г. Калуга |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А09-10481/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.07.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
||||
судей |
Елагиной О.К. |
||||
|
Шильненковой М.В. |
||||
при участии в заседании: |
|
||||
от истца: ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго" |
Козлова Н.А. (доверенность N 16-Д от 01.04.2017) |
||||
от ответчика: ООО "Управление жилыми домами" |
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Управление жилыми домами" на решение Арбитражного суда Брянской области от 29.11.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2018 по делу N А09-10481/2017,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Брянской области "Брянсккоммунэнерго" (далее - ГУП "Брянсккоммунэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилыми домами" (далее - ООО "Управдом", ответчик) о взыскании 15 820 руб. 80 коп. долга и 2 985 руб. 95 коп. пени. (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 29.11.2017 (судья Прокопенко Е.Н.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2018 (судьи: Егураева Н.В., Селивончик А.Г., Грошев И.П.) решение Арбитражного суда Брянской области от 29.11.2017 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "Управдом" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Брянской области от 29.11.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2018 отменить в части взыскания с ответчика в пользу истца 15 820 руб. основного долга.
Кассатор ссылается на отсутствие договорных отношений, в связи с чем, по мнению ответчика, он не должен оплачивать потребленную воду на содержание общего имущества.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
В порядке ст. 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства. В поступившем в суд округа ходатайстве ООО "Управдом" просило рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя общества.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на неё, с учетом пояснений представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 27.05.2013 между ГУП "Брянсккоммунэнерго" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Управдом" (потребитель) подписан договор N 05В-11110078 горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям (с приложениями и с учетом дополнительных соглашений), согласно которому поставщик обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором, осуществлять поставку коммунального ресурса, а исполнитель обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором, оплачивать принятый потребителем объем коммунального ресурса, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправность внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется потребление коммунального ресурса; адрес(а) многоквартирного(ых) дома(ов) указаны в Приложениях N 1 и N 4 (пункты 2.1, 2.2, 4.1.1, 4.3.1 договора).
Разделом 5 договора сторонами определен порядок определения количества (объема) коммунального ресурса, а разделом 6 - цена договора и порядок расчетов.
01.04.2015, 29.06.2015 между ГУП "Брянсккоммунэнерго" (поставщик) и ООО "Управдом" (исполнитель) были подписаны дополнительные соглашения с приложениями к договору N 05В-11110078 горячего водоснабжения для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Истец в период с ноября 2016 по апрель 2017 оказал ответчику услуги горячего водоснабжения.
Ответчик, приняв горячую воду, ее оплату в полном объеме не произвел, по расчету истца сумма долга составила 15 820 руб. 80 коп.
Неоплата долга и неисполнение досудебной претензии послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно исхоидили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Учитывая, что ответчик, являясь управляющей организацией, обязан приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме (постановление Правительства N 354 от 06.05.2011 "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов"), суды пришли к правильному выводу о том, что предъявление истцом к ответчику требований об оплате потребления горячей воды на общедомовые нужды при отсутствии договора обоснованно.
Факт оказания истцом услуг горячего водоснабжения ответчику в период с марта по апрель 2017 года в соответствии с условиями договора горячего водоснабжения от 27.05.2013 N 05В-11110078 подтвержден материалами дела.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за отопление (теплоснабжение).
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. В пункте 43 указанных Правил, предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома, не оборудованном индивидуальным прибором учета, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
Расчетный объем коммунального ресурса определяется на основании данных, указанных в пункте 59 Правил N 354, а при отсутствии таких данных определяется для отопления - в соответствии с формулами 2 и 3 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из расчетной величины потребления тепловой энергии, равной применяемому в таком многоквартирном доме нормативу потребления коммунальной услуги отопления.
Приложение N 2 предусматривает, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, в котором отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил N 354 определяется как произведение площади нежилого помещения, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и соответствующего тарифа. Аналогичный расчет приведен в подпункте "г" пункта 20, подпункте "б" пункта 21 Правил N 307.
Как верно указано судами, расчет объема коммунального ресурса, произведенный истцом с учетом норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и соответствующего тарифа, не противоречит вышеуказанным нормам права и документально ответчиком не опровергнут.
