г.Калуга |
|
4 июля 2018 г. |
Дело N А48-4547/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.06.2018.
Полный текст постановления изготовлен 04.07.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Шелудяева В.Н.,
при участии представителей:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Домовой комитет" (ОГРН 1135740005136, ИНН 5753060865, ул.Октябрьская д.122, г. Орёл, 302040) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Управления государственной жилищной инспекции Орловской области (ОГРН 1145749004565, ИНН 5751201687, ул.Московская д.159, г. Орёл, 302006) - Новикова П.А., доверенность от 09.04.2018 N 151,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домовый Комитет" на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.09.2017 (судья Полинога Ю.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Ольшанская Н.А.) по делу N А48-4547/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Домовой комитет" (далее - общество, ООО "ДомКом", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным предписания Управления государственной жилищной инспекции Орловской области (далее - УГЖИ Орловской области, Управление) от 15.05.2017 N 430.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.09.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление, указывая на неправильное применение судами норм материального права, не установление фактических обстоятельств спора, связанных с порядком предъявления жителям многоквартирного жилого дома по адресу г.Орел, ул.Приборостроительная, дом N 18 оплаты за потребленные на общедомовые нужды коммунальные ресурсы.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая, что оспоренное обществом предписание им исполнено.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя УГЖИ по Орловской области, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, установлено судами, в связи с поступившим из правительства Орловской области обращением гражданина Харитонова В.В. о незаконных действиях ООО "ДомКом", выразившихся в выставлении в платежном документе за апрель 2017 г. собственнику квартиры 142 в многоквартирном доме N 18 (далее -МКД N 18) по ул. Приборостроительная в г. Орле для оплаты за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды (ОДН) четырех различных строк, на основании приказа от 05.05.2017 N 0845 УГЖИ по Орловской области проведена проверка ООО "ДомКом" с целью проверки фактов (информации), изложенных в обращении.
Проверкой установлено, что общество "Домовой комитет" осуществляет деятельность по управлению МКД N 18 по ул. Приборостроительная города Орла на основании договора управления МКД от 22.05.2014, заключенного с собственниками помещений МКД; общество производит начисления размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), что противоречит действующему законодательству и нарушает обязательные требования пп. 24, 28, 29 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 26.12.2016) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491); начисление размера платы за содержание жилого помещения в части потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в соответствии с п. 44 Правил N 354 противоречит статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 15.05.2017 N 887.
В соответствии с выданным ООО "ДомКом" по результатам проверки предписанием об устранении нарушений лицензионных требований от 08.12.2016 N 430 УГЖИ по Орловской области обязало управляющую организацию произвести собственникам (нанимателям) помещений МКД N 18 по ул. Приборостроительная в г. Орле перерасчет размера платы за содержание жилого помещения в части потребления электрической энергии при содержании общего имущества МКД N 18 по ул. Приборостроительная в Орле с расчетного периода "январь 2017", применив при расчете норматив потребления электрической энергии на 1 кв. м общей площади, входящей в состав общего имущества МКД N 18 в размере 1,86 кВт*час в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, определенный в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 10.02.2017 N 38 "Об утверждении нормативов потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" - (многоквартирные жилые дома, оснащенные осветительными установками, с силовым оборудованием лифтов) и норматив потребления холодной воды, горячей воды в целях содержания общего имущества МКД N 18 в размере 0,017 м3 (холодная вода), 0,011 м3 (горячая вода), утвержденные постановлением Правительства Орловской области от 27 октября 2016 г. N 423 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме"; с расчетного периода "апрель 2017" производить начисление размера платы за содержание жилого помещения в части потребления электрической энергии, при содержании общего имущества МКД N 18 в соответствии с вышеуказанными нормативами.
Не согласившись с предписанием УГЖИ по Орловской области от 15.05.2017 N 430, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Правилами N 354 и N 491, Порядком осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания управления ГЖИ по Орловской области требованиям действующего законодательства, в том числе требованиям конкретности и исполнимости, и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества.
