г.Воронеж |
|
07 мая 2018 г. |
Дело N А35-11484/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Поротикова А.И., |
судей |
Щербатых Е.Ю., |
|
Кораблевой Г.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Измайловой С.В.,
при участии:
от Администрации Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 08.02.2018 по делу N А35-11484/2016 (судья Цепкова Н.О.) по иску Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" к Администрации Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области о взыскании 71 905 руб. 14 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (далее - Фонд капитального ремонта, истец) обратился в Арбитражный суд Курской области с иском (с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Администрации Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области (далее - Администрация Малолокнянского сельсовета, ответчик) о взыскании 71 905 руб. 14 коп., в том числе 70 340 руб. 11 коп. долга по оплате взносов на капитальный ремонт за период с сентября 2014 года по май 2015 года и 1 565 руб. 03 коп. неустойки, начисленной за период с 01.11.2014 по 31.05.2015.
Решением Арбитражного суда Курской области от 08.02.2018 по делу N А35-11484/2016 требования истца удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, полагая его незаконным и необоснованным, Администрация Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 27.04.2018 г. представители сторон не явились.
От Фонда капитального ремонта в материалы дела поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых истец просил оставить обжалуемое решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения вышеназванных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Суд при этом исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 22.08.2013 принят Закон Курской области N 63-ЗКО "О вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области" (далее - Закон Курской области от 22.08.2013 N 63-ЗКО).
26.08.2013 на основании части 2 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 вышеуказанного Закона Курской области создан Фонд "Региональный оператор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области", основными задачами которого в силу статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
27.12.2013 Постановлением Администрации Курской области N 1038-па утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области (далее - Программа).
В Приложении N 3 к Программе содержится перечень многоквартирных домов, включенных в Программу, указаны стоимость и виды работ по капитальному ремонту общего имущества каждого многоквартирного дома.
Согласно разделу 2 Программы ее целью является планирование и организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курской области и включенных в указанную Программу. Программа реализуется в течение 2014 - 2043 годов поэтапно (5-летними периодами).
Ресурсным обеспечением Программы служат средства фонда капитального ремонта, формируемого за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах (раздел 3 Программы).
05.11.2014 между Фондом капитального ремонта (региональный оператор) и МО "Малолокнянский сельсовет" (собственник помещений в многоквартирных домах) заключен договор N ЮЛ-24фкр о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, положения которого регламентируют отношения по взаимодействию сторон по формированию фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов путем перечисления взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципального образования на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников в отношении регионального оператора и организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 2.1 договора собственник помещений в многоквартирных домах обязуется ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за истекшим, на основании платежных документов, представленных региональным оператором, уплачивать взносы на капитальный ремонт в размере, установленном Администрацией Курской области, а также предоставлять информацию о жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, находящихся в муниципальной собственности, сведения о которых представлены в Приложении N 1.
Пунктом 3.3 договора предусмотрено, что собственник помещений в многоквартирных домах, несвоевременно и (или) не полностью уплативший взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязан уплатить на счет регионального оператора в фонд капитального ремонта денежные средства в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не оплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты включительно.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт, истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием. Начисления произведены в отношении помещений, находящихся в многоквартирных жилых домах, расположенных в с.Малая Локня Суджансокго района Курской области по ул.Кубарева, д.4, д.8, д.13, а также по ул.Станционная, д. 5, д.14, д.16, д.21.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170, частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Таким образом, в силу общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает для всех собственников помещений в многоквартирном доме обязанность с момента возникновения у них права собственности на соответствующие помещения не только нести расходы на их содержание, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на него путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, части 1, 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Действующее правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах имеет целью их поддержание в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, и тем самым - предотвращение причинения вреда как жизни, здоровью и имуществу собственников помещений и других граждан, проживающих в этих домах, так и жизни, здоровью и имуществу иных лиц (вследствие возможного разрушения или повреждения многоквартирных домов, их отдельных конструктивных элементов либо наступления иных обстоятельств, препятствующих их безопасной эксплуатации), то есть направлено на защиту конституционно значимых ценностей.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, будучи обязательной платой за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, не обладают признаком индивидуальной безвозмездности и предназначены для оплаты расходов на выполнение конкретных работ и оказание услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества (включая отдельные элементы строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома), в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения их эксплуатационных характеристик, и тем самым - для поддержания многоквартирного дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, что отвечает прежде всего интересам собственников помещений в таком доме.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016.
Частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Постановлением Администрации Курской области от 15.10.2014 N 655-па "Об областных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2014 - 2016 годы", распространившим действие на отношения, возникшие с 01.01.2014, утверждены областные стандарты стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц по городским округам, городским и сельским поселениям Курской области в размере 6,20 руб. на 1 кв.м.
Постановлением Администрации Курской области от 14.01.2015 N 7-па "Об установлении на территории Курской области минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2015 год" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Курской области на 2015 год в размере 6,50 руб. на 1 кв.м общей площади помещений в месяц.
Как следует из материалов дела, расчет задолженности ответчика по оплате взносов на капитальный ремонт за период с сентября 2014 года по май 2015 года произведен истцом исходя из нормативно установленных на соответствующий календарный год минимальных размеров взноса и общей площади спорных помещений.
Размер указанной задолженности составляет 70 340 руб. 11 коп.
Доказательств принятия собственниками помещений решений об определении иного размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт, а также об определении другого способа формирования фонда капитального ремонта, в том числе путем его формирования на специальном счете, в материалах дела не имеется.
При этом в материалах дела также отсутствуют доказательства исполнения ответчиком обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт за спорный период.
В этой связи суд области пришел к верному выводу о том, что требование истца о взыскании долга в заявленной сумме является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Возражая относительно удовлетворения заявленных требований, ответчик ссылается на то, что он не является собственником спорных помещений, в связи с чем обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у него отсутствует.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным доводом в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, являющееся муниципальной собственностью, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию, от имени которого права собственника осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
Согласно пп. 1 п. 1 приложения N 3 к Постановлению объекты жилищного фонда независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к муниципальной собственности.
В соответствии с разъяснением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному в пункте 5 Информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в Приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Следовательно, спорные помещения в многоквартирных домах могут рассматриваться как объекты муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к Постановлению N 3020-1.
Согласно абз. 3 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" решения органов местного самоуправления о включении объектов (имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке.
Судом области правомерно указано, что доказательств признания недействительным в судебном порядке решения Собрания депутатов Малолокнянского сельсовета N 9-б от 18.03.2015 о передаче ответчику многоквартирных жилых домов в материалы дела не представлено.
Указанное решение отменено решением Собрания депутатов Малолокнянского сельсовета в феврале 2017 года, в то время как ко взысканию предъявлена задолженность за период с сентября 2014 года по май 2015 года.
Кроме того, судом верно обращено внимание на то, что согласно уточненным исковым требованиям из расчета задолженности истцом были исключены квартиры, находящиеся в собственности физических лиц.
Поскольку спорные объекты в силу вышеприведенных норм закона относятся исключительно к муниципальной собственности, отсутствие государственной регистрации права собственности само по себе не является препятствием для признания помещений в жилых домах объектами права муниципальной собственности ответчика. Тот факт, что право муниципальной собственности не зарегистрировано в надлежащем порядке не отменяет того, что ответчик принял указанное имущество в муниципальную собственность в силу закона и заключил спорный договор. Сведения о недвижимом имуществе, прошедшие государственную регистрацию и включенные в ЕГРП, являются правоподтверждающими, а не правообразующими. К тому же, данные сведения являются единственным доказательством существования зарегистрированного права, однако, право может и не быть зарегистрированным, что не означает его (право) отсутствие.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" до 01.01.2015 органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в редакции, имеющей юридическое значение в рассматриваемый период) к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, внесение взносов на капитальный ремонт является расходным обязательством Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области и в соответствии с ч. 1 ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
В связи с изложенным, именно ответчик, в границах муниципального образования которого находится спорное имущество, несет обязанность по содержанию муниципального жилого фонда.
Оснований для освобождения от уплаты взносов на капитальный ремонт, установленных частью 2 ст. 169 ЖК РФ, ответчик не привел.
Помимо суммы основанного долга, истцом заявлено и о взыскании неустойки.
В силу статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой (пеней, штрафом), предусмотренной законом или договором.
Согласно части 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ответчиком не были своевременно оплачены взносы на капитальный ремонт, требование истца о взыскании неустойки в сумме 1 565 руб. 03 коп. является законным и обоснованным.
Представленный истцом расчет неустойки ответчиком не опровергнут; доказательств несоразмерности предъявленной ко взысканию неустойки последствиям нарушения обязательства в дело не представлено (ст. ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изложенных обстоятельствах требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводов, подкрепленных соответствующими доказательствами и опровергающих вышеназванные выводы суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Администрация Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты госпошлины освобождена.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 08.02.2018 по делу N А35-11484/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Малолокнянского сельсовета Суджанского района Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
председательствующий судья |
А.И. Поротиков |
Судьи |
Е.Ю. Щербатых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.