г.Калуга |
|
29 июня 2018 г. |
Дело N А09-12881/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.06.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Сладкопевцевой Н.Г., Шильненковой М.В.
при участии от Департамента сельского хозяйства Брянской области Снытко В.В. по доверенности от 09.01.2018 N 3-2 и индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Каралит" Литвинова Виталия Георгиевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства Брянской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2018 по делу N А09-12881/2017,
установил:
Департамент сельского хозяйства Брянской области, ОГРН 1023242735262, ИНН 3234014082 (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства "Каралит" Литвинову Виталию Георгиевичу, ОГРН 1023200759119, ИНН 3214001568 (далее - ИП глава КФХ "Каралит" Литвинов В.Г.) о взыскании денежных средств в размере 2 837 429 руб. 00 коп., полученных в качестве гранта по соглашению от 15.06.2015 N 3 о предоставлении гранта главам крестьянских фермерских (хозяйств) по ведомственной целевой программе "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Брянской области (2015-2017 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014-2020 годы).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 13.10.2017 (судья Малюгов И.В.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, ИП глава КФХ "Каралит" Литвинов В.Г. обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2018 (судьи Стаханова В.Н., Еремичева Н.В., Тимашкова Е.Н.) (с учетом определения об исправлении описки от 27.06.2018) решение Арбитражного суда Брянской области от 13.10.2017 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано. С Департамента в пользу ИП главы КФХ "Каралит" Литвинова В.Г. взыскано 3000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Не соглашаясь с постановлением суда апелляционной инстанции, Департамент обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2018, оставить в силе решение Арбитражного суда Брянской области от 13.10.2017.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что основанием для обращения в арбитражный суд послужило непредставление ответчиком отчета об использовании денежных средств в течение 24 месяцев со дня их поступления, а не вопрос о целевом (нецелевом) их использовании. Кроме того, заявитель ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции частей 1 и 2 статьи 9 и части 2 статьи 268 АПК РФ в связи с приобщением к материалам дела дополнительных доказательств, которые не были представлены ИП главой КФХ "Каралит" Литвиновым В.Г. при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Представитель Департамента в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в жалобе.
ИП глава КФХ "Каралит" Литвинов В.Г. в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании кассационной инстанции с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав ИП главу КФХ "Каралит" Литвинова В.Г. и представителя Департамента, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене или изменению в связи со следующим.
Как установлено судами и видно из материалов дела, постановлением Правительства Брянской области от 30.12.2013 N 855-п утверждена государственная программа Брянской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014-2020 годы), которой предусмотрена подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" (2014-2020 годы), включающая в себя мероприятие "Развитие семейных животноводческих ферм".
Постановлением Правительства Брянской области от 07.04.2014 N 148-п (в редакции действовавшей в спорный период) утвержден Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Брянской области, кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014-2020 годы), а также Порядок предоставления грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области по ведомственной целевой программе "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Брянской области" (далее - Порядок).
В соответствии с условиями указанного Порядка для участия в рамках названной государственной программы 29.04.2015 ИП глава КФХ "Каралит" Литвинов В.Г. обратился в Департамент с заявкой на участие в конкурсном отборе крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения гранта на развитие семейной животноводческой фермы по ведомственной целевой программе "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Брянской области" (2015 - 2017 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014 - 2020 годы).
15.06.2016 Департаментом и ИП главой КФХ "Каралит" Литвиновым В.Г. (участник программы), на основании протокола заседания конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения гранта на развитие семейных животноводческих ферм и отбору начинающих фермеров на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство от 09.06.2015 N 1, заключено соглашение о предоставлении гранта главам крестьянских (фермерских) хозяйств по ведомственной целевой программе "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Брянской области" (2015-2017 годы) и государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014-2020 годы) (далее - соглашение).
Согласно подпункту 2.4.1 соглашения участник программы обязуется использовать грант по целевому назначению в соответствии с планом расходов бизнес-плана в течение 24 месяцев со дня поступления денежных средств на расчетный счет участника программы. Изменение плана расходов согласовать с конкурсной комиссией.
