г.Калуга |
|
16 июля 2018 г. |
Дело N А48-4455/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.07.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.07.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей |
Бессоновой Е.В. Смирнова В.И. Шелудяева В.Н. |
при участии в заседании представителей:
от главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области: не явились, извещены надлежаще,
от бюджетного учреждения культуры Орловской области "Орловский государственный театр для детей и молодежи "Свободное пространство": не явились, извещены надлежаще,
от казенного учреждения Орловской области "Орловский областной государственный заказчик": не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу БУКОО "Орловский государственный театр для детей и молодежи "Свободное пространство" на решение Арбитражного суда Орловской области от 02.10.2017 (судья Жернов А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А48-4455/2017,
УСТАНОВИЛ:
Бюджетное учреждение культуры Орловской области "Орловский государственный театр для детей и молодежи "Свободное пространство" (далее - заявитель, Учреждение, БУКОО "Театр "Свободное пространство") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными предписаний главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области (далее - ответчик, Управление) N 195/1/ от 09.01.2017, N 10/1/8 от 14.03.2017, N 34/1/16 от 05.06.2017.
Дело рассматривалось при участии третьего лица - казенного учреждения Орловской области "Орловский областной государственный заказчик" (далее - третье лицо, КУ ОО "Орелгосзаказчик").
Решением Арбитражного суда Орловской области от 02.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018 решение суда первой инстанции отменено в части. Признаны недействительными п. п. 6, 9, 13, 14 предписания N 195/1/1 от 09.01.2017; п. п. 4, 8, 9 предписания N 10/1/8 от 14.03.2017. В остальной части решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, учреждение обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в соответствующей части.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из кассационной жалобы усматривается, что заявитель, по прежнему, настаивает на неисполнимости предписания, поскольку БУКОО "Театр "Свободное пространство" не является собственником здания, не вправе распоряжаться им, производить в нем самостоятельно какие-либо работы. Кроме того, учитывая, что указанное здание относится к памятникам истории и культуры, Учреждение не имеет права проводить работы по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования, в том числе работы по соблюдению мер пожарной безопасности, без письменного разрешения и задания компетентных органов.
Как установлено судами, в соответствии с требованием прокуратуры Заводского района г. Орла о проведении внеплановой выездной проверки от 28.12.2016 N 8-2016 и распоряжения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Орлу управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Орловской области о проведении внеплановой выездной проверки от 28.12.2016 N 195, сотрудниками отдела Управления в период с 29.12.2016 по 09.01.2017 проведена проверка по соблюдению требований пожарной безопасности в отношении БУКОО "Театр "Свободное пространство", по адресу: г. Орел, пл. Карла Маркса, д. 2.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности. По итогам проверки составлен акт от 09.01.2017 N 195 и вынесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности N 195/1/1 со сроками исполнения до 12.01.2017, 16.01.2017, 19.01.2017, 23.01.2017, 09.02.2017.
В последствии в соответствии с распоряжением отдела Главного управления от 07.02.2017 N 10 в период с 10.02.2017 по 14.03.2017 сотрудниками отдела Главного управления проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за выполнением ранее выданного предписания, врученного БУКОО "Театр "Свободное пространство", расположенного по адресу: г. Орел, пл. Карла Маркса, д. 2. По итогам проверки составлен акт от 14.03.2017 N 10 и внесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 14.03.2017 N 10/1/8 со сроком исполнения до 01.05.2017.
Далее в соответствии с распоряжением отдела Главного управления от 02.05.2017 N 34 в период с 05.05.2017 по 05.06.2017 сотрудниками отдела Главного управления проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за выполнением ранее выданного предписания, врученного БУКОО "Театр "Свободное пространство", расположенного по адресу: г. Орел, пл. Карла Маркса, д. 2. По итогам проверки составлен акт от 05.06.2017 N 34 и внесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 05.06.2017 N 34/1/16 со сроком исполнения до 05.08.2017.
Последняя внеплановая проверка проведена 04.09.2017 по контролю за устранением требований пожарной безопасности указанные в предписании от 05.06.2017 N 34/1/16. По результатам проверки предложенные к устранению нарушения были устранены, что подтверждается актом проверки от 04.09.2017 N 73.
