г.Калуга |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А48-7875/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.06.2018.
Полный текст постановления изготовлен 26.06.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление строительства дорог и аэродромов" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1023601583543, ИНН 3665024208, ул.Адмирала Макарова д.6 корп.1, г. Москва, 125212) -- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (ОГРН 1035752001680, ИНН 5752031036, ул.Комсомольская, 108, г.Орел, 302026) -- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Орловской области от 20.12.2017 (судья Капишникова Т.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2018 (судьи Ольшанская Н.А., Михайлова Т.Л., Миронцева Н.Д.) по делу N А48-7875/2017,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление строительства дорог и аэродромов" Министерства обороны Российской Федерации (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее - управление Пенсионного фонда, управление) от 29.09.2017 N 103 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 83 714,20 руб., доначисления пеней в размере 108 385 руб., предложения уплатить недоимку в размере 418 571,03 руб..
Решением Арбитражного суда Орловской области от 20.12.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2018, решение управления Пенсионного фонда от 29.09.2017 N 103 в оспоренной части признано недействительным.
В кассационной жалобе управление просит отменить состоявшиеся по настоящему делу судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая, что судами неверно применены нормы материального и процессуального права.
В отзыве на жалобу предприятие считает ее не подлежащей удовлетворению.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами, следует из материалов дела, управлением Пенсионного фонда в результате проведенной плановой проверки предприятия (акт проверки от 06.09.2017 N 187) установлено, что в нарушение статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) страхователь не уплачивал в 2014-2016 гг. дополнительные тарифы страховых взносов в отношении работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на досрочную пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях - Список N 2, утвержден постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, в котором, в том числе, указана профессия "производитель работ".
Решением управления Пенсионного фонда от 29.09.2017 N 103 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" предприятие привлечено, в том числе, к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 83714,20 рублей за неуплату страховых взносов по дополнительному тарифу, а также ему предложено уплатить недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу в размере 418571,03 рубль, пени за неуплату страховых взносов по дополнительному тарифу в сумме 108385 рублей.
Частично не согласившись с решением Управления, предприятие обратилось в арбитражный суд.
Признавая недействительным в оспоренной части решение управления Пенсионного Фонда, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия у страхователя обязанности по начислению страховых взносов по дополнительному тарифу с выплат, произведенных застрахованным лицам, занятым на должности производитель работ, поскольку работники, занимающие указанные должности, не обладают правом на включение соответствующих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Согласно п. 1, 2 ст. 6 Закона N 165-ФЗ субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию. Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании подп. 1 п. 1 ст. 9 указанного Закона отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, а в силу статьи 20 уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, а также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"( а с 1 января 2015 года - в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") применяются с 01.06.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с перечнем профессий.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), в соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Указанные Правила и Списки предусматривают, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Согласно разделам 27 и 33 Списка N 2 право на досрочную пенсию имеют производители работ (2290100б-24441).
Таким образом, с учетом изложенного для установления обязанности работодателя для начисления взносов по дополнительному тарифу, которые применяются организациями в отношении работающих во вредных и тяжелых условиях труда, к которым относятся производители работ недостаточно наличия факта ссылки на наименование профессии, но и необходимо фактическое наличие признака опасности и вредности, что может быть подтверждено специальной оценкой условий труда либо иными документами подтверждающими факторы (показатели) вредный условий труда.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что в 2013 году предприятием проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в том числе рабочих мест по должностям производитель работ (карты аттестации N 3 и N 4), по результатам которой сделан вывод о том, что работники данных профессий, работающих в ФГУП "Главное управление строительства дорог и аэродромов" Министерства обороны Российской Федерации, не имеют право на досрочное назначение пенсии.
Доказательств неправомерности или необоснованности результатов названной аттестации Управление не представило.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для начисления предприятию страховых взносов по дополнительному тарифу.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное требование в обжалуемой части.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 20.12.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2018 по делу N А48-7875/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.