Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 29 июня 2021 г. N 3а-496/2021
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "НерудСервис" к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан о признании недействующим приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 25 мая 2020 года N 613-п "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан",
установил:
приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Минэкологии Республики Татарстан) от 15 сентября 2014 года N 637-п (далее также - приказ от 15 сентября 2014 года N 637-п) утвержден Перечень участков недр местного значения по Республике Татарстан.
Приказами Минэкологии Республики Татарстан от 20 августа 2015 года N 659-п, от 29 июля 2016 года N 708-п, от 26 августа 2016 года N 804-п, от 13 июня 2017 года N 656-п, от 17 ноября 2017 года N 1385-п, от 17 августа 2018 года N 818-п, от 18 марта 2019 года N 258-п в Перечень участков недр местного значения по Республике Татарстан, утвержденный приказом от 15 сентября 2014 года N 637-п, внесены изменения.
Приказом Минэкологии Республики Татарстан от 25 мая 2020 года N 613-п "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан" внесены изменения в Перечень участков недр местного значения по Республике Татарстан, утвержденный приказом от 15 сентября 2014 года N 637-п, в который вышеперечисленными нормативными правовыми актами вносились изменения.
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "НерудСервис" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным иском к Минэкологии Республики Татарстан о признании несоответствующим федеральному законодательству и недействующим приказа Минэкологии Республики Татарстан от 25 мая 2020 года N 613-п, ссылаясь, в том числе на неопубликование и отсутствие государственной регистрации данного нормативного правового акта.
В судебном заседании представитель ООО "НерудСервис" Абдуллин Н.А. административный иск поддержал.
Представитель Минэкологии Республики Татарстан Вахитова Е.К. административный иск не признала.
Представитель Министерства юстиции Республики Татарстан Слепнева Э.И. оставила разрешение административного спора на усмотрение суда.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта "к" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, законодательство о недрах.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулирует Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", который содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Согласно пункту 7.1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях, помимо прочих, относятся подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Пунктом 1 части первой статьи 23 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" установлено, что к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
При этом, подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой данной статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами (часть вторая статьи 23 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").
Полномочия по принятию решения о предоставлении права пользования участками недр общего значения, участию в установлении порядка пользования участками недр местного значения, осуществлению подготовки и утверждения перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - предоставлено Минэкологии Республики Татарстан - органу исполнительной власти Республики Татарстан отраслевой компетенции, осуществляющему государственное управление и реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды по вопросам, отнесенным к его полномочиям, на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 3.3.11 Положения о Минэкологии Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 июля 2005 года N 325.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Минэкологии Республики Татарстан в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий.
Подпунктами "в", "г" пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу.
В пунктах 29, 30 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, необходимо проверять, соблюден ли порядок его опубликования и вступления в силу.
При этом обязанность доказывания этих обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В ходе рассмотрения дела судом истребованы у Минэкологии Республики Татарстан доказательства соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе порядка его государственной регистрации, опубликования (обнародования), предусмотренного пунктом 1 Указа Президента Республики Татарстан от 28 сентября 2017 года N УП-861 "Об отдельных вопросах государственной регистрации, официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, обеспечения в Республике Татарстан единства правового пространства Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных указов Президента Республики Татарстан", Правилами подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 июля 2002 года N 426. Однако такие доказательства представлены не были.
Более того, представитель административного ответчика в судебном заседании сообщил, что приказ от 25 мая 2020 года N 613-п опубликован не был и не прошел процедуру государственной регистрации. Данные утверждения подтвердил и представитель Министерства юстиции Республики Татарстан.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта ввиду отсутствия государственной регистрации, порядка его опубликования, что свидетельствует об отсутствии у приказа Минэкологии Республики Татарстан от 25 мая 2020 года N 613-п юридической силы.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 40 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 указал, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим полностью с момента его принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "НерудСервис" удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 25 мая 2020 года N 613-п "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан".
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 29 июня 2021 г. N 3а-496/2021
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 2 ноября 2021 г.