Не согласившись с указанными предписаниями, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды двух инстанций, руководствуясь положениями статей 198, 200 АПК РФ, частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходили из следующего.
Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; под нормативными документами по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ)).
В силу части 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно положениям статьи 20 Закона N 69-ФЗ, частей 2, 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Из статьи 6 Закона N 123-ФЗ следует, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Суды верно отметили, что в данном случае проверка проводилась в отношении юридического лица БУКОО "Театр "Свободное пространство". Согласно свидетельству 57-АБ 520267 о государственной регистрации права БУКОО "Театр "Свободное пространство" принадлежит на праве собственности Субъекту Российской Федерации - Орловской области.
В соответствии с п. 6 Устава БУКОО "Театр "Свободное пространство", утвержденного приказом от 18.04.2012 N 149 предусмотрено, что Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, бланки и штампы со своим наименованием и реквизитами, вправе иметь счета в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации, а в силу пункта 37 Устава имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Судами установлено, что 04.08.2016 здание БУКОО "Театр "Свободное пространство" было введено в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию N 57301000-2/2016. На основании данного распоряжения юридическое лицо БУКОО "Театр "Свободное пространство" стало осуществлять свою деятельность после реконструкции здания.
В силу ч. 5 ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со ст. 64 названного закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.
В этой связи, суды пришли к обоснованному выводу о том, что владея зданием на законном праве, эксплуатируя его, БУКОО "Театр "Свободное пространство" обязано соблюдать требования, установленные действующим законодательством, в том числе, в области пожарной безопасности. При этом наличие разрешительной документации на ввод объекта в эксплуатацию, заключение государственного контракта на реконструкцию здания, возложение на КУ ОО "Орелгосзаказчик" заместителем Председателя Правительства Орловской области каких либо обязанностей в отношении театра, не исключает возможности установления фактов нарушений в области пожарной безопасности и необходимости их устранения в процессе эксплуатации здания.
Одновременно суды пришли к следующему обоснованному выводу. Тот факт, что здание, в котором расположено БУКОО "Театр "Свободное пространство" является объектом культурного наследия, не освобождает Учреждение от исполнения возложенных на него обязанностей в пределах, допустимых действующим законодательством.
Данные выводы судов коллегия признает соответствующими положениям Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), согласно пункту 1 статьи 40 которого под сохранением объекта культурного наследия понимается, в том числе, приспособление объекта культурного наследия для современного использования.
Приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия (статья 44 Закона N 73-ФЗ).
Из статьи 45 Закона N 73-ФЗ следует, что работы по сохранению объекта культурного наследия, а значит и работы, направленные на обеспечение соблюдения действующих требований пожарной безопасности, проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия и строительные нормы и правила применяются при проведении таких работ только в случаях, не противоречащих интересам сохранения указанного объекта. При этом работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и в соответствии с документацией, согласованной с данным органом.
В силу приведенных положений к работам по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования следует относить и работы, направленные на обеспечение соблюдения на данном объекте современных, то есть действующих в настоящее время требований пожарной безопасности. При этом проведение подобных работ возможно после получения соответствующего согласования с органом охраны объектов культурного наследия.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды не установили, что указанные в предписаниях мероприятия могли и фактически привели к изменению как внутреннего, так и внешнего исторического облика объекта культурного наследия.
Отклоняя доводы БУКОО "Театр "Свободное пространство" о несоответствии предписания критериям исполнимости, как необоснованный, суды указали, что выбор конкретного способа устранения нарушений предоставлен юридическому лицу. При невозможности в силу своего правового положения самостоятельно совершать действия, непосредственно направленные на устранение выявленных нарушений, БУКОО "Театр "Свободное пространство" может совершить действия организационного характера, направленные на их устранение, инициировать в установленном порядке, исходя из сложившихся правоотношений, их устранение.
Коль скоро допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписаниях, могли привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей на данном объекте, предписания выданы лицу, владеющему объектом защиты на праве оперативного управления, могли быть и фактически исполнены в установленном порядке с получением необходимых согласований и самостоятельно выбранным способом, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований в соответствующей части.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 02.10.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018 по делу N А48-4455/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.