г. Калуга |
|
04 июля 2018 г. |
Дело N А84-3502/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.07.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.07.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Ю.В. Бутченко |
Судей |
Л.В. Солодовой И.В. Сорокиной |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи: |
А.А. Кучиной |
при участии в судебном заседании: от истца: ООО "Эко-Сервис"
от ответчика: Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
от третьих лиц: Правительства Севастополя
Департамента приоритетных проектов развития города Севастополя |
Ломако С.Л., директор, приказ N 1к от 08.10.2015; Близнюк Г.В., представителя по доверенности от 20.03.2018;
Ким С.В., представителя по доверенности N 23 от 16.01.2018;
не явились, извещены надлежащим образом; не явились, извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 29.11.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018 по делу N А84-3502/2017,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эко-Сервис" (далее - истец, ООО "Эко-Сервис") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ответчик, Департамент) о понуждении заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 91:04:043001:482, площадью 742 кв.м., находящегося в собственности города Севастополя и расположенного по адресу: г.Севастополь, Нахимовский район, полигон ТБО в Первомайской балке.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Правительство Севастополя, Департамент приоритетных проектов развития города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 29.11.2017 (судья Морозова Н.А.) исковые требования удовлетворены; на Департамент возложена обязанность заключить с ООО "Эко-Сервис" договор аренды спорного земельного участка, изложенный в резолютивной части решения суда первой инстанции.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018 (судьи Тарасенко А.А., Евдокимов И.В., Колупаева Ю.В.) решение суда первой инстанции изменено. Пункт 2.2 договора аренды земельного участка изложен в следующей редакции: "Размер ежегодной арендной платы составляет 2 572,25 (две тысячи пятьсот семьдесят два) рубля 25 копеек. Размер арендной платы за месяц устанавливается в размере 214 (двести четырнадцать) рублей 35 копеек". В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Не согласившись с указанными судебными актами, Департамент обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, отказав в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители истца возражали против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения не явившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, установленном в статьях 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исходя из доводов, содержащихся в ней.
Суд, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судами установлено, что между Правительством Севастополя и ООО "Эко-Сервис" (участник) 12.12.2016 подписан договор N 227 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя (далее - договор N 227), в соответствии с пунктом 1.1 которого предметом договора является осуществление участником предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне в соответствии с условиями настоящего договора с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Согласно пункту 1.2 договора N 227 участник осуществляет следующие виды деятельности на территории свободной экономической зоны: код ОКВЭД 38.32.5 - обработка вторичного неметаллического сырья; код ОКВЭД 19.20 - производство нефтепродуктов; код ОКВЭД 38.32.2 - обработка отходов и лома драгоценных металлов; код ОКВЭД 46.12 - деятельность агентов по оптовой торговле топливом, рудами, металлами и химическими веществами; код ОКВЭД 46.71 - торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами; код ОКВЭД 46.90 - торговля оптовая неспециализированная; код ОКВЭД 47.9 - торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков; код ОКВЭД 52.10.21 - хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки.
Исходя из пункта 1.3 договора N 227 результатом деятельности участника в соответствии с инвестиционной декларацией, прилагаемой к заявлению о заключении договора, будет являться создание предприятия по утилизации бытовых и производственных отходов путем сбора, сортировки, обработки, производства переработанного сырья с получением в результате переработки максимального выхода продукции - масла пиролизного, твердого углерода, а также последующий сбыт и использование полученных продуктов.
В пункте 1.5 договора N 227 определен предполагаемый срок реализации инвестиционного проекта - 24 года. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его подписания (пункт 3.1 договора N 227). Стороны установили, что договор N 227 заключается на срок существования свободной экономической зоны, а именно до 31.12.2039.
Министерством экономического развития Российской Федерации обществу выдано свидетельство от 15.12.2016 о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны, из которого следует, что ООО "Эко-сервис" зарегистрировано в качестве участника свободной экономической зоны за регистрационным номером 92Б201600226.
В Едином реестре участников свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя ООО "Эко-сервис" как участник свободной экономической зоны числится под номером 227.
ООО "Эко-Сервис" 17.08.2017 обратилось в Департамент с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя, с кадастровым номером 91:04:043001:482, площадью 742 кв.м., расположенного по адресу: г.Севастополь, Нахимовский район, полигон ТБО в Первомайской Балке, на срок 10 лет.
Департамент письмом от 21.08.2017 N 27558/05-05-21/17 сообщил обществу о невозможности заключения такого договора со ссылкой на положения статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статью 17 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", указав, что положениями указанных законов не урегулирован вопрос и не определен порядок заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов с участником свободной экономической зоны.
Истец, ссылаясь на то, что Департамент уклоняется от заключения договора аренды земельного участка с ООО "Эко-Сервис", как участником свободной экономической зоны, который имеет право на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов на срок, необходимый для реализации договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствовались статьями 2, 12, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 8, 11, 13, 14, 17, 23 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Порядком ведения единого реестра участников свободной экономической зоны, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 858, Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП, исходили из того, что общество, являясь участником свободной экономической зоны, имеет право на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов на испрашиваемый срок для реализации договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне; Департамент является компетентным органом исполнительной власти по подписанию спорного договора аренды.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства исходя из следующего.
Руководствуясь положениями статей 1, 13 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 377-ФЗ), и исследовав представленные в материалы дела договор N 227, свидетельство о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны от 15.12.2016, выданное обществу Министерством экономического развития Российской Федерации, а также выписку из Единого реестра участников свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, суды установили, что ООО "Эко-сервис" приобрело статус участника свободной экономической зоны на территории города Севастополя.
