г. Калуга |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А35-11484/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.07.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.07.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
судей |
Аникиной Е.А. |
|
Сладкопевцевой Н.Г. |
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 08.02.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 по делу N А35-11484/2016,
УСТАНОВИЛ:
Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (далее - Фонд капитального ремонта, истец) обратился в Арбитражный суд Курской области с иском к Администрации Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области (далее - Администрация Малолокнянского сельсовета, ответчик) о взыскании 71 905 руб. 14 коп., в том числе 70 340 руб. 11 коп. долга по оплате взносов на капитальный ремонт за период с сентября 2014 года по май 2015 года и 1 565 руб. 03 коп. неустойки, начисленной за период с 01.11.2014 по 31.05.2015 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Курской области от 08.02.2018 (судья Цепкова Н.О.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 (судьи: Поротиков А.И, Щербатых Е.Ю., Кораблева Г.Н.) решение Арбитражного суда Курской области от 08.02.2018 оставлено без изменений.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Курской области от 08.02.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018, в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильным применением норм материального права.
В обоснование кассационной жалобы ответчик ссылается на то, что он не является собственником спорных помещений, в связи с чем, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у него отсутствует.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящую кассационную жалобу в порядке ч.3 ст.284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 22.08.2013 принят Закон Курской области N 63-ЗКО "О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области" (далее - Закон Курской области от 22.08.2013 N 63-ЗКО).
26.08.2013 на основании части 2 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 вышеуказанного Закона Курской области, создан Фонд "Региональный оператор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области", основными задачами которого в силу статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
27.12.2013 Постановлением Администрации Курской области N 1038-па утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области (далее - Программа).
В Приложении N 3 к Программе содержится перечень многоквартирных домов, включенных в Программу, указаны стоимость и виды работ по капитальному ремонту общего имущества каждого многоквартирного дома.
Согласно разделу 2 Программы ее целью является планирование и организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области и включенных в указанную Программу. Программа реализуется в течение 2014-2043 годов поэтапно (5-летними периодами).
Ресурсным обеспечением Программы служат средства фонда капитального ремонта, формируемого за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах (раздел 3 Программы).
05.11.2014 между Фондом капитального ремонта (региональный оператор) и МО "Малолокнянский сельсовет" (собственник помещений в многоквартирных домах) заключен договор N ЮЛ-24фкр о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, положения которого регламентируют отношения по взаимодействию сторон по формированию фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов путем перечисления взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципального образования на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников в отношении регионального оператора и организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. В соответствии с пунктом 2.1 договора собственник помещений в многоквартирных домах обязуется ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за истекшим, на основании платежных документов, представленных региональным оператором, уплачивать взносы на капитальный ремонт в размере, установленном Администрацией Курской области, а также предоставлять информацию о жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, находящихся в муниципальной собственности, сведения о которых представлены в Приложении N 1.
Пунктом 3.3 договора предусмотрено, что собственник помещений в многоквартирных домах, несвоевременно и (или) не полностью уплативший взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязан уплатить на счет регионального оператора в фонд капитального ремонта денежные средства в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не оплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты включительно. Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт, истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Начисления произведены в отношении помещений, находящихся в многоквартирных жилых домах, расположенных в с.Малая Локня Суджансокго района Курской области по ул. Кубарева, д. 4, д. 8, д. 13, а также по ул. Станционная, д. 5, д. 14, д. 16, д. 21.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170, частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Таким образом, в силу общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает для всех собственников помещений в многоквартирном доме обязанность с момента возникновения у них права собственности на соответствующие помещения не только нести расходы на их содержание, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на него путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, части 1, 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Действующее правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах имеет целью их поддержание в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, и тем самым - предотвращение причинения вреда как жизни, здоровью и имуществу собственников помещений и других граждан, проживающих в этих домах, так и жизни, здоровью и имуществу иных лиц (вследствие возможного разрушения или повреждения многоквартирных домов, их отдельных конструктивных элементов либо наступления иных обстоятельств, препятствующих их безопасной эксплуатации), то есть направлено на защиту конституционно значимых ценностей.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, будучи обязательной платой за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, не обладают признаком индивидуальной безвозмездности и предназначены для оплаты расходов на выполнение конкретных работ и оказание услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества (включая отдельные элементы строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома), в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения их эксплуатационных характеристик, и тем самым - для поддержания многоквартирного дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, что отвечает прежде всего интересам собственников помещений в таком доме.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П.
Частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Постановлением Администрации Курской области от 15.10.2014 N 655-па "Об областных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2014-2016 годы", распространившим действие на отношения, возникшие с 01.01.2014, утверждены областные стандарты стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц по городским округам, городским и сельским поселениям Курской области в размере 6,20 руб. на 1 кв. м.
