Как выбрать "правильную" систему дистанционного обучения
С конца ХХ века новые компьютерные технологии информационного обмена создали техническую возможность еще большей массовости образования, разорвали информационные границы государств, позволили в тысячи раз ускорить обмен информацией и увеличить ее объем. Внедрение информационных технологий в многообразную деятельность человека создало потребность в качественно новом обучении. Наступило время дистанционного обучения, основанного на широком применении компьютерных и сетевых технологий. Эта форма позволяет обучающемуся под руководством тьютора (консультанта) получить необходимый объем знаний в любое время и в любом месте. С каждым годом в России растет число учебных заведений и различных организаций, использующих методы дистанционного обучения.
Основу дистанционного обучения составляют электронные учебные материалы и сама система дистанционного обучения (СДО). СДО - это программный продукт, который управляет всем процессом обучения. СДО включает в себя возможности ведения каталога электронных курсов, слежения за ходом обучения, начиная от момента регистрации обучающегося в системе и до завершения им обучения. СДО должна поддерживать сетевое тестирование слушателя и регистрацию оценок при его прохождении. СДО необходимо иметь дружественный интерфейс и поддерживать все известные виды Интернет-общения между обучающимися и тьюторами. Это основная, но небольшая часть того, что должна уметь делать СДО.
В настоящее время на российском рынке СДО уже присутствует большое количество не только импортных, но и отечественных систем. Основная сложность в выборе СДО заключается в том, что характеристики почти всех СДО отвечают большинству функциональных требований, предъявляемых дистанционным обучением, и отличаются только их реализацией.
С чего следует начать выбор СДО? В первую очередь с осмысления того, какие направления учебной деятельности вы хотите обеспечить дистанционными формами обучения на начальном этапе. Следует составить технико-экономический план, из которого стало бы видно, какие потребуются общие затраты на реализацию проекта. Ведь затраты, понесенные при приобретении СДО, составят весьма незначительную часть из тех финансовых средств, что потребуются в дальнейшем. Немаловажную роль при выборе СДО играет анализ деятельности компании-производителя.
Собираем информацию о производителе СДО
Выбор СДО для учебного заведения или корпорации - процесс многоступенчатый и чреватый подвохами. Допустим, вы поставили перед собой такую задачу - что дальше? Представители компаний - производителей СДО предлагают вам буклеты с описанием систем и перечнем их функций. Описания СДО на сайтах компаний, как правило, дублируют содержание рекламных материалов. Эти описания удивительно похожи друг на друга, и даже квалифицированному специалисту, не один год проработавшему в данной области, сложно сразу установить по ним, чем одна система отличается от другой, не говоря уже о том, чем она лучше. Риск ошибки при выборе СДО очень велик. Система стоит недешево, и в случае совершенной ошибки деньги на приобретение второй СДО вряд ли выделят.
Лицо компании, производящей СДО, - ее веб-сайт. Если сайт в запущенном состоянии, не содержит регулярно обновляемой информации, то можно смело вычеркивать эту фирму из своего списка. Разумеется, нужно обращать внимание не на дизайн сайта, а на его содержательную часть. Сайт должен предоставлять исчерпывающую информацию о продукте, который вас интересует.
Что должно присутствовать на нем?
1. Список клиентов. Отсутствие списка при том условии, что компания заявляет о себе как о лидере продаж, должно вас насторожить. Посмотрите на количество клиентов, есть ли среди них организации, относящиеся к той же категории, что и ваша. Просите у поставщиков СДО контактные данные таких организаций и отзывы о внедрении СДО. Надо сказать, что сами клиенты по ряду причин не дают на внешних сайтах учебных заведений и компаний информацию о проводимом ими дистанционном обучении. Не исключено также, что в самой компании вам предложат съездить к одному из клиентов и посмотреть, как все это происходит на практике. Отказываться не стоит, потому что вы получаете возможность посмотреть на систему в работе. Если в результате ознакомления вы узнаете о некоторых проблемах в работе с системой, задайте вопрос производителям о том, как и когда они собираются ее исправить.
Часто задаваемые вопросы (FAQ). Все вопросы должны быть собраны в одном разделе. Обязательно зайдите сюда.
Пользовательская документация. Далеко не все компании выкладывают руководства пользователя в открытый доступ. Тогда узнайте, можно ли их получить до покупки системы. Уровень написания руководства и его доступность будут только плюсом для производителя СДО.
Демоверсия. Уважающая себя фирма обязательно поддерживает демоверсию системы на сайте. Зарегистрируйтесь и поработайте с ней. Конечно, демоверсия может в некоторой степени отличаться от рабочей версии СДО, но все же это лучше, чем набор презентаций. Презентация, конечно, знакомит с системой, но исчерпывающей информации не дает. Но если же на сайте нет даже внятной презентации, то следует задуматься, того ли поставщика вы выбираете.
На сайте можно узнать о возможности установки на компьютере вашей организации ознакомительной версии (иначе - демонстрационной). Как правило, это бесплатный вариант системы с ограничением по сроку использования или возможности регистрировать слушателей и персонал. Причем этот вариант гораздо предпочтительней других, поскольку позволяет организовать полноценное тестирование системы в вашей организации с участием ваших специалистов, хотя и в ограниченные сроки.