В силу пункта 11 статьи 17 Закона N 377-ФЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для реализации участником свободной экономической зоны договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, предоставляются участнику свободной экономической зоны в аренду без торгов на срок, необходимый для реализации договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, если меньший срок не заявлен участником свободной экономической зоны.
Как правильно указано судами, данная норма права подлежит применению с 01.01.2017 (часть 2 статьи 23 Закона N 377-ФЗ) и является нормой прямого действия.
Таким образом, общество, как участник свободной экономической зоны на территории города Севастополя, имеет право на заключение без проведения торгов договора аренды земельного участка, необходимого для ведения экономической деятельности.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации на возможность предоставления земельных участков в аренду без торгов резидентам свободной экономической зоны, не принята исходя из положений части 1 статьи 2, пункт 23.2 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 1, 8 и 14 Закона N 377-ФЗ, п. 1.3 - 1.5 договора N 227, устанавливающие инвестиционный характер деятельности участника свободной экономической зоны.
Доводы Департамента со ссылкой на письмо Минэкономразвития России от 13.02.2017 N Д08и-193 "О предоставлении земельных участков участникам свободной экономической зоны", направленное в ответ на письмо Правительства Севастополя по вопросу реализации статьи 17 Закона N 377-ФЗ в части предоставления земельных участков участникам свободной экономической зоны в аренду без проведения торгов для реализации договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку из содержания указанного письма следует, что порядок предоставления земельных участков участникам свободной экономической зоны в аренду без проведения торгов для реализации договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя должен быть установлен законом города федерального значения Севастополя.
Ссылка Департамента относительно органа исполнительной власти, компетентного по подписанию спорного договора аренды была предметом исследования суда первой инстанции, получила надлежащую правовую оценку. Апелляционная жалоба Департамента не содержала доводов, указывающих на несогласие с выводами суда в указанной части. Так, суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 1.1, 3.2, 3.6 и 4.18 Положения о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП, обосновано указал, что соответствующее правомочие может быть реализовано исключительно Департаментом с учетом функций, к котором отнесено управление земельными ресурсами города Севастополя, в том числе земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, за исключением лесных участков, создание условий по вовлечению имущества и земельных участков в гражданский оборот, организация работы в сфере инвестиционной деятельности, связанной с вовлечением в данную деятельность земельных участков, а также его полномочий, согласно которым, в частности, Департамент выступает арендодателем имущества и земельных участков (за исключением лесных участков), находящихся в собственности города Севастополя; заключает договоры о предоставлении земельных участков в пользование (за исключением лесных участков) на основании принятых решений (пункт 4.53). Кроме того, согласно пунктам 5.11 и 5.13 указанного Положения для осуществления возложенных на него функций Департамент в пределах своей компетенции имеет право заключать от своего имени договоры, соглашения, сделки, приобретать в установленном законодательством порядке имущественные и неимущественные права, нести обязанности; принимать решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, в собственность, в аренду либо в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам или гражданам. При этом, в пределах своей компетенции Департамент осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов города Севастополя в сфере регулирования земельных отношений на территории города Севастополя, управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя (пункт 4.62).
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции в части определения стоимости ежегодного размера арендной платы земельного участка, передаваемого обществу в аренду без проведения торгов, руководствовался частью 4 статьи 22, статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 424 ГК РФ, статьями 24, 30, 173 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 34 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 N 515 "Об утверждении нормативной цены земли", Порядком определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью города федерального значения Севастополя и предоставленных в аренду без торгов, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 524-ПП, разъяснениями, изложенными в пунктах 16, 19 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", верно указал на ошибочность выводов суда первой инстанции о возможности применения отчета от 14.02.2017 N 03/02/17 для определения стоимости ежегодного размера арендной платы спорного земельного участка, поскольку стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, и определил ее в соответствии с указанным Порядком определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью города федерального значения Севастополя и предоставленных в аренду без торгов, что составило: 2572,25 руб. - размер ежегодной арендной платы; 214,35 руб. - размер арендной платы за месяц. Кассационная жалоба не содержит доводов в указанной части.
Названный Порядок расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов утвержден Правительством Севастополя в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Уставом города Севастополя, Законами города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", от 26.11.2014 N 81-ЗС "О земельном налоге" и постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 N 515 "Об утверждении нормативной цены земли". Данный Порядок применяется при заключении договоров аренды земельных участков, предоставленных в установленном законом порядке без проведения торгов (п. 1.4.1 указанного Порядка).
Выводы судов не противоречат материалам дела, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и действующему законодательству. Достаточных оснований для их переоценки суд округа не усматривает.
С учетом изложенного, суды правомерно удовлетворили исковые требования.
Суды полно, всесторонне и объективно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам. Оснований считать, что судами нарушены нормы процессуального права, у суда кассационной инстанции не имеется. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и не опровергают их выводы.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов не установлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся согласно статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Приостановление исполнения судебных актов по настоящему делу, принятое определением Арбитражного суда Центрального округа от 14.05.2018, в силу части 4 статьи 283 АПК РФ подлежит отмене в связи с окончанием кассационного производства.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 29.11.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018 по делу N А84-3502/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Севастополя от 29.11.2017 и постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2018 по делу N А84-3502/2017, принятое определением Арбитражного суда Центрального округа от 14.05.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Бутченко |
Судьи |
Л.В. Солодова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.