Доказательств предъявления ответчиком в адрес истца в спорный период претензий по качеству, количеству поставляемого ресурса, заявлений о ненадлежащем исполнении поставщиком своих договорных обязательств, обществом в материалы дела не представлено.
28.06.2017 в адрес истца ответчиком были представлены акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета от 30.01.2017 в многоквартирных домах NN 226, 228, по ул. Ленина, N 3 по ул. Московская, NN 8, 13, 15 по ул. К. Маркса, N 13 по ул. Толстого, N 11 по ул. Циолковского, N 1 по пр. Первомайский в г. Дятьково Брянской области. В соответствии с представленными актами в указанных многоквартирных домах отсутствует техническая возможность установки общедомовых приборов учета горячей воды.
Письмом от 09.08.2017 г. N 620/Д истец сообщил о снятии начислений повышающего коэффициента за период март - июнь 2017 года.
Согласно пункту 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ (в указанной редакции) положения пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017.
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "ж" п. 22 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Таким образом повышающий коэффициент не может быть применен при наличии акта об отсутствии технической возможности установки ОДПУ.
Судами в рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что после того, как истец произвел начисление с применением указанного коэффициента ответчику, он сторнировал данное начисление после представления акта о невозможности установки прибора учета. Снятие произведенных начислений произведено в последующие периоды, что не оспорено самим ответчиком.
Довод ответчика о том, что, поскольку отсутствуют договорные отношения между сторонами, то заявитель не должен оплачивать потребленный ресурс, был правомерно отклонен судами двух инстанций в силу следующего.
С 01.01.2017 действует новый порядок определения размера платы за содержание жилого помещения, в целях реализации которого утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение изменений в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Указанные изменения законодательства обязывают энергоснабжающую организацию, начиная с 01.01.2017 независимо от наличия или отсутствия подписанного между сторонами договора, предъявлять ответчику коммунальный ресурс, используемый при содержании общедомового имущества. Обязательность таких действий обусловлена законом.
При этом отсутствие соблюдения письменной формы договора между истцом и ответчиком не может служить основанием для освобождения последнего от обязанности по оплате электроэнергии, фактически потребленной в многоквартирных домах, находящихся в его управлении.
Из вышеуказанного следует, что между истцом и ответчиком фактически сложились отношения по поставке горячей воды в целях содержания общего имущества в спорные МКД, в связи с чем с 01.01.2017, при наличии законодательно закрепленной обязанности управляющей организации заключить договор с ресурсоснабжающей организацией, но при отсутствии такого договора, обязанность по оплате электрической энергии в целях содержания общего имущества лежит на управляющей организации, осуществляющей управление МКД, в том числе и обеспечение энергоснабжения в местах общего пользования.
Иное понимание в данном случае приведет к необоснованному освобождению управляющей организации от обязанностей, возложенных на нее, как исполнителя коммунальных услуг, тем более, что законом не предусмотрена возможность управляющей организации выполнять соответствующие функции частично (например, без оказания услуг по обслуживанию общего имущества МКД).
Более того, в соответствии с Постановлением Правительства от 14.02.2012 N 124 (в редакции указанного выше Постановления N 1498) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", указанные Правила устанавливают обязательные требования при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - договор ресурсоснабжения).
В силу пункта 2 указанных Правил "исполнителем" является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг. Управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящих Правил.
Согласно п. 4 Правил N 124 управляющая организация, на которую возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Кроме того, обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 Правил N 124 исходит из положений ч. 12 ст. 161 Жилищный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которой управляющие организации, товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 ст. 157 ЖК РФ, договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Ссылка кассатора на определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2017 по делу N 301-ЭС17-9716 неправомерна, поскольку в рамках указанного дела были рассмотрены иные спорные отношения.
На основании изложенного, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате поставленного ресурса на содержание общедомового имущества за период март-апрель 2017 года в сумме 15 820 руб. 80 коп.
Таким образом, убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, заявителем не представлено.
Все доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводами судов двух инстанций, сделанными по результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 29.11.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2018 по делу N А09-10481/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.