lenta.ru/world/2001/02/06/australia/
*(5) Report of an Inquiry into Military Justice in the Australian "http://www.aph.gov.au/Senate/committee/fadt_ctte/miljustice/burchett.pdf " Defence Force July "http://www.aph.gov.au/Senate/committee/fadt_ctte/miljustice/burchett.pdf " 2001.
*(6) http://klendo.narod.ru/ARCHIVE/AUGUST/AD0816.htm
*(7) Defence Force Discipline Act 1982 / Act 152 of 1982.
*(8) Army Act, 1955 // The public general acts and church assembly measures of 1955. - London, HMSO, 1956. Chapter 18; Air Force Act, 1955. The public general acts and church assembly measures of 1955. L., HMSO, 1956. Chapter 19; Naval Discipline Act, 1957. - The public general acts and church assembly measures of 1957. - L., HMSO, 1958.
*(9) Defence Force Discipline Regulations 1985 / Statutory Rules 1985 125.
*(10) Statutory Rules 2002 7.
*(11) Defence Force Discipline Appeals Act 1955 / Act 16 of 1955.
*(12) Act 24 of 2001.
*(13) International War Crimes Tribunals Act 1995 / Act 18 of 1995.
*(14) Act N 86 of 2002.
*(15) "http://scaleplus.law.gov.au/html/comact/11/6741/top.htm"
*(16) Regulation 65 of Defence Force Discipline Regulations 1985 (1985 N 125).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Осуществление правосудия в вооруженных силах Австралии
Автор
Н.А. Шулепов - заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, заведующий кафедрой международного и конституционного права Московского государственного лингвистического университета
"Право в Вооруженных Силах", 2004, N 4