Постановлением Администрации Курской области от 14.01.2015 N 7-па "Об установлении на территории Курской области минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2015 год" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Курской области на 2015 год в размере 6,50 руб. на 1 кв. м общей площади помещений в месяц.
Как верно установлено судами, расчет задолженности ответчика по оплате взносов на капитальный ремонт за период с сентября 2014 года по май 2015 года произведен истцом исходя из нормативно установленных на соответствующий календарный год минимальных размеров взноса и общей площади спорных помещений, и составил 70 340 руб. 11 коп.
Доказательств принятия собственниками помещений решений об определении иного размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт, а также об определении другого способа формирования фонда капитального ремонта, в том числе путем его формирования на специальном счете, в материалах дела не имеется. При этом в материалах дела также отсутствуют доказательства исполнения ответчиком обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт за спорный период.
С учетом вышеизложенного, суды обоснованно удовлетворили требования истца в полном объеме.
Отклоняя доводы ответчика о том, что он не является собственником спорных помещений, в связи с чем, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у него отсутствует, суды правомерно исходили из следующего.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, являющееся муниципальной собственностью, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию, от имени которого права собственника осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
Согласно пп. 1 п. 1 приложения N 3 к указанному Постановлению объекты жилищного фонда независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к муниципальной собственности.
В соответствии с разъяснением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному в пункте 5 Информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в Приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Следовательно, спорные помещения в многоквартирных домах могут рассматриваться как объекты муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к Постановлению N 3020-1.
Согласно абз. 3 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" решения органов местного самоуправления о включении объектов (имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке.
Из материалов дела следует, и признается самим ответчиком, что решением Собрания депутатов Малолокнянского сельсовета Суджанского райна Курской области от 18.03.2015 N 9-б было принято решение о принятии на баланс администрации Малолокнянского сельсовета спорных многоквартирных жилых домов от ликвидированного МУП "Малолокнянское ЖКХ".
Судами правомерно указано, что доказательств признания недействительным в судебном порядке решения Собрания депутатов Малолокнянского сельсовета N 9-б от 18.03.2015 о передаче ответчику спорных многоквартирных жилых домов в материалы дела не представлено.
Указанное решение отменено решением Собрания депутатов Малолокнянского сельсовета в феврале 2017 года, в то время как ко взысканию предъявлена задолженность за период с сентября 2014 года по май 2015 года.
Кроме того, судами верно обращено внимание на то, что согласно уточненным исковым требованиям из расчета задолженности истцом были исключены квартиры, находящиеся в собственности физических лиц.
Поскольку спорные объекты в силу вышеприведенных норм закона относятся исключительно к муниципальной собственности, отсутствие государственной регистрации права собственности само по себе не является препятствием для признания помещений в жилых домах объектами права муниципальной собственности ответчика.
Тот факт, что право муниципальной собственности не зарегистрировано в надлежащем порядке не отменяет того, что ответчик принял указанное имущество в муниципальную собственность в силу закона, поставил себе на баланс и заключил спорный договор.
Сведения о недвижимом имуществе, прошедшие государственную регистрацию и включенные в ЕГРП, являются правоподтверждающими, а не правообразующими.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в редакции, имеющей юридическое значение в рассматриваемый период) к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, внесение взносов на капитальный ремонт является расходным обязательством Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области и в соответствии с ч. 1 ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
В связи с изложенным, именно ответчик, в границах муниципального образования которого находится спорное имущество, несет обязанность по содержанию муниципального жилого фонда.
Оснований для освобождения от уплаты взносов на капитальный ремонт, установленных частью 2 ст. 169 ЖК РФ, ответчик не привел.
Помимо суммы основного долга, истцом заявлено и о взыскании неустойки.
Поскольку ответчиком не были своевременно оплачены взносы на капитальный ремонт, суды правомерно взыскали неустойку в сумме 1 565 руб. 03 коп. с учетом ст. ст. 329, 330 ГК РФ, ч. 14.1. Жилищного кодекса РФ.
Представленный истцом расчет неустойки ответчиком не опровергнут; доказательств несоразмерности предъявленной ко взысканию неустойки последствиям нарушения обязательства в дело не представлено (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
Таким образом, убедительных доводов, основанных на доказательной базе и позволяющих отменить или изменить оспариваемые решение и постановление, кассационная жалоба не содержит. Доводы заявителя жалобы выражают лишь несогласие с выводами судов, содержащимися в оспариваемых судебных актах, что не может являться основанием для их отмены.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2010 года N 306-О-О, по установленному Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации правилу, исследование и оценка доказательств по делу - прерогатива суда первой инстанции (статьи 135, 136, 153, 159, 162, 168 и 170). В силу положения части 1 статьи 288 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого судебного акта лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия проверяемого акта нормам материального и процессуального права, исходя из установленных статьей 286 названного Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с положениями ст.286, ч.2 ст.287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права, при принятии обжалуемых решения и постановления не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 08.02.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 по делу N А35-11484/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.