При этом, суд указал, что в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 267-ФЗ) в совокупности с Правилами N 306 с 01.01.2017 в размер платы расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения включаются расходы на потребление коммунальных ресурсов на ОДН, размер которых определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку такие нормативы установлены соответствующими постановлениями Правительства Орловской области ( по электроэнергии - постановление от 10.02.2017 N 38, по холодной, горячей воде - постановление от 27.10.2016 N 423), управляющая организация, выставляет только собственнику квартиры N 142 в МКД N 18 плату за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества данного МКД, по фактическим показаниям коллективного прибора учета электроэнергии (далее - ОДПУ), установленного в этом доме, как разницу между показании ОДПУ и суммой показаний индивидуального прибора учета (далее - ИПУ), а по холодной и горячей воде, потребленной на ОДН, исходя из норматива потребления. Указанные действия оценены судом как нарушение прав и законных интересов иных лиц, проживающих в квартире N 142.
Суд согласился с органом жилищного контроля о нарушении управляющей организацией положений статьи 156 ЖК РФ и пунктов 24,28,29 Правил N 491.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Однако, суд округа не может согласиться с выводами судов, поскольку они основаны на неполно исследованных обстоятельствах спора, по следующим основаниям.
По данному делу в порядке главы 24 АПК РФ проверялось соответствие выданного УГЖИ по Орловской области управляющей организации предписания, которым общество обязано произвести перерасчет платы, предъявленной с 01.01.2017 по электрической энергии и с 01.04.2017 - по холодной, горячей воде, потребленной на ОДН в МКД N 18, по нормативам потребления, утвержденным постановлениями Правительства Орловской области.
В соответствии со ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами N 491, пунктом 29 которых (в редакции постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498) предусмотрено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В силу части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции данного закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" в пункт 44 Правил N 354 внесены изменения, по смыслу которых распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в МКД, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний ОДПУ, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого из них.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных выше норм, следует, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, может составлять меньшую величину, чем размер норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
В рассматриваемом случае судебные инстанции сочли, что общество в нарушение вышеприведенных норм в составе платы за содержание жилого помещения предъявило сумму расходов на электрическую энергию, горячую, холодную воду (апрель 2017 года) за содержание общего имущества многоквартирного дома, исчисленную не по нормативам потребления коммунальных услуг, установленных постановлениями Правительства Орловской области, а в соответствии с пунктом 44 Правил N 354.
Однако из акта проверки не усматривается, в чем выразилось неправомерное применение обществом в отношении собственника квартиры N 142 пункта 44 Правил N 354, с учетом того, что в указанном МКД имеются приборы учета (доказательств обратного Управлением не представлено), а также порядок оплаты коммунальных ресурсов, в том числе используемых на ОДН, принят на общем собрании собственников помещений МКД N 18 (протокол от 16.12.2013 - л.д. 72-77, том1)
Между тем сведения, позволяющие проверить правильность произведенного заявителем расчета стоимости электроэнергии, горячей и холодной воды, потребленных на ОДН, судами не проверялись и не оценивались.
Также, предписанием УГЖИ по Орловской области предписано произвести перерасчет всем собственникам (нанимателям) помещений в МКД N 18, тогда как поводом для проверки явилось обращение собственника квартиры N 142 о неправомерном начислении ему платы за коммунальные ресурсы по ОДН отдельными сроками по каждому коммунальному ресурсу.
Это обстоятельство судами не принято во внимание при оценке правомерности предписания УГЖИ по Орловской области.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не полно установлены, исследованы и оценены по правилам ст.71,200 АПК РФ обстоятельства спора, а судом апелляционной инстанции указанное не устранено, в связи с чем, выводы обеих инстанций о законности оспоренного предписания преждевременны, и, руководствуясь частью 1 статьи 288 АПК РФ, приходит к выводу об отмене решения и постановления и направлению дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку допущенные судом нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции, а для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить правильность расчета обществом стоимости коммунальных услуг по ОДН, дать надлежащую оценку представленным в материалы дела доказательствам, доводам и возражениям участвующих в деле лиц, после чего в соответствии с подлежащими применению нормами материального права принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 19.09.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018 по делу N А48-4547/2017 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.