Служба поддержки. На сайте компании можно узнать координаты службы поддержки и, позвонив туда, задать какой-нибудь технический вопрос. Этот простой тест, возможно, даст важную информацию о том, каким образом будут строиться в дальнейшем ваши взаимодействия с фирмой-поставщиком. Узнайте, есть ли на сайте "закрытый" раздел для клиентов. Что там находится. Попытайтесь получить доступ в этот раздел еще до покупки системы.
Как видите, простая прогулка по сайту дает массу ценных сведений. Естественно, что затем эта прогулка должна перейти в "живое" общение с персоналом фирмы.
Чтобы узнать о фирме-производителе, можно задать следующие вопросы:
чем занимается эта фирма, кроме разработки СДО;
является ли СДО ее основным продуктом;
сколько человек работает в фирме, сколько из них разработчиков;
участвуют ли они в других проектах, не связанных с СДО;
какова квалификация разработчиков (не студенты ли это, каков стаж работы с информационными системами вообще и в данной фирме конкретно, специализация внутри фирмы, наличие сертификатов);
можно ли за разумные деньги провести доработку системы под ваши специфические задачи.
Если вы уже остановили свой выбор на той или иной СДО, то надо быть готовым к получению счета на оплату от компании-поставщика.
Из чего состоит стоимость СДО и что в нее входит
Всегда ли объявленная в прайс-листе компании стоимость СДО соответствует итоговым цифрам выставляемого вам счета? Далеко не всегда. Довольно часто система описывается таким образом, что можно сразу и не разобраться во всех условиях и комплектации поставки, поэтому надо требовать от поставщика детализации своих расчетов до составления договора.
К разновидностям схем оплаты относится плата за модули, т.е. вся система построена из независимых модулей и есть возможность покупать ее по частям. Однако на практике бывает так, что определенный набор модулей входит в "минимальный" пакет. Это говорит о том, что вы имеете дело с классической архитектурой "база+надстройки", а модули придуманы для маскировки цены.
О политике лицензирования. В основном существуют две схемы лицензирования поставки СДО:
лицензия на сервер, позволяющая один раз оплатить приобретение системы на весь период ее эксплуатации;
лицензия на ограниченный срок эксплуатации СДО на одном сервере с оплатой определенного числа клиентских мест.
Выбор за вами, но впоследствии второй вариант лицензирования окажется более дорогим.
Еще одна возможность получить дополнительные деньги с вас - выпуск новых релизов и версий СДО. Узнайте:
выпускает ли фирма бесплатные обновления (релизы) системы;
сколько таких обновлений выпущено для текущей (предыдущей) версии;
будет ли поддерживаться текущая версия после выхода новой;
как часто выходят новые платные версии;
на какую скидку вы можете рассчитывать при покупке новой версии, если сейчас используете предыдущую;
когда планируется выпуск очередной платной версии;
какова сложность миграции данных при переходе с одной версии на другую;
будет ли у вас суперскидка на новую версию СДО, если она выйдет через несколько месяцев после покупки старой.
Отдельно стоит вопрос об обучении персонала заказчика работе с СДО. Проводит ли компания такое обучение и бесплатно ли это?
Несколько слов о серверных платформах, на которые устанавливается СДО.
Речь пойдет о непримиримой вражде адептов и противников Microsoft. Единственный совет, который можно здесь дать - не слушать ни тех, ни других. Дело в том, что специалистов, которые в равной степени знали бы платформы Microsoft и Unix, крайне немного.
В любом случае учтите, что:
реально платформонезависимых систем нет;
для вас непринципиально, какая система стоит на сервере в "темной комнате" с кондиционером, лишь бы связка ОС+СДО выполняла свои задачи;
избегайте предложений использовать некоммерческие версии операционных систем, например Linux;
имейте в виду, что сертифицированный обслуживающий персонал для поддержки коммерческих юниксоидов (например, Sun OS) стоит значительно дороже, чем для Windows-серверов.
Отдельно надо остановиться на подборе кандидатуры администратора СДО. Желательно, чтобы это был сертифицированный специалист, имеющий опыт работы с той или иной операционной системой. Сертифицированный специалист обойдется вашей организации дороже, но СДО - достаточно сложный механизм, требующий внимательного к себе отношения. К тому же от нормального функционирования СДО зависит весь процесс дистанционного обучения.
Последним словом при принятии решения о выборе СДО должно быть слово человека, отвечающего за дистанционное обучение, а не человека, ответственного за информатизацию организации. У него свои проблемы, а у вас свои задачи. В конечном итоге с СДО и слушателями будете работать вы, а не он.
Конечно, то, что мы предлагаем, не является догмой, можно и самим исходя из своего опыта и знаний остановить выбор на той или иной СДО. Но если вы будете использовать в поисках СДО хотя бы частично изложенную выше информацию, то скорее ее найдете, не совершив серьезные ошибки.
В. Гаркуша,
заместитель генерального директора
ОАО "Научно-исследовательский центр
автоматизированных систем конструирования"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 46, ноябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71