В силу подпункта 2.4.2 соглашения участник программы обязуется оплачивать за счет собственных и заемных средств не менее 40% стоимости проводимых работ по строительству и реконструкции животноводческой фермы и каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов и подпункте 2.4.1 пункта настоящего соглашения, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10%.
В соответствии с подпунктом 2.4.3 соглашения участник программы обязуется создать в крестьянском (фермерском) хозяйстве дополнительно не менее трех постоянных рабочих мест в течение 24 месяцев со дня поступления денежных средств гранта на расчетный счет участника программы.
Подпунктом 2.4.8 соглашения участник программы обязуется предоставлять в Департамент отчетность в порядке, по формам и в сроки, установленные приказом Минсельхоза Российской Федерации от 22.03.2012 N 198 (с учетом действующих редакций), приказом Минфина Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н (с учетом действующих редакций), а также иные формы отчетов о реализации мероприятий Программы в сроки, доведенные Департаментом в соответствии с подпунктом 2.3.1 соглашения.
В случае нарушения условий предоставления гранта, установленных порядком и соглашением, или использования гранта не по целевому назначению, участник программы обязан осуществить возврат денежных средств в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации (подпункт 2.4.10 соглашения).
14.07.2015 по результатам заседания конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения гранта на развитие семейных животноводческих ферм и отбору начинающих фермеров на право получения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, оформленного протоколом N 2, ИП глава КФХ "Каралит" Литвинов В.Г. был включен в список на распределение дополнительных средств, выделенных из федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в 2015 году.
Приказом Департамента от 19.06.2015 N 189 ИП главе КФХ "Каралит" Литвинову В.Г. из областного бюджета выделены денежные средства в размере 357 143 руб. 00 коп., приказами Департамента от 19.06.2015 N 190, от 24.08.2015 N 301 из федерального бюджета выделены денежные средства в размере 2 480 286 руб. 00 коп., а в общей сумме - 2 837 429 руб. 00 коп.
Сумма гранта в размере 2 837 429 руб. 00 коп. перечислена на расчетный счет ИП главы КФХ "Каралит" Литвинова В.Г. платежными поручениями от 29.06.2015 N 155723, от 23.07.2015 N 196241, от 25.08.2015 N 476117.
В связи с непредставлением отчетности ИП главой КФХ "Каралит" Литвиновым В.Г., предусмотренной пунктом 2.4.8 соглашения, подтверждающей целевое использование гранта, претензиями от 16.06.2017 N 8-2600, от 11.08.2017 N8-3343, полученных ответчиком 25.06.2017 и 19.08.2017 соответственно, Департамент обратился с требованием представить документы, подтверждающие целевое использование гранта или в добровольном порядке произвести возврат денежных средств, полученных в качестве гранта.
Оставленные без ответа претензии, а также невозвращение ИП главой КФХ "Каралит" Литвиновым В.Г. денежных средств в добровольном порядке послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Брянской области, удовлетворяя исковые требования Департамента, исходил из отсутствия доказательств предоставления ИП главой КФХ "Каралит" Литвиновым В.Г. отчета о целевом использовании денежных средств, полученных в качестве гранта, на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, с учетом представленных ИП главой КФХ "Каралит" Литвиновым В.Г. в суд апелляционной инстанции документов в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ, исходил из расходования ответчиком денежных средств полученных в виде гранта в соответствии с условиями соглашения, то есть по целевому назначению. При этом суд апелляционной инстанции отметил, что непредставление отчетов при доказанности факта целевого использования денежных средств не может служить основанием для возвращения выделенных денежных средств.
Кассационная инстанция, с учетом доводов, изложенных в жалобе, и поддерживая вывод суда апелляционной инстанции, исходит из положений норм материального права, указанных в судебном акте, и обстоятельств, установленных судом по делу.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Аналогичная позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 3393/10.
Как установлено судами, постановлением Правительства Брянской области от 07.04.2014 N 148-п (в редакции действовавшей в спорный период) утвержден Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Брянской области, кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2014-2020 годы), а также Порядок предоставления грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области по ведомственной целевой программе "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Брянской области".
Согласно пункту 8 Порядка в случае нарушения условий, установленных при предоставлении грантов и помощи, их нецелевого использования главой крестьянского (фермерского) хозяйства, неосуществления или прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в текущем финансовом году возврат грантов и помощи осуществляется на счет главного распорядителя бюджетных средств - департамента. Департамент перераспределяет эти средства на аналогичные цели другим получателям.
Подпунктом 2.4.1 соглашения установлена обязанность участника программы использовать грант по целевому назначению в соответствии с планом расходов бизнес-плана в течение 24 месяцев со дня поступления денежных средств на расчетный счет участника программы на следующие цели: комплектация семейной животноводческой фермы оборудованием и техникой, а также их монтаж; приобретение сельскохозяйственных животных. Изменение плана расходов согласовать с конкурсной комиссией.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.
Условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.
В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.
Следовательно, ответственность в виде возврата гранта подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права. В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован.
В подтверждение использования гранта на создание и развитие КФХ ответчиком в суд апелляционной инстанции представлены доказательства, указывающие на то, что полученные в качестве гранта денежные средства им освоены в полном объеме, в соответствии с целями на которые грант выдавался.
Так, из представленных в дело ответчиком первичных документов, в том числе копии договоров, контрактов, счетов-фактур, накладных и документов, подтверждающих фактическую оплату товарно-материальных ценностей, усматривается, что ответчиком осуществлялась деятельность по реализации указанной государственной программы в рамках выделенных денежных средств и предоставленные в виде гранта денежные средства израсходованы им по согласованному назначению.
Оценив представленные ИП главой КФХ "Каралит" Литвиновым В.Г. доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ответчик использовал субсидии по целевому назначению. Средства, полученные ответчиком, использованы в соответствии с условиями, предусмотренными соглашением, и ответчик не использовал их на цели, не связанные с получением гранта, поэтому оснований для его возврата за его счет не имеется. Более того, сумма денежных средств, подтвержденная ответчиком и направленная по целевому назначению, составила 5 038 510 руб. 00 коп., из которых Департаментом признана сумма в размере 985 060 руб. 00 коп., при том, что грант был перечислен в сумме 2 837 429 руб. 00 коп.
Таким образом, поскольку субсидии, в том числе, в виде грантов, предоставляются получателям на безвозмездной основе, факт нецелевого использования средств ИП главой КФХ "Каралит" Литвиновым В.Г. не установлен, то применение такой санкции как изъятие бюджетных средств, не отвечает требованиям соразмерности и справедливости за нарушение обязательства. Само по себе непредоставление отчета об использовании денежных средств, полученных в качестве гранта, в случае отсутствия нецелевого использования указанных средств, не может служить основанием для возвращения выделенных денежных средств.
Ссылка Департамента на нарушение судом апелляционной инстанции частей 1 и 2 статьи 9 и части 2 статьи 268 АПК РФ в связи с приобщением к материалам дела дополнительных доказательств, которые не были представлены ответчиком в суд первой инстанции отклоняется судом кассационной инстанции.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2012 N 4160/12, само по себе принятие дополнительных доказательств не является основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
В данном случае принятие апелляционным судом дополнительных доказательств не является существенным нарушением норм процессуального права, поскольку ответчиком представлены доказательства невозможности представления в суд первой инстанции дополнительных доказательств по причинам, не зависящим от него, а именно нахождение ИП главы КФХ "Каралит" Литвинова В.Г. в медицинском учреждении, что подтверждается справкой Карачевской Центральной районной больницы о нетрудоспособности последнего.
С учетом изложенного, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Таким образом, оснований для отмены или изменения принятого судебного акта не имеется, кассационная жалоба Департамента не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого постановления не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не выявлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины не рассматривался окружным судом, поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2018 по делу N А09-12881/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
Н.Г. Сладкопевцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.