Новый налог за воду
Как это ни странно звучит, за воду надо будет платить налог, а не как раньше - плату. "Плата за пользование водными объектами" (закон N 71-ФЗ), которую фирмы и предприниматели сейчас перечисляют в бюджет, статуса налога или сбора не имеет. Тем не менее она отнесена к налоговым платежам. Это и вызывает споры, поскольку налог может быть установлен только в случае, если определены все основные элементы налогообложения, включая налоговые ставки и налоговый период.
То есть сам платеж противоречит Налоговому кодексу. Ведь по его трактовке платить надо либо налог, либо сбор (ст. 1 НК). Понятие "платеж" в главном налоговом документе страны применяется только к суммам, которые юридические или физические лица платят на таможне. Так что с нового года вопрос о статусе "водных выплат" государству снимается.
Согласно новой редакции, платить водный налог будут предприятия и граждане, которые осуществляют забор воды из водных объектов и используют их акватории. Так же платить придется тем, кто пользуется водой для целей гидроэнергетики и лесосплава. Главная особенность новых правил - налог надо платить там, где фирма или предприниматель использует водоем. То есть столичным фирмам придется пополнять не московский бюджет, а волжских или сибирских регионов. Тут депутаты, видимо, вспомнили ситуацию с налогом на игорный бизнес. Регистрироваться в субъектах, где налог не введен, и таким образом от него освобождаться, у фирм не получится. Только в скольких же налоговых инспекциях придется регистрироваться предприятию, которое сплавляет груз по всей Волге?
В настоящий момент организация или предприниматель может платить налог по месту своего нахождения. К тому же в отличие от закона N 71-ФЗ новый налог не разрешает чиновникам устанавливать льготы для отдельных категорий плательщиков. Так что о снижении ставок речи теперь не идет.
Хотя при этом восстанавливается льгота, прекратившая свое действие с 1 января 2003 года. Речь идет о ставке налога при заборе воды для водоснабжения населения. Она устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта. К сожалению, больше никаких особенностей по поводу снабжения жилого сектора водой не предусматривается. Ничего не сказано также и про сточные и талые воды. Видимо, теперь их можно использовать в любом количестве без налоговых платежей.
Не указывается в новой главе и о способе разделения воды для нужд производства и личных целей. Ведь градообразующие предприятия снабжают питьевой водой практически все население близлежащих населенных пунктов. То же можно сказать и о сельскохозяйственных организациях. Скорее всего считать объем воды фирма или предприниматель будут самостоятельно.
Налоговая база
Базу по водному налогу надо разделять по каждому виду объекта налогообложения. К тому же придется считать отдельно забор воды из водоема и использование его поверхности.
Если воду качают для производственных или иных нужд, налоговая база будет определяться как объем выбранной воды. Для этого надо подключать водоизмерительные приборы и вести специальный журнал. Его форма выйдет в свет в ближайшем будущем.
Законодатель закрыл лазейку и для тех, кто в принципе применить приборы не может. Им все равно придется считать налог. Только делать это надо будет из расчета времени потребления воды и технической оснащенности предприятия. Что это такое, депутаты объяснять не стали. Видимо, нужно брать данные об объектах основных средств и перемножать их на часы забора воды из водоема.
Тогда нужно ли учитывать износ такого оборудования и кто будет "засекать" время, за которое выкачивается вода? Ведь прибор как раз поставить нельзя. Будем надеяться, что скоро выйдут методические рекомендации по налогу, которые ответят на эти вопросы.
Пока же в новой главе говорится, что если даже по техническим характеристикам нельзя отследить, сколько же воды потребляет фирма или предприниматель, то руководствоваться следует нормами забора воды из водоемов. Пока таких норм нет.
Для тех же, кто использует реки или озера для переправки грузов, налоговая база будет определяться как площадь предоставленного водного пространства. Интересное положение. Сколько же придется заплатить фирме, которая перевозит грузы по речной системе от Мурманска до Астрахани? Законодатель говорит, что предоставленная территория указывается в выданной лицензии. Если ее нет, то налоговики при проверке будут использовать техническую документацию. Скорее всего тут имеются в виду, корабельные журналы или первичные документы по перевозимым грузам.
Для тех организаций, которые сплавляют лес, налоговая база определяется достаточно просто. Надо перемножить количество древесины (в кубических метрах) на расстояние, по которому бревна сплавлялись (в километрах). Далее полученный результат надо поделить на 100.
Ставки и налоговый период
Рассчитываться с государством за воду нужно будет раз в квартал. Заплатить налог надо не позднее 20 числа, следующего за отчетным периодом. Декларация подается одновременно.
Ставки же налога приводятся в статье 333.11 Налогового кодекса. Отличаются они не только для подземных и наземных вод бассейна каждой реки. Также каждая река или озеро будет делиться по экономическим районам страны. Например, предприятие, качающее воду из Волги в Московской области, будет платить 300 рублей за одну тысячу кубических метров. А в Новгороде за волжскую воду заплатят 282 рубля.
Морская вода будет "дешевле". Тут по регионам, естественно, ставки делить не будут. Ставки будут различаться по морям. Самая дорогая вода - в Черном и Каспийском морях (14,88 руб. за куб. м). Самая дешевая - в Чукотском (4,44 за куб. м).
А вот для тех, кто занимается речным судоходством, по какой реке плавать для налога значения не имеет. Основной показатель в таком случае - экономический район. Дороже всего плавать со следующего года будет в Северо-Кавказском районе (32,16 руб. за 1 кв. км). За сибирские реки надо платить меньше - всего 28,20 рубля.
Кстати, тех, кто превышает лимит используемой воды, будут наказывать. Ставки по превышенному объему будут взиматься в пятикратном размере. Отсюда вывод: если не будет лицензии, в которой указывается лимит, предприятие заплатит больше в пять раз. Добавьте сюда пени и штрафы за неуплаченные налоги и неподанные декларации. Согласитесь, наказание за нелегальное использование воды будет очень серьезным. Этим, кстати, новый налог отличается от "платы". Раньше в суде налогоплательщики довольно легко доказывали, что платить пени они не будут, потому что плата за воду статуса налога не имеет.
Льготы
Льготы по водному налогу по сравнению с платой за пользование водными объектами значительно изменились. Точнее, теперь они едины для всей страны. С начала следующего года Москва и область устанавливать свои льготы по налогу не смогут. Им придется довольствоваться только теми, которые указываются в статье 333.9 Налогового кодекса. Именно по освобождению от налога весь год и спорили депутаты. Льготников по водному налогу теперь будет не так много.
Освобождается от налога строительство и различные исследования на воде. Сюда же включаются забор воды для экологических, санитарных и судоходных пропусков.
Также попали в число льготников производители минералки, добытчики золота и других металлов - забор вод, содержащих полезные ископаемые, или природные лечебные ресурсы в налоговую базу не включаются.
Не забыли депутаты и тружеников сельского хозяйства. Вода, которую они используют для мелиорации и животноводства, налогом не облагается. Также к льготникам относятся рыболовы и охотники.
И, наконец, под льготу попали шахтеры и нефтяники. Вода, которая закачивается в шахту или скважины, налогом облагаться не будет.
К. Самсуев
"Московский бухгалтер", N 11